Перед тем, как рассмотреть возможность заработка на хендмейд-изделия, давайте немного разберемся в предмете. Многие люди, имеющие какое-либо креативное увлечение и в котором они достигли высокого уровня мастерства, рано или поздно начинают задумываться о том, чтобы конвертировать свои умения в денежную прибыль. Однако, как показывает практика, далее нескольких неуверенных шагов дело не продвигается. Согласитесь, что продажи исключительно своим друзьям и знакомым, как и периодические участия в выставках (которые, как правило, даже не окупаются) никак не попадают под определение «свой бизнес».
Чтобы коммерческая деятельность могла называться успешной, она должна приносить хорошую прибыль. Эта банальная истина означает, что ваше занятие должно стоить того, чтобы вкладывать в него значительное время, силы и ресурсы. То есть, уровень прибыли от него должен не только покрывать материальные расходы, но и быть достаточным для того, чтобы тратить на него свое время. И если вы решили всерьез заняться бизнесом на хендмейде, то вполне логично изначально ставить именно такие цели по доходам.
Для успеха мероприятия вам следует тщательно оценить свои силы, а начать следует с ответа на три важнейших вопроса:
- Что продавать?
- Кому продавать?
- На какую реальную прибыль можно рассчитывать?
Если вы уже имеете опыт не только в изготовлении каких-либо хендмейд-изделий, но и в дальнейшей их реализации, то, скорее всего, нижеприведенная информация вам уже неинтересна. А вот новичкам советуем с ней ознакомиться, прежде чем закупать расходные и рекламные материалы, платить за разработку и продвижение сайта и, тем более, увольняться с основной работы. Итак, рассмотрим эти три вопроса более детально.
Что именно вы собираетесь продавать?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь далеко не факт, что изделия, которые нравятся вам, понравятся более-менее широкой аудитории. Проверить спрос на те или иные хендмейд-товары можно расширив ассортимент. Например, если вы вяжете спицами или крючком, не останавливайтесь на одном изделии, свяжите носки, игрушки, шарфы или еще что-то, таким образом вы сможете предложить своим покупателям более широкий ассортимент. С другой стороны, чересчур распыляться также не стоит, так как может сложиться ситуация, когда вы тратите много времени на мало интересные для большой аудитории изделия.
В любом случае, ваша первоочередная задача состоит в грамотном выборе ниши. Сделав это, сосредоточьтесь на ней и оттачивайте свои умения до идеала. Лучше делать что-то одно, но очень хорошо, чем много разных товаров невысокого качества. К примеру, если вы умеете вязать носки с уникальным и ярким дизайном, это будет конкурентным преимуществом перед мастером, вяжущим различные, но невзрачные изделия.
Именно поэтому очень важно правильно определить свою нишу, то есть найти товары, которые будут продаваться лучше всего. Для этого вам придется изучить рынок и сравнить свои товары с тем, что уже есть на нем. Чтобы вам было легче оценить собственные возможности и перспективы выхода на рынок, ответьте себе на следующие вопросы:
- Какие именно хендмейд-изделия получается у вас лучше всего?
- Ответив на первый вопрос, постарайтесь оценить следующий аспект: какие именно разновидности этих изделий есть на рынке? Речь идет о различных функциональных нюансах, дизайне, материалах изготовления и т. д.
- Какими параметрами должен обладать товар, чтобы пользоваться стабильно высоким спросом среди покупателей? Имеется в виду размерная сетка, материалы, разнообразие ассортимента и др.
- Какой характер спроса на ваши изделия – постоянный или сезонный?
- Какое основное назначение ваших товаров – функциональное или декоративное?
- Являются ли ваши изделия чем-то уникальным, легко узнаваемым?
- Есть ли у вас конкуренты в выбранной вами нише и, если ответ положительный, то кто они? Какие у них преимущества перед вами?
Кто является вашей целевой аудиторией?
Ответ на этот вопрос очень важен, так как если вы знаете, чего хотят ваши покупатели, вы легко сможете удовлетворить их запросы и тем самым заполнить нишу на рынке. Обладая этой информацией, вы сможете сконцентрироваться исключительно на важных процессах, не тратя время и ресурсы на неинтересные для покупателей аспекты.
При этом следует понимать, что слишком общие ответы на этот вопрос вряд ли являются правильными. Например, фраза «женщины и девушки в возрасте до 40 лет, с доходами выше среднего, желающие подчеркнуть свой уникальный стиль» не говорит ни о чем. Постарайтесь максимально сузить и конкретизировать запросы своей целевой аудитории, ведь создать один товар «для всех» практически невозможно. Для того, чтобы очертить круг интересов потенциальных покупателей, постарайтесь найти ответы на такие вопросы:
- Каким группам людей будет интересен ваш товар? Например – студенты, туристы, родители новорожденных малышей, спортсмены, автолюбители и т. д.
- Предполагаемый уровень дохода ваших клиентов.
- Хобби и увлечения потенциальных покупателей.
- Их социальный статус, семейное положение, наличие детей.
- Вкусы ваших покупателей (имеются ввиду, в первую очередь, их предпочтения по стилю).
- Насколько часто у одних и тех же покупателей может снова возникать потребность в ваших изделиях? Например, та же шапка может понадобиться один или два раза за сезон, а вот кондитерские изделия ручной работы у вас вполне могут покупать даже несколько раз в неделю.
- Ваши изделия чаще приобретают для себя или в качестве подарка? Если второе, то для кого он делается?
- Наконец, важнейшая задача: где искать всю ту целевую аудиторию, которую вы для себя очертили, ответив на предыдущие вопросы? Это могут быть интернет-порталы, группы в социальных сетях, выставки, торговые центры, рынки и др.
Конечно же, правильно ответить на все эти вопросы сразу не получится. Лишь после начала деятельности и оценки реальных продаж вы сможете найти более точную информацию. Тем не менее, на старте важен даже такой, весьма приблизительный анализ, так как он даст вам возможность составить план и сформулировать основные задачи.
На какую прибыль вы рассчитываете?
Определите для себя ту сумму, ради которой вы готовы тратить свое время и силы. При этом постарайтесь соотнести ее с вашими реальными возможностями. Таким образом, у вас в голове должны сформироваться вполне конкретные цифры – 5000, 10000, 30000 руб. в месяц. Помочь вам в реальной оценке своих возможностей могут ответы на такие вопросы:
- Сколько времени вы сможете уделять ежедневно (или в неделю, месяц) на свое хобби? Учитывайте не только сам процесс создания изделия, но и работу с клиентами, поставщиками материалов и т. д.
- Сколько времени уходит на создание того или иного изделия? В какую стоимость вы оцениваете это время?
- Тот же вопрос о материалах – сколько их уходит и какова их закупочная стоимость?
- Учтите другие возможные расходы – аренда помещения под торговую точку, заработная плата сотрудникам, транспортные расходы, платежи за электроснабжение и др.
- Какой будет итоговая цена ваших изделий, с учетом всех расходов?
Для прояснения картины приведем простой пример. Итак, вы собираетесь заниматься своим бизнесом, не оставляя основную работу, и сможете уделять ему 4-5 часов ежедневно. Продавать свой товар вы будете самостоятельно, расходов на содержание торговой точки также никаких. Итого вместе с выходными вы сможете тратить в среднем 30 часов в неделю на свое дело, а продажа одного товара (по вашим подсчетам) составляет 5 часов (изготовление, поиск клиента, отгрузка и т. д.) Таким образом, в неделю вы сможете реализовывать 6 изделий, или 24-26 в месяц. Умножьте это количество на разницу между доходом и расходом, и вы получите максимально возможную прибыль. Например, при расходах на одно изделие 158 рублей и его цене в 640, формула для подсчета будет выглядеть так: 24 х (640 – 158) = 11568 руб.
Устраивает ли вас такая прибыль и стоит ли игра свеч, решать только вам. Не забывайте также и о том, что эти показатели не окончательные и могут отличаться от реальных. Время работы может измениться как в меньшую, так и в большую сторону, появятся дополнительные расходы и неучтенные риски и т. д. Тем не менее, даже такой простой подсчет дает более-менее объективное представление о том, стоит ли вообще начинать свой бизнес на хендмейд-товарах.