Как заработать, занимаясь хендмейдом?

Как заработать, занимаясь хендмейдом? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Перед тем, как рассмотреть возможность заработка на хендмейд-изделия, давайте немного разберемся в предмете. Многие люди, имеющие какое-либо креативное увлечение и в котором они достигли высокого уровня мастерства, рано или поздно начинают задумываться о том, чтобы конвертировать свои умения в денежную прибыль. Однако, как показывает практика, далее нескольких неуверенных шагов дело не продвигается. Согласитесь, что продажи исключительно своим друзьям и знакомым, как и периодические участия в выставках (которые, как правило, даже не окупаются) никак не попадают под определение «свой бизнес».

Чтобы коммерческая деятельность могла называться успешной, она должна приносить хорошую прибыль. Эта банальная истина означает, что ваше занятие должно стоить того, чтобы вкладывать в него значительное время, силы и ресурсы. То есть, уровень прибыли от него должен не только покрывать материальные расходы, но и быть достаточным для того, чтобы тратить на него свое время. И если вы решили всерьез заняться бизнесом на хендмейде, то вполне логично изначально ставить именно такие цели по доходам.

хендмейд, идеи для вдохновения, как заработать, украшения своими руками, купить подарок

Для успеха мероприятия вам следует тщательно оценить свои силы, а начать следует с ответа на три важнейших вопроса:

  1. Что продавать?
  2. Кому продавать?
  3. На какую реальную прибыль можно рассчитывать?                                                                                                                                           

Если вы уже имеете опыт не только в изготовлении каких-либо хендмейд-изделий, но и в дальнейшей их реализации, то, скорее всего, нижеприведенная информация вам уже неинтересна. А вот новичкам советуем с ней ознакомиться, прежде чем закупать расходные и рекламные материалы, платить за разработку и продвижение сайта и, тем более, увольняться с основной работы. Итак, рассмотрим эти три вопроса более детально.

Что именно вы собираетесь продавать?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь далеко не факт, что изделия, которые нравятся вам, понравятся более-менее широкой аудитории. Проверить спрос на те или иные хендмейд-товары можно расширив ассортимент. Например, если вы вяжете спицами или крючком, не останавливайтесь на одном изделии, свяжите носки, игрушки, шарфы или еще что-то, таким образом вы сможете предложить своим покупателям более широкий ассортимент. С другой стороны, чересчур распыляться также не стоит, так как может сложиться ситуация, когда вы тратите много времени на мало интересные для большой аудитории изделия.

В любом случае, ваша первоочередная задача состоит в грамотном выборе ниши. Сделав это, сосредоточьтесь на ней и оттачивайте свои умения до идеала. Лучше делать что-то одно, но очень хорошо, чем много разных товаров невысокого качества. К примеру, если вы умеете вязать носки с уникальным и ярким дизайном, это будет конкурентным преимуществом перед мастером, вяжущим различные, но невзрачные изделия.

хенд мейд, идеи для творчества, браслеты, бижутерия своими руками, своими руками

Именно поэтому очень важно правильно определить свою нишу, то есть найти товары, которые будут продаваться лучше всего. Для этого вам придется изучить рынок и сравнить свои товары с тем, что уже есть на нем. Чтобы вам было легче оценить собственные возможности и перспективы выхода на рынок, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Какие именно хендмейд-изделия получается у вас лучше всего?
  • Ответив на первый вопрос, постарайтесь оценить следующий аспект: какие именно разновидности этих изделий есть на рынке? Речь идет о различных функциональных нюансах, дизайне, материалах изготовления и т. д.
  • Какими параметрами должен обладать товар, чтобы пользоваться стабильно высоким спросом среди покупателей? Имеется в виду размерная сетка, материалы, разнообразие ассортимента и др.
  • Какой характер спроса на ваши изделия – постоянный или сезонный?
  • Какое основное назначение ваших товаров – функциональное или декоративное?
  • Являются ли ваши изделия чем-то уникальным, легко узнаваемым?
  • Есть ли у вас конкуренты в выбранной вами нише и, если ответ положительный, то кто они? Какие у них преимущества перед вами?             

Кто является вашей целевой аудиторией?

Ответ на этот вопрос очень важен, так как если вы знаете, чего хотят ваши покупатели, вы легко сможете удовлетворить их запросы и тем самым заполнить нишу на рынке. Обладая этой информацией, вы сможете сконцентрироваться исключительно на важных процессах, не тратя время и ресурсы на неинтересные для покупателей аспекты.

хендмейд как бизнес, идеи подарков, браслеты ручной работы, бижутерия ручной работы, авторская работа

При этом следует понимать, что слишком общие ответы на этот вопрос вряд ли являются правильными. Например, фраза «женщины и девушки в возрасте до 40 лет, с доходами выше среднего, желающие подчеркнуть свой уникальный стиль» не говорит ни о чем. Постарайтесь максимально сузить и конкретизировать запросы своей целевой аудитории, ведь создать один товар «для всех» практически невозможно. Для того, чтобы очертить круг интересов потенциальных покупателей, постарайтесь найти ответы на такие вопросы:

  • Каким группам людей будет интересен ваш товар? Например – студенты, туристы, родители новорожденных малышей, спортсмены, автолюбители и т. д.
  • Предполагаемый уровень дохода ваших клиентов.
  • Хобби и увлечения потенциальных покупателей.
  • Их социальный статус, семейное положение, наличие детей.
  • Вкусы ваших покупателей (имеются ввиду, в первую очередь, их предпочтения по стилю).
  • Насколько часто у одних и тех же покупателей может снова возникать потребность в ваших изделиях? Например, та же шапка может понадобиться один или два раза за сезон, а вот кондитерские изделия ручной работы у вас вполне могут покупать даже несколько раз в неделю.
  • Ваши изделия чаще приобретают для себя или в качестве подарка? Если второе, то для кого он делается?
  • Наконец, важнейшая задача: где искать всю ту целевую аудиторию, которую вы для себя очертили, ответив на предыдущие вопросы? Это могут быть интернет-порталы, группы в социальных сетях, выставки, торговые центры, рынки и др.

Конечно же, правильно ответить на все эти вопросы сразу не получится. Лишь после начала деятельности и оценки реальных продаж вы сможете найти более точную информацию. Тем не менее, на старте важен даже такой, весьма приблизительный анализ, так как он даст вам возможность составить план и сформулировать основные задачи.

На какую прибыль вы рассчитываете?

бизнес, как продавать, украшения ручной работы, купить украшения, авторская ручная работа

Определите для себя ту сумму, ради которой вы готовы тратить свое время и силы. При этом постарайтесь соотнести ее с вашими реальными возможностями. Таким образом, у вас в голове должны сформироваться вполне конкретные цифры – 5000, 10000, 30000 руб. в месяц. Помочь вам в реальной оценке своих возможностей могут ответы на такие вопросы:

  • Сколько времени вы сможете уделять ежедневно (или в неделю, месяц) на свое хобби? Учитывайте не только сам процесс создания изделия, но и работу с клиентами, поставщиками материалов и т. д.
  • Сколько времени уходит на создание того или иного изделия? В какую стоимость вы оцениваете это время?
  • Тот же вопрос о материалах – сколько их уходит и какова их закупочная стоимость?
  • Учтите другие возможные расходы – аренда помещения под торговую точку, заработная плата сотрудникам, транспортные расходы, платежи за электроснабжение и др.
  • Какой будет итоговая цена ваших изделий, с учетом всех расходов?

Для прояснения картины приведем простой пример. Итак, вы собираетесь заниматься своим бизнесом, не оставляя основную работу, и сможете уделять ему 4-5 часов ежедневно. Продавать свой товар вы будете самостоятельно, расходов на содержание торговой точки также никаких. Итого вместе с выходными вы сможете тратить в среднем 30 часов в неделю на свое дело, а продажа одного товара (по вашим подсчетам) составляет 5 часов (изготовление, поиск клиента, отгрузка и т. д.) Таким образом, в неделю вы сможете реализовывать 6 изделий, или 24-26 в месяц. Умножьте это количество на разницу между доходом и расходом, и вы получите максимально возможную прибыль. Например, при расходах на одно изделие 158 рублей и его цене в 640, формула для подсчета будет выглядеть так: 24 х (640 – 158) = 11568 руб.

Устраивает ли вас такая прибыль и стоит ли игра свеч, решать только вам. Не забывайте также и о том, что эти показатели не окончательные и могут отличаться от реальных. Время работы может измениться как в меньшую, так и в большую сторону, появятся дополнительные расходы и неучтенные риски и т. д. Тем не менее, даже такой простой подсчет дает более-менее объективное представление о том, стоит ли вообще начинать свой бизнес на хендмейд-товарах.

Комментарии (165)
Ох, не осилила все комментарии...(( , завтра попробую еще разок, интересно когда столько мнений! Не могу сказать , что статья мне будет полезна, но все равно спасибо Мария, много времени Вы в нее вложили. Собственно, хочу ( пользуясь случаем, все же почти весь цвет Ярмарки тут в комментариях...))) задать вопросик))) Можно?? Много ли пользы принесли мастерам и их магазинам , анонс ЯМ о Черной пятнице...???? Много ли продаж за эти две недели у них было??? В блогах сплошная Черная пятница)) У меня с продажами было до этого " события" все в порядке...стабильненько все было...а вот последняя неделя , тишина полнейшая .... видимо ждут ))) ,вот грянет та самая пятница и цены рухнут))), но я в Пятнице не участвую и потому мне от нее никакой пользы, а я бы сказала даже- больше убытки))) А как у Вас, дорогие мастера?? Особенно интересно мнение тех кто эту Пятницу так рекламирует ( бесплатно, причем)), в своих блогах.....Вопрос продублирую себе в блог, хочется узнать побольше мнений.... А стоит ли овчинка выделки, если две недели многие сейчас сидят " глухо, как в танке"...?

Мария, спасибо большое за статью, мне понравилось, как Вы разложили всё по полочкам. Нисколько не споря с Вами, хочу поделиться только некоторыми своими мыслями по этому поводу. "Многие люди, имеющие какое-либо креативное увлечение и в котором они достигли высокого уровня мастерства, рано или поздно начинают задумываться о том, чтобы конвертировать свои умения в денежную прибыль". Если человек достиг действительно высокого уровня мастерства, то главный вопрос: а почему он в таком случае до сих пор не продает свои изделия или продает их мало? Ответив на подобный вопрос, мы выясним много интересного. Например, что, по какой-то причине, он этого просто НЕ ХОЧЕТ. Если же он ХОЧЕТ, но не может продать, то тогда, возможно, его изделия на самом деле не такого уж высокого уровня. В таком случае нужно сосредоточиться в первую очередь на качестве изготовления. Потому что, на мой взгляд, основа именно хэндмейд бизнеса - это изделия, остальное вторично.

Успехов Вам! У Вас красивые работы! )

Спасибо большое image Я постараюсь последующие статьи написать более интересно и подробно, поэтому следите за новостями image

Круто, в комментариях много больше полезной и применимой к жизни информации, чем в самой статье)))) всем Огромное спасибо! {#}

А не будь этой статьи появились ли эти самые очень полезные комментарии?{#}

авыпр 21.11.2016

Все комменты прочла одним махом - конечно, все мастера разнонаправленные, разноплановые, но всех нас объединяет одно - раз уж мы открыли на ЯМ свои магазины - ясно дело - хотелось бы получить прибыль. Продавать товар - свои работы - это наука. И как бы мы не были сильны в законах маркетинга - на практике все равно всплывают свои подводные камни, которые никак невозможно просчитать. Здесь уж прямо научное исследование проводить нужно, более глубокое, куда я бы к предложенным вопросам добавила, от себя лично, еще и, казалось бы, совсем не по теме, вплоть до бытовых, эргономических и т.д. А, к слову сказать, я при покупке хенд-мейд вещей больше ориентируюсь на их индивидуальность, на те работы, где автором вложена душа и он один работал над своим проектом - начиная от идеи до готовой работы. Ну это так, мое мнениеimage Спасибо.

Отличный материал! На этой неделе буду защищать свой проект. Очень пригодится! Спасибо!

Буду очень рада, если хоть чем-то смогла вам помочь {#}{#} Успешной вам защиты image

Уффф... я осилила все(!!!) комментарии, я молодец!!! Ну и все уже сказано, даже и добавить нечего. Можно сколько угодно планировать продажи, я вот могу напланировать себе 20 продаж в месяц, к примеру, но если нету желающих купить - все мои планы не более чем филькина грамота, вот вам и вся наука!

Дааа осилить все nxj понаписано не просто - вы молодец {#}{#}

По поводу вашего комментария получается, что продажи зависят только от манны небесной или же есть какие-то действия стимулирующие их? Есть ли возможность увеличить активность продаж?

Не дожидаясь вашего ответа отвечу сама - конечно есть способы и вот именно их и стоит искать. Тогда план продаж будет менее походить на филькину грамоту image

Конечно есть способы и я их ищу и они, конечно же, помогают. Но чтоб вот полноценно разбираться в этих вопросах, надо, наверное, отучиться на маркетолога, а я вовсе и инженер-системотехник, совсем непохоже image И все советы, которые переходят из одной подобной статьи в другую, как-то слабо дают ответы на мои вопросы. Не исключаю, что это я просто такая непонятливая, а другим помогает, но прочитав все коммментарии, вижу, что таких как я, непонятливых, много. Мое мнение, умение продавать - важно, но еще важнее удача image Ухватил ее за хвост - отлично, не успел - хватай дальше, ну вдруг все-таки получится? image

Так и вижу начинающего бизнесмена, мечущегося между выбором будущего имени: Ван Гог, Фаберже, Моцарт или Микеланджело?=). Мария, все подобные статьи грешат единственной ошибкой - перепутаны причина и следствие. Талант и профессионализм - первичны, прибыль - вторична. Но даже правильная расстановка точек над "ё" не даёт гарантии, что колдунство случится. Хотите зарабатывать хорошие деньги на хенд-мейде? Берите ссуду в пару-тройку лямов, снимайте помещение, нанимайте талантливую молодёжь. Они креативят, Вы, возможно, получаете прибыль.

А у меня уже с первых строчек возникло стойкое ощущение дежавю, причем читала я все это совсем недавно, кажется. Но могу и ошибаться, конечно.

Кстати, странно что название с вопросом в публикациях, а не в блоге у автора. В правилах написано, что здесь не задают вопросов. Имеется ввиду в публикациях не задают вопросов.

да.......

главный секрет, однако, в том......{#}, что надо написать статью о том, "Как заработать, занимаясь хендмейдом?"
Остальное сделают комментаторы{#}{#}{#}

На такие заголовки выстреливают все, от разведки, пехоты и до тяжелой артиллерии. Своим делом надо заниматься и развиваться в нем неустанно.

Вот вроде и правильно все - надо просчитывать, но как-то в реальность часто вмешиваются такие факторы, которые даже не догадался бы предположить... Ваш последний абзац с расчетами нарисовал мне картинку мастера-отшельника, которому кто-то приходит готовить, стирать, убирать, у него нет детей, родных, зверей, него есть только работа (8 часов) и хобби-бизнес (5 часов). Из 24 часов в сутках еще стоит вычесть классические 8 на сон, и остается 3 часа на обед-туалет... И выходит что? Мастер-творит и работает, у него стоит под дверью очередь за покупками, потому что походы на почту и в банк в график уже не вписываются. Да и на развитие мастерства времени не остается вроде как...

А реальность такова... Есть пять часов на хобби (неплохой вариант однако!) - и в эти пять часов надо и пообщаться с клиентом (за это не платят, хоть и можно включить в ценник либо в отдельных случаях, либо при большой наглости), и сбегать на почту (то же самое), и за покупкой материалов (то же самое), и за новым инструментом, если старый перегорел (то же самое), и снова на почту, если посылка вернулась (а тут уже и в ценник не комильфо вписывать - не вина покупателя), и опять позвонить клиенту, и сбегать в больницу, если вдруг заболел ребенок (минус время и деньги, но не сделать невозможно), и отложить работу, если внезапно гости пришли (то же), и за продуктами надо успеть сходить(то же), и кушать приготовить (то же)... Много у нас тут мастеров с домработницами или бабушками, занимающиеся хозяйством и никого не подпускающими к кормильцу-мастеру? А саморазвитие и образование? Ведь если клиент хочет с перламутровыми пуговицами - надо сесть и почитать за перламутровые пуговицы, изучить ассортимент рынка по перламутровым пуговицам, найти наилучшие для данного изделия варианты, сделать техническую пробу по пришиванию, по износостойкости, а не в ларьке у метро купить первые попавшиеся - мы же бизнес делаем и хотим удержать клиентов, а не распугать!

И выходит, что в отлично просчитанные 5 часов на хобби - надо стать человеком-оркестром! И все равно не заработаешь просчитанной суммы)

The CHM VINTAGE 21.11.2016

Прочитала статью и смешно стало...спрос, целевая аудитория, даже хобби покупателей и все остальное. Вы одно забыли упомянуть в статье, что каждый из нас тоже является покупателем!!! Спросите себя, на что вы сами ориентируетесь при покупке, вот и будет вам ответ!!!

Расходы на содержание торговой точки - это оплата Клубной карты на Ярмарке мастеров, ведь торговая точка для продаж именно эта. Оплата работы продавца в этой торговой точке - это собственное время, в которое продавец общается с покупателем, договаривается о заказе, время на встречу с покупателем или на отправку на почту, время на рекламу (написание статей, создание коллекций или комментарии другим), время на добавление новых работ (в том числе и время на фото и обработку фото, подбор ключевых слов, составление описания). Так что реальная доходность относительно потраченного времени будет существенно ниже.
И еще вот подумала. Многие говорят - не надо превращать хобби в работу, оно должно приносить удовольствие, а деньги надо зарабатывать на работе. Когда ваше хобби начинает приносить доход, равный зарплате и есть перспективы, а времени наоборот, начинает не хватать, потому что вам надо ежедневно ходить на работу (8 часов плюс дорога), то перед вами встает вопрос выбора. Я не знаю насчет других видов хендмейда, общаюсь с кукольниками. Почти у всех знакомых мне успешных и известных кукольников их хобби и есть работа. Они не ходят в офис с 9 до 6, а проводят по всей стране мастер-классы, готовятся к выставкам, ведут группы, успевают пополнять магазин и еще путешествовать успевают. Они не родились кукольниками и не получили никакого такого образования, но все к этому пришли из разных профессий.

Вывод порст - при большом желании и должном упорстве можно достичь любых высот. И хобби работой станет и начальником будете сами себе.{#}

На мой взгляд, какая-то неправильность заложена уже на самом первом этапе, потому что предлагается делать то, что имеет спрос на рынке. Мне вот уже сразу стало скучно. Я буду делать то, что я хочу, что мне нравится и от чего на душе радостно и мне безразлично, что там диктует потребитель. Когда делаешь то, что хочешь, дорожка от твоего сердца к другому сердцу находится очень легко и быстро и все прочие вопросы решаются как-то сами собой.

Лида, соглашусь. Мне вот сестра часто говорит, ты неправильные украшения делаешь, ты делай что по себестоимости дешевле и чтоб со стразиками и блестело - девчули с руками оторвут image а мне не нравятся так, я делаю такие, как сама бы носила. И если что-то долго не покупают, я его жалею и забираю себе, сама ношу, чтоб не пылилось на полке, вот такая я сентиментальная дурочка image

Как всегда, комментарии к статье оказались намного интерснее самой статьи. Наверное, чаще публикации и пишут для того, чтобы общаться image

Чаще именно в комментариях черпаю для себя полезную информацию.

Для меня ЯМ - это всё-таки больше место, чтобы проявить себя творчески. Я не хочу, чтобы любимое дело превратилось в рутинную работу и гонку за доходом. Неприятно наблюдать картину, когда мастера поднимают суету, нервно зарабатывая голоса в конкурсах, ведя борьбу ( не на жизнь, а на смерть) за каждого покупателя. Также напрягают магазины, в которых выкладывают по 10 новых вещей в день - это уже целое предприятие, а не ручной труд и отдельно стоящий мастер.

Может я пока не до конца что-то понимаю, но не хочется разочаровываться в людях, наблюдая придирки, обиды и жёсткую критику в обсуждениях ( что уже неоднократно было в обсуждениях к статьям). Разве мы для этого здесь?

Нелли (nellspb) 20.11.2016

Кстати, это большая (на мой взгляд) ошибка - выкладывать сразу все свои изделия. Например, Мастер - новичок только зарегистрировался, купил карту на 10 работ. Обрадовался этому факту и..давай сразу загружать все свои 5...8...10 изделий....Если они из разных рубрик, то это я могу понять - браслет - в Украшения, сумка - в Аксессуары и т.. д. Но, когда я вижу, что в каталоге на странице, например, Шапок, соседствуют шапочки одного и того же мастера, мне хочется написать ему в личку и посоветовать не торопиться, а выкладывать по одной в день. Ну, две...Ведь такие вещи быстро уходят ВНИЗ и через три дня все 10 твоих шедевра уже будут на 3-й, а то и более дальней странице Каталога!..

Как выложит начинающий мастер одну работу (а хоть бы даже и три, да еще разноплановые - одну сумку, один браслет, одно что-нибудь декупажное), зайдет к нему в магазин какой-нибудь покупатель, да и выйдет, разочарованный. Потому как во-первых, вообще нет выбора, а во-вторых, непонятно, чем мастер занимается и чего от него ждать. А сразу десяток шапочек, выложенный одновременно в пустой магазин, во-первых, заполняет этот магазин, во-вторых, дает представление о возможностях мастера, его мастерстве, в-третьих, предоставляет покупателю выбор (не хочу зеленую, но вот синяя - в самый раз). Да и в каталоге покупатели смотрят не только новые поступления, но и пользуются поиском. А десяток шапок, попавшие в результаты поиска по одному ключевому слову, довольно значительно повышают вероятность того, что покупатель их заметит. А умелый выбор этого ключевого слова и его использование в названии и описании позволяет разместить эти самые шапки и в начале результатов поиска. Так что совет новичку выкладывать работы поштучно я бы назвала несколько сомнительным.

Вот сколько было публикаций о том, что я бросила "нелюбимую" работу, "ненавистный офис", начальницу-мигеру... Свобода и творчество{#}. Ну и что??? Пошла веселая и спокойная жизнь???{#}

Теперь вот бессоница мучает: как увеличить продажи???? То есть продажи есть, но как их увеличить????

А может быть ( меня сейчас будут бить{#}) - не надо было все-таки бросать официальную работу с гарантированной (пусть и небольшой) зарплатой? А "творчеством" заниматься по-выходным или после работы?

Сколько продастся - столько и будет продано...Не всем дан талант ПРОДАВЦА{#}

Что то не пойму из-за чего сыр-бор?

Почитайте принятый на три года бюджет и вам станет ясно на что люди будут тратить деньги. Минус 22 процента на здравоохранение, например.

Выживут здесь только те, у кого это хобби. Поэтому, отвечая на вопрос в названии Вашей статьи, Mariva, "Как заработать, занимаясь хендмейдом?", отвечаю - никак!

Те кто очень любит , то чем занимается...ну может.... и те ещё- кого на работу никуда не берут...так и будут тут трудиться ...)))){#}

Ирэн, отчитываюсь. Жизнь пошла веселая, но неспокойная. Бессонница мучает, но не по поводу увеличения продаж, а идеи прут, спать мешают. Про официальную работу - ни за что! Упс, аж содрогнулась)) Чего мне действительно не хватает: большой светлой мастерской, второго ответственного помощника, договора с почтой на отправку (на нашей это никак) и еще бы часов 5 дополнительных в сутках чтобы было, я бы на мастер-классы к хорошим мастерам походилаimage

Марина, берите меня в ответственные помощники! Светлой мастерской у меня нет, пять дополнительных часов в сутках, тоже не смогу обеспечить, но , от официальной работы, я тоже- УПС!

Нескучная полка, предлагаю сколотить банду злостных тунеядцев!)))

Банду, так банду! Только, тунеядцами называть не будем... как- нибудь , покреативнее придумаем...

Согласна с Вами полностью!

Я вот работаю стоматологом и работу свою люблю. Это тоже почти творчество. Был страшный, чёрный и некрасивый - и вот теперь (благодаря мне) - беленький, здоровенький зубик, который больше не болит и которым можно пользоваться - КРАСОТА! image image image

И почему это у большинства людей - работа нелюбимая, начальник злой, зарплата маленькая? А куда смотрели, когда учиться шли? Ведь это один из главных выбор в жизни - выбор специальности, ведь там мы проводим 1/3 своей жизни (я - 1/4).

А бессоница конечно лучше, когда - от избытка идей (я три месяца почти не спала, когда открыла магазин на ЯМ), а не от думок, как повысить продажи! {#}

"Любимая одежда" Любовь, ну почему же не по профессии? Моя профессия дизайнер и я пользуюсь навыками, которым обучалась, в полной мере. Не считаю правильным улучшать благосостояние начальника своим трудом и еще в пояс ему кланяться от великой благодарности. Я без него спокойно свое благосостояние повышу и без всяких корпоративных песнопений на тему "мыкомандамыкоманда")))

Это здорово, что Ваша профессия тесно связана с тем, чем Вы занимаетесь. Просто чаще вижу примеры именно тех людей, которые работают, например продавцом в продуктовом магазине, имея два высших обрахования. Устают, жалуются на жизнь...но ничего не делают, чтобы изменить ситуацию.

Не все имеют смелость, начать работать на себя. У меня муж работает на себя и у него очень нестабильный доход. Моя зарплата по основной работе - это залог того, что без денег сидеть не будем и за ипотеку будет чем заплатить.

Не будь у меня кредитов совсем, может быть тоже думала работать на себя. Но пока, это мой вариант - основная работа и хобби, которое (надеюсь) будет приносить дополнительный доход.

Любовь, я, когда учиться шла, не знала, что в 91-м году у нас ПУТЧ случится...и военную кафедру закроют, не дав нам полгода до погон дойти... но, это , уже совсем другая история...

Знакомая картина, коллеги!{#}

"А куда смотрели, когда учиться шли?" Золотые слова! Чего чай не пошел на стоматолога? Часик в зубе поковырялся - тыщу получил! Вот это хендмейд, я понимаю!!!!{#}

WlaDana 21.11.2016

А вот мой мой лютый враг высветился!

Кому часик в зубе....кому топор за 10 тыщ. без мозгового штурма...

Анюта, я тоже тебя люблю! {#}

Ирене, пойдём побьём тех,{#} кто кричит на Ярмарке , как это круто "Я ушла с работы"

у меня муж на офиц. работает и будет работать

и у нас семейное дело, даже наверно бизнесом назвать нельзя, если доход менее 70 тыс.

вот выйдем стабильно на 70 может и уволиться. А на Ярмарке подрабатываю скорее хобби на личные расходы, может на пенсию заработаю.

За три года работы в ремесленной сфере поняла одно - главное не стоять на месте, и не ждать маны небесной. Нужно работать. Над собой, над изделиями, искать поставщиков качественных товаров, учиться фотографировать, писать описания. Не останавливаться, а расти. И не бояться говорить о своем творчестве. И просить родных говорить о вашем творчестве. Если просто изучить литературу и проанализировать- ничего не получится. За анализом- действие, только оно дает результат. Положительный или отрицательный, но результат.

Осенняя Формула рукоделия. Среди продавцов хендмейда гул, никто ничего не покупает. Однако были и такие, их мало, кто испытал ощущение полёта!

Вот еще - можно конечно нацепить 30 бусин на ниточку и продавать как браслет за 2000. Не уверена - многоие ли покупают такое? Знаю магазин в Москве, где за 99 руб продают отпадные украшения и огромной кучи бисера, бусин и очень даже хороших камней. Думаю что некторорые тут на ЯМ там покупают, распускают и продают как материалы для творчества. Если бы я жила в Москве, то так точно делала бы {#}

Олария, где же, где находится это прекрасное место?! Скиньте адресок в личку, плиз))

{#} ищу адрес, я была в гостях, меня сестра водила, дважды. Точно что совсем рядом с метро. Кажется Менделеевское. Напишите мне, как сестра отзовется, я скину адрес

С таким подходом вас ждет неминуемый "успех", вам срочно нужно в "нерезиновую" {#}{#}

Никакие советы никому не помогут. Поможет только собственный опыт и собственные шишки на лбу. И покатится по рельсам у того, кто наблюдательный, думающий, работоспособный и талантливый. Ну может, даже и не очень талантливый. Но очень работоспособный))
WlaDana 21.11.2016

Марина, допустим, Ваш муж зарабатывает..н.. (1 млн. р в месяц минимум))) .

Вы до этого зарабатывали себе на "шпильки".

Зачем характеризоват тех, кто и так по жизни: " И покатится по рельсам у того, кто наблюдательный, думающий, работоспособный и талантливый"

А у меня вопрос - где все эо время был тесть?))

Владана, если бы я могла понять, о чем вы пытаетесь спросить, я бы постаралась ответить.

Решила посчитать.

Вот магазин автора. Средняя стоимость украшения 2000. Сколько украшений в день можно изготовить / продать? При всем уважении, не думаю, что хотябы по одному в день покупают. Если делать по одному украшению в день, и при условии, что его же и купят сразу же, то можно приблизительно около 30 тыс в месяц заработать (за минусом материалов и других накадных расходов) Не учитываем тут выходные, больничные, отпуск, лень и усталость, отстутсвие вдохновения, сезонность, конкуренцию, выматывающих время заказчиков и другие причины. А если учитываем, то при самом золотом раскладе около 15 тыс. Не знаю как в каких областях, но по большому счету это средняя зарплата на работе. Но в действительности чаще всего бывает что можно какой то месяц заработать на своем труде, но в другие месяцы как правило это не большой доход, а то порой и вообще только его ожидание.

Заработать можно, как уже говорилось, на материалах для творчества, да и то не всем и не всегда. К примеру в моем городе три магазина успешно закрылись, скорее всего с убытками.

Если вы успешный маркотолог, обладаете широким рынком сбыта, и на вас работают не меньше 10 хенд-мейдеров, то вот тогда возмоно можно заработать. Устраивая выставки - продажи некоторые зарабатывают (организаторы чаще, не участники)

Чтобы зарабатывать на хобби, надо сначала превратить его в профессию, которая является единственным источником существования. И тогда, возможно, Хромая Судьба проявит благоволение.

  1. Что продавать?
  2. Кому продавать?

Вы забыли четвертый.. а я бы поставила его на первое место... вопрос "Размеры рисков?"

Для начала новичкам не плохо бы просчитать риски и их размеры. И оценить, стоит ли овчинка выделки, исходя именно из рисков отсутствия или очень низких продаж, специфических материалов/оборудования и т.д.

Для того, чтобы очертить круг интересов потенциальных покупателей, постарайтесь найти ответы на такие вопросы:

отлично!!! Вы озвучили вопросы, которые пишут в любой книге о продажах. Но Вы забыли, во-первых, объяснить, КАК среднестатистическому человеку, не имеющему возможности провести полноценный социологический опрос различных групп населения, ответить на эти вопросы...{#} и во-вторых, сказать, ЧТО дадут в плане продаж ответы на эти вопросы. Впрочем, ответ на этот вопрос известен - четкое позиционирование товара и сегментирование рекламных кампаний, что снижает их стоимость. Но это широкий ответ, который для нас, хендмейдеров, не несет никакой практической нагрузки, поэтому вопрос "что это даст для нас?" остается в силе...

дальше... формула расчета прибыли хороша, но Вы не учли в ней коэффициент покупательской активности... прибыль на бумаге посчитать легко, но если покупатели не покупают, то она - прибыль - так и останется на бумаге.

Не секрет, что мы продаем товары не первой, не второй и даже редко третьей необхоимости... мы продаем, скажем так, предметы роскоши, которые: А) не всем нужны; Б) не всем по карману, поэтому прикладывать на нашу деятельность общие принципы маркетинга, рассчитанные, прежде всего, на наличие бизнес-плана с ТЭО, не совсем корректно{#}

Потому что все гораздо проще - покупают то, что ты делаешь? Делай дальше! Хорошо покупают? Повысь цены! Все равно хорошо покупают? Набери помощников. Набрал? Покупают? Прибыль есть? Отлично! Ты сделал бизнес на своем хобби, поздравляю!{#}

Оля, с последним пунктом согласна на 500%.{#}

спасибо))

жаль только, что на свои вопросы я от автора, видимо, не получу ответов...

Оля, хорошо сказано {#} распечатаю и приклею себе на стену как мантру {#}

иногда в суете и забываешь

"Вы забыли четвертый.. а я бы поставила его на первое место... вопрос "Размеры рисков?"

Для начала новичкам не плохо бы просчитать риски и их размеры. И оценить, стоит ли овчинка выделки, исходя именно из рисков отсутствия или очень низких продаж, специфических материалов/оборудования и т.д."

Вы правы, но пункт №3 подразумевает это. Без тестирования ниши верной информации не получить и тот кто махнет рукой или скаже "авось" - рискуют понести финансовые убытки в самом начале.

" Но Вы забыли, во-первых, объяснить, КАК среднестатистическому человеку, не имеющему возможности провести полноценный социологический опрос различных групп населения, ответить на эти вопросы...{#}"

Тут каждый должен для себя решить сам, ведь я написала не пошаговую инструкцию или самоучитель на тему как достичь успеха, а поделилась своими мыслями и опытом. Как правило, в случаях непонимания что же делать, нужно смотреть по сторонам. Всегда есть успешные люди, так называемые прямые конкуренты, которые делают продажи и их дела живет не один год, вот и нужно анализировать их, как они добились этого, что для этого делали.

"и во-вторых, сказать, ЧТО дадут в плане продаж ответы на эти вопросы. Впрочем, ответ на этот вопрос известен - четкое позиционирование товара и сегментирование рекламных кампаний, что снижает их стоимость. Но это широкий ответ, который для нас, хендмейдеров, не несет никакой практической нагрузки, поэтому вопрос "что это даст для нас?" остается в силе..."

Ответ даст возможность увидеть в каком направлении нужно двигаться и на что нужно тратить свои силы имея наименьшие шансы на провал.

"дальше... формула расчета прибыли хороша, но Вы не учли в ней коэффициент покупательской активности... прибыль на бумаге посчитать легко, но если покупатели не покупают, то она - прибыль - так и останется на бумаге.

"Не секрет, что мы продаем товары не первой, не второй и даже редко третьей необхоимости... мы продаем, скажем так, предметы роскоши, которые: А) не всем нужны; Б) не всем по карману, поэтому прикладывать на нашу деятельность общие принципы маркетинга, рассчитанные, прежде всего, на наличие бизнес-плана с ТЭО, не совсем корректно{#}"

Именно поэтому мы все с вами находимся на специализированной площадке, объединяющей множетсво людей, как покупателей, так и мастеров и эта самая площадка в значительной мере упрощает продажи, если делать например их самостоятельно на совем сайте(например). Если бы я написала точные инструкции по тому как хендмейдерам получить гарантированные продажи, то эту статью я бы продавала за денежки, а так я лишь указываю направление в котором стоит работать.

"Потому что все гораздо проще - покупают то, что ты делаешь? Делай дальше! Хорошо покупают? Повысь цены! Все равно хорошо покупают? Набери помощников. Набрал? Покупают? Прибыль есть? Отлично! Ты сделал бизнес на своем хобби, поздравляю!{#}"

несомненно все правильно, но вот что делать если проблем начинаются с первого пункта:

покупают то что ты делаешь? - нет. и вот в этом случае людям и приходится честать "тыковку" и делать работу над ошибками.

Мария, отвечу только на первую часть Вашего ответа мне)))

итак...

тот самый п. 3 На какую реальную прибыль можно рассчитывать? Вы пишите, что эта формулировка подразумевает оценку рисков. На мой взгляд, такой подход... когда автор подразумевает какую-то информацию, а читатель должен/обязан догадаться/предположить об этом... не корректен по отношению к читателю. Фактически, это утаивание важной информации. Но с другой стороны, таким подходом автор обезопасил свою позицию, т.к. всегда может ответить, что читатель сам глупец, раз не догадался о том, что подразумевалось.

далее...

Я задала четкий вопрос "как?" Как чисто технически провести соцопрос для выявления своей ЦА по тем вопросам, которые Вы привели. Понимаете, посмотреть по сторонам, проанализировать прямых конкурентов - это полезные советы, но их выполнение не отвечает на мой вопрос... анализ прямых конкурентов не даст мастеру понимания своей ЦА. Если Вы не готовы написать пошаговую инструкцию по выявлению ЦА, исходя из возможностей мастеров и своего опыта в этом вопросе, то какой смысл цитировать учебник по маркетингу...{#}

и последнее...

несомненно, "работу над ошибками" надо делать... но Вы не можете сказать конкретно, что надо новичку делать в случае выявления той или иной ошибки.

Смею не согласиться с вами Ольга.{#}

Получается человек как малый птинец в гнезде - ситит, а когда мамка или папка прилетают, начинает верещать раскрыв рот и ему туда кладут уже готовую и пережеванную пищу, а он только глотает ее и все. Я уверена, что от человека должно исходить желание и именно оно должно побужать человека рабираться изучать и двигаться дальше, если нет жлания, сил, терпения, упорства, то тогда не стоит даже начинать. Для того чтобы не складывать руки и продолжать, достаточно получить информацию, что необходимые решения существуют (они есть), а остальное дело соискателя. Но ваше мнение имеет место быть.{#}

На ваш повторный вопрос "как?", вот вам ответ - как минимум можно прибегнуть к помощи специалистов - таргетологи (они как раз проводят тестирование вашей ниши и выявляют наиболее активные и перспективные сегменты) или специалисты по контекстной рекламе.

Новичку нужно думать:

Допустим создавать лапти... ок

1. Выясняем ктому лапти нужны.

2. Сезонный ли товар лапти и когда их горячая пора.

3. Выясняем сколько затрат на материалы требуется для изготовления пары лаптей.

4. Отмечаем сколько времени тратиться(в среднем) на создание одной пары.

4.1 Стараемся понять естьли приемущества у ваших лаптей в сравнении с конкурентами.

5. Занимаемся выявление оптимальных(лучших) поставщиков лыка.

6. Продумываем возможные варианты сбыта (каналы сбыта) Интернет, радио, магазины, сарафанное радио, выставки и т.д.

6,1 Выясняем наиболее оптимальные варианты по доставке лаптей покупателю.

7. Определяем минимальный асортимент для продажи.

8. Создаем пару пилотных лаптей и испытываем их на себе или на близких (на удобство, носку, практичнойть и т.д. убеждаемся, что клиент получит именно то, что вы обещаете)

9. Для финального теста пробуем получить предварительный заказ и после его получения - начинаем творить и обкатываем все в живую.

Это написано на скорую руку и тут можно добавить очень много пунктов + для некоторых товаров какие-то пункты не подойдут или будут лишними, но в целом направления для движения понятно.

С ошибками делать нужно то же самое, что делают дети в школе, разобрать детально, найти правильное решение и закрепить на деле ваше понимание.

Татьяна 24.11.2016
Ольга Терлецкая (роспись посуды), отличная формулировка.....коротко и ясно...все остальное даже читать не буду.....

Думаю,что всё можно спрогнозировать,и расходы и продажи.Можно всё просчитать...Можно работников нанять и рекламой заняться...

Только скорее всего это уже будет не эксклюзивная ручная работа,а маленькое производство.

Не хочу сказать,что это плохо.Просто это разные вещи.И два разных подхода.

1.делать то,что твоя фантазия подсказывает.Делать это мастерски.Делать это в единственном экземпляре(или с минимумом повторов).Опережать коллег по цеху...И получать за эксклюзивную работу достойную прибыль.

2.вычислить,что из ручной работы пользуется наибольшим спросом,разработать несколько базовых моделей,и штамповать их(возможно в небольшими вариациями).И тоже получать прибыль.

И то и другое бизнес в разной степени.И то и другое ручная работа.И то и другое приносит прибыль...

А вот каким путём пойти,каждый решает сам.

Абсолютно верно {#}

IronDuck 20.11.2016

Богатый муж или родственники - залог успеха "хендмедера")))
Ах да, ещё "стопятсот " процентов накрутка на изделия "из коробки" это же "авторские работы".

Ох,девочки (и мальчики))), сейчас столько людей хотят заработать хенд-мейдом))) "Что бы делать,чтобы ничего не делать ,и деньги получались".В моём окружении столько мамочек в декрете делают топиарии,вяжут носочки,расклеивают картинки на деревянные заготовки,делают заколки и брошки из полимерной глины (тратя немалую долю семейного бюджета на закупки материала и платные МК) в надежде,что ЭТО принесёт реальный доход. "ЭТО же РУЧНАЯ РАБОТА"-выпучив глазки твердят они,"ЭТО стоит ОЧЕНЬ дорого!!!" Всё не так просто,дорогие мои). Иногда стОит спуститься с небес на землю и задуматься -так ли уникальны и неповторимы ваши изделия,что можно начать зарабатывать хендмейдом на жизнь...

Согласна, а зарабатывают изготовители и продавцы материалов!...ой {#}ладно хоть по резинкам этим ужасным (для браслетов) страсти закончились,.. вроде...это ж какой бум стоял ...приблизительно даже не догадываюсь сколько тонн этого г завезли к нам)))))...Вот где точно всё просчитывают {#}....А еще я думаю , о том . что теперь ....нам никогда уже не вдохнуть в легкую промышленность- жизнь!....и нет ведь у нас таких профессий -швея, вязальщица, портной, да и сапожники то наверное уже скоро все повымрут как мамонты...а все мечтают быть ...зато- моделями , юристами , певицами , балеринами и фотографами{#}...и я тоже в 47 лет{#}...аааа!!! и как это я про самых главных то забыла...-О ! ЧЕМПИОНАМИ хотят быть !!!!{#}...а миллионы будут морем утекать из страны ...за трусы,носки и т.д - вплоть до всего....!.....а потом мы все будем руками разводить и говорить . а почему у нас денег то нет в стране....почему же мы так плохо живем, почему так много безработных?....у меня например высшего образования нет ...да и ума то много не нужно...догадаться,....а вот думатели эти они вообще думают?

а ещё дизайнерами))

И блоггерами, блоггерами, ага {#}

А еще коучами

Ну как же жить без коуча? Это самый главный человек в судьбе.

Людмила Григорьевна! А это что за зверь еще такой? коуч{#}....вот не поленилась -почитала......ой, чего тут только с вами не узнаешь! {#}

Авдеева Ольга 21.11.2016

Валентина, коуч - это человек, который лучше вас знает, как вам надо жить image

WlaDana 21.11.2016

Если бы мой коучер знал, как лучше мне жить - я вышла бы за него замуж..)))

Коучер - это обычный тренер, бизнес-тренер. {#}

Что-то никто ничего про Менторов не написал, прям обидели их всех {#}

ха-ха, так это ж моя мама!!! image

Конечно, очень важно иметь что-то уникальное или что-то что нужно людям, в этом случае уже есть шанс на успех.

Ну например создание вязаных вещей актуально осенью и зимой, так как климат диктует свои правила, но вот чтобы зарабатывать - необходимо предложить что-то, что выделит данную продукцию их массы аналогично. Будь то качество, новая невиданная до сих пор техника вязания, полезные свойства и т.д. {#}

Ирина правильно сказала - Ну и конечно затевать "бизнес" рукодельный с нуля (без навыков, практики, опыта, стиля, может быть доли таланта и т.д.) только ради одного лишь заработка - чаще всего путь в никуда.

Сначала НЕ сколько вы хотите зарабатывать, НЕ чем вы хотите заниматься, чтобы продавать... а что вы можете дать миру, чем вы хотите заниматься для души, куда она ведет вас, в чем вы видите смысл жизни и удовольствие в жизни... А уже потом продавать.

WlaDana 21.11.2016

Елена, день добрый!

Вы, фактически, являетес символом Ярмарки Мастеров. Думаю, за не утомимость, оптимизм, непровзойденные литературные эссе...

У меня вопрос не по зароботку:

- Щелочь, никогда не вредила Вашим маленьким близким? (больной вопрос)

чтобы хобби приносило какой-нибудь доход: нужно оттачивать мастерство и набивать своих клиентов и не ожидать в первое время баснословных прибылей. Выбирать творчество по принцыпу "будет продаваться или нет" как-то странно. А бизнес, как написали выше- это эксплуатация чужого труда и не всегда честная

Упорство и трудолюбие в деле творений - это обязательный параметр. {#}

А слово бинзнес - это не русское слово, его вполне можно заменить на понятное всем - дело или предпринимательство. В нашем конкретном случае ремеслиничество {#}

Без хорошей и грамотной рекламы-никуда! А такая реклама предполагает расходы и очень приличные в самом начале. А все остальное-это просто хобби.

Ну реклама, как говориться, "Двигатель прогресса". она нужна и важна, но часто например салоны красоты, работают по принципу сарафанного радио...

Реклама?

-Да.

Дорогая?

-Нет.{#}

Ну или иметь мужа маркетолога или промоутера - это большое везение и экономия )))) {#}

{#}А я не поняла , как можно планировать продажи?{#}-......" таким образом, в неделю вы сможете реализовывать 6 изделий, или 24-26 в месяц. Умножьте это количество на разницу между доходом и расходом, и вы получите максимально возможную прибыль".... {#}"а продажа одного товара (по вашим подсчетам) составляет 5 часов (изготовление, поиск клиента, отгрузка и т. д.)" как можно вообще это все просчитать на перёд?

А уж про вдохновение ...вообще молчу{#}...бывает с ходу сделаешь...порой за ночь . что -то и родится...,а порой три дня и три ночи ничего толкового не можешь наваять....{#}расчеты? м...да))))

Знаете, а вот как ни странно- можно. С определенной долей погрешности, разумеется. Именно так просчитывают целесообразность бизнеса, перед тем как им заняться (вложить деньги и начать раскручивать).

Теоретически -может быть ! На практике-"Ёлки -палки -лес густой"!

Валентина (Radovesta), ну, не знаю, я свой шторный салон перед открытием просчитывала на прибыльность. Без обоснованных расчетов ни один банк кредит не даст. И да, просчеты реально обоснованны и выполнимы. Просто надо себе задавать вопрос " сколько я могу продать ?" вкупе с вопросом "что для этого надо сделать?"(т.е.как моя ЦА меня найдет, где размещать рекламу/магазин/как сделать, чтобы ко мне вернулись, и т.п. Тогда это имеет вполне реальный смысл.

{#},да, наверное ...везде всё по разному и конкуренция....и удача! наверное всё же есть какая-то доля....у Нас к примеру 9-ти этажный дом, в нём 2 парикмахерские , и метров за сто еще одна ...четвертая метров за 200...и так примерно по всему городу с небольшой погрешностью{#}...а девочки все носят сейчас длинные волосы ...ну вот как у меня к примеру без чёлки ...по пояс и ходят в парикмахерскую...один -два раза в год{#}.... а потом все удивляются . почему это сейчас все хотят заработать на ручном труде?....да сейчас просто -хотят работать и заработать!...хоть на чём!

Насчет "заработать.. хоть на чем"- согласна! Просто я уверена, что свято надеяться на то, что "я сейчас как наваяю красоты-а все как набегут, восхитятся и все купют"- это наивно. Так же наивно открывать стопицотую парикмахерскую на квадратный метр, ибо рынок территориально и так перенасыщен.. А к любой ситуации (как и к этой статье, например) есть два подхода :1)" что я могу полезного из этого извлечь для себя?" И 2)" Да ну, я этого не понимаю, значит, это все глупости!"

а в деревне, где я жила вообще не было парикмахерских, сами себя стригли и красили, а когда девушка приехала и предложила свои услуги в этом направлении, народ к ней валом повалил. Нужно найти "золотую жилу" и постоянно мониторить

{#} Светлана .Да , к стати поэтому многие уезжают....особенно молодежь...да и сама ...помоталась(хватило)

Алина.Тут все по умному написано, кто Ж спорит то? только вот планировать продажи не возможно! ...так как в реальности к примеру тех же магазинов и отделов со шторами, как тех же парикмахерских... у нас рынок в городе всем перенасыщен))))) А уж наивными всех считать я думаю тоже не стоит...люди парикмахерские открывают....ну надеются ...говорю же наверное на УДАЧУ !{#}

Я на удачу не рассчитывала. И бизнес просчитать можно. Но с вами спорить не стану, поскольку .. зачем мне это? Каждый верит в то, во что ему хочется верить. И если для вас планировать продажи невозможно, значит, для вас это так и есть. Засим откланяюсь, удачи и вдохновения!

{#} и я не спорю.Не рассчитывали на удачу , но вам как я погляжу повезло...ну с чем-то точно повезло{#} ну может с мозгами например{#} ну или ещё и с местом жительства)))).....И я верю во всё только самое хорошее!!! ну у меня лично, брали, берут и будут брать я верю и надеюсь все мои "ваяния"{#}....но считаю , что просчитать и запланировать -это не возможно!...то пусто , то густо...от того и грустно{#} иногда бывает ))))) Вдохновения , успехов и удачи, и всего самого наилучшего!

Алина, самое главное верить {#}, успехов вам

Самое главное- пахать, выдавая на-гора качественный и востребованный продукт, будь то услуга или товар. А еще- хорошая интуиция , чтоб не тратить время на продвижение оного на бесперспективном месте. И вам успехов тоже!image

Алина, посчитайте мне, производителю с 8ми летним стажем {#} вот как то у меня не получается. Вопрос "сколько я смогу продать" наверно не правильный, скорее "сколько у меня купят" рекламма рекламой, наработка клиентов, но в нашей стране когда идёт сокращение,

курс доллара, инфляция в 30%, очень тяжело посчитать.

Для лучшего понимания давайте все адаптируем {#}

Вот даже на вашем примере, давайте возьмем 3 ваших месяца, можете проанализировать сколько товаров вы продали за июнь, июль, август текущего года? Цифры у вас будут конечно свои и не совпадут с примером, но на основе их вы сможете примерно увидеть ваши продажи и можно предположить, что в осенние месяцы продажи будут схожими, если у ваших вещей не сезонности.

По временным затратам согласна, не всегда можно предугадать, творческие муки есть у нас у всех и дляться они по разному, так что тут как скажет муза, так и будет image

Марина, вот никак не могу посчитать в этом сезоне продала 700 ед товара в позапрошлом 1500ед было, на заказах пахала как лошадь, может мне 5летку брать?

Ну почему меня все называют какой-то мариной? Моё имя - МАРИЯ {#}

Позопрошлый год - 1500 ед,

Прошлый год - ? (тайна покрытая мраком) {#}

Текущий и не окончившийся год - 700 ед.

В уравнении отсутствуют некоторые данные )) Решать вам какой период брать для анализа, насколько усиленно работать - тоже дело личное для каждого. Но вы говорите про тяготы жизни мастеров - это и так понятно, но мы ведь с вами не собираемся горевать и плакать, нам нужно найти способы как жить и желательно жить хорошо.

Поэтому даже упомянутый вами курс авлюты, который растет может вам не мешать, а помогать. Начните изучать и разрабытывать иностранные рынки, которые вам будут платить как раз в той самой растущей валюте, чем плох такой вариат? Хотя в случае с янтарем не все так просто...

На логотипе на первый взгляд читается именно MARINA, так что это Ваша недоработка, но логотип симпатичный и я бы теперь уже смиренно принимала обращения как к Марине image

{#} ну тогда этот оптический обман делал бы из меня МАРНУ ))) Вот как и всегда есть куда стремиться, придется поправить ЛОГО и как минимум расставить точки над "i" {#}

IronDuck 21.11.2016

Не, лучше "Мара" или "Морена".
Больше подходит.

IronDuck 21.11.2016

Mariva, Украшения в стиле Бохо

""Ну почему меня все называют какой-то мариной? Моё имя - МАРИЯ
""

Аххаха)
Внимательно посмотрите на "лого" вашего "бренда".
Читается как "Марина".
Срочно "ребрендинг"!)

Нет-нет не Марина, а скорее МАРНА, буква и ведь отсутствует в таком случае.{#}

Мария, горевать я не собираюсь, так как выручка более менее меня устраивает, а вот рассчитать не получается, на иностранный сайт уйдёт много времени раскрутить, пока только пробую

а янтарь я высылаю заграницу(изделия)

Ок, это уже что-то, вас выручка устраивает, следовательно вы можете понять есть ли сезонность на вашу продукцию, какие каналы дают наибольшее количество продаж и если очень постараться, то можно примерно понять какие именно действия приносят вам новые заказы, а дальше простая математика.

Раскрутить иностранный сайт вы имеете ввиду собственный сайт или площаку, аналогичную ЯМ?

Мария, площадку

Ну так это вполне нормально, лично мне и ЯМ по началу не сразу далась(со второго захода), вот теперь осваиваюсь и тут. А заграничные продажи достаточно выгодны и порой очень интересны {#} Ну вы и без меня это отлично знаете.

C O N C E N T R I C 20.11.2016

Думаю основной вопрос именно в этом, зачем мы и проглядываем такие статьи:

"Таким образом, в неделю вы сможете реализовывать 6 изделий, или 24-26 в месяц"

Конечно то, сколько реализовывать зависит от всего вышеперечисленного (кому, сколько, что именно), но даже все посчитав вы совсем не обязательно сможете продавать именно столько. Возможно, чтобы продавать столько нужно будет тратить на рекламу в разы больше чем заработаете или вообще поменять вид деятельности (а если это для самовыражения потому что не можете не делать, проще дарить).

Мария, автор, не принимайте к сердцу, нормальный вполне себе текст, есть здравые мысли, как по мне - слишком по бизнесовому просто преподнесено, наверное, с математикой дружили в школе..))

Тут мы такое старичье прохаванное на темы продаж и хендмейда, чего бы вы не написали, все равно под раздачу)

Так что - норм, статья в топ попадёт наверное, просто тема такая, просмотров будет куча, подписчиков добавится, в общем - одни плюсы!) Главное не поругайтесь ни с кем, и все будет ок..)

Ох Павел, спасибо вам большое и низкий вам поклон {#}

Слова поддержки мне очень нужны, тем более от старожилов, буду стараться писать интереснее, чтобы и новичкам полезно и старичкам забавно и приятно image А может и старичкам сослужить получится добрую службу{#}

Но что-то размечталась я )) На самом деле, мне очень приглянулись ваши стихи, еще раз спасибо вам за них image

WlaDana 21.11.2016

Долгое время была уверена, что "старожилы" - это долгожитеи именно земельного отношения, а теперь - это очень уважаемые люди виртуальной сети...(!!!!)))) Да ты его в глаза не видела!

Долгожитель!!

"Получиться сослужить добрую службу" - наивная...)))

Твоя стастья так быстро рассосется в анналах, что ты и моргнуть не успеешь.

И Новый Год быстро заберет все неприятности)))

{#} тот кто имеет цель и идет к ней, рано или поздно ее достигнет. А писсимистов или как они любят себя называть "реалистов" всегда и везде с избытком image

  • (Ответив на первый вопрос, постарайтесь оценить следующий аспект: какие именно разновидности этих изделий есть на рынке? Речь идет о различных функциональных нюансах, дизайне, материалах изготовления и т. д.
  • Есть ли у вас конкуренты в выбранной вами нише и, если ответ положительный, то кто они? Какие у них преимущества перед вами? &nbspimage
  • На эти вопросы начинающий мастер не сможет ответить- много специальных терминов.{#} Тут нужно,по-вашему, целое маркетинговое исследование проводить,владеть ситуацией,иметь необходимую информацию. А экономическое образование и опыт в торговле есть далеко не у всех.{#}

Да, вы правы, но без анализа никуда... Я непременно постарасю расписать все более подробно и не сухими фразами. Так как хочу больше помочь именно новичкам, так как им приходится тяжелее всего. {#}

Татьяна, мне нравиться

"Спрос постоянный или сезонный"

вот недавно я немного была взамешательстве, на рынке стояла

палатка с украшениями, сейчас украшения исчезли и продают шапки., хороший подход, только незнаю это один продавец или место-палатка на 2х по сезону.

Нелли (nellspb) 20.11.2016

Зацепила фраза "Здесь же на ярмарке вижу мастеров с космическими ценами на работы..." Стало любопытно, - зашла в магазин автора этой темы. После этого захотелось зайти в свой и поднять цены...Дала себе по рукам. Такое было уже неоднократно - начитаешься, насмотришься, поднимешь ценик....а потом через часок думаешь: "Неее....чё-то не то!" и обратно снижаешь...{#}

{#} Ну тут тема извечна, кто на сколько себя оценивает, тот такие цены и устанавливает. Я вот например тоже знаю мастеров, которые украшения, которые у меня стоят 3 000 руб. продают за 20 000 руб. Смотрю, облизываюсь и апплодирую их умению и продолжаю работать, когда-нибудь и я смогу позволить себе так ценить свою работу и время image {#}

Нелли (nellspb) 21.11.2016

{#}Ой... А туточки, после моего коммента, стоял другой....А вы удалили...((( А почему?? он был вполне себе нейтральный и адресован был мне....{#}

Автор данного коммента получил "красную карточку" {#} за что и был наказан.

Очень сожалею, что это затронуло вас, но судя по тому, что твориться в комментариях, я поняла с чего нужно начинать работу и в следующих публикациях будет полный порядок {#}

Ну а почему бы и нет 😉 кто-то и того не делает, а критиковать все горазды, как и фильмы, хотя вряд ли квалификация на такое действие имеется. Сколько людей, столько и мнений, а если написанное поможет хоть в чем-то даже одному человеку, то это все было написано не напрасно. Вы это тоже зачем-то прочитали😉 😊

Конечно, не напрасно. Статья грамотная, хорошо структурированная, читается легко и приятно. Но с часто встрачающимися рекомендациями представить свою аудиторию вплоть до прически и модели телефона я скорее не согласна, чем да (не претендую на универсальность своих выводов: бывают изделия и очень "узкого" предназначения, - поэтому и пишу с опорой только на собственный опыт).

Насчет конкретизации целевой адитории сколько бы ни писали - на мой взгляд, это далеко не главное. Как показал мой небогатый в продаже своих поделок опыт, к моей аудитории относятся не конкретные, например, замужние шатенки 30-35 лет, среднего телосложения, с доходом 35,5 тыс., любительницы сериала "Мост", кофе с молоком и прозы Умберто Эко. Это и абсолютно разные по мировоззрению, вкусам и уровню доходов женщины от 25 до 60, и мужчины - тоже разного возраста, у которых есть женщины, которым они дарят подарки.

Несомненно вы правы, но вероятно даже у вашей очень широкой аудитории, есть схожие предпочтения и интересы, ну например, их всех объединяют ваши продукты image или например, нелюбовь к ХОЛОДУ image

*посмотрев с тоской на термометр за окном* Чтобы в нашей климатической зоне холод любить - надо быть мазохистом...

Ну возможно и найдуться любители мороза )) Наша страна велика{#} Хотя я явно не с их числа, напротив чем теплее, тем лучше image

Mariva, посмотрев на ваш магазин у меня не сложилось впечатление, что вы сами воспользовались рекомендациями данными в этой статье. Извините.

Сахарук Мария-воздушная бижутерия, я ждала оппозицию😉 мой большой и давно функционирующий магазин базируется в другом месте. Ярмаркой мастеров я занялась в этом месяце, до этого в моем магазине несколько месяцев висело 3 бесплатных работы, т.к. было не до Ярмарки. Теперь планирую и здесь развиваться. Ваше мнение имеет право на существование, как и мой, не соответствующий по вашему мнению моим же критериям, магазин 😉🙏

Мне кажется в первую очередь мастера не могут не делать то, что они делают! А все эти вопросы -- уже вторично и не всегда ответы на них помогут заработать "свой первый миллион"...))){#}

Светлана Белова, очень точно подмечено! Когда из тебя прет, это уже никуда не спрячешь и, пардон, ничем не заткнешь))) Но, все-таки когда я еженедельно стала тратить по нескольку тысяч руб на материалы....Просто уже пришлось приземлиться и считать деньги, иначе закончился бы этот хендмейд пасочками в песочнице, в круглосуточной доступности и бесплатно))))

Как заработать? Да никак. Когда работаешь в одиночку, все делаешь сам (материалы и инструменты ищешь/закупаешь, придумываешь, изготавливаешь, фотографируешь, продвигаешь, рекламируешь, переговоры ведешь, везде развозишь и отправляешь, ведешь подсчеты, стоишь на ярмарках и т.д.) - сделать можешь не так много, даже если спрос превышает работоспособность (что бывает далеко не у каждого мастера).

Зарабатывают те в основном, на кого работают другие, в том числе и профессионалы, обеспечивающие постоянный спрос на вещи. А это уже не одно и то же, что мастер-ремесленник.

Ну и конечно затевать "бизнес" рукодельный с нуля (без навыков, практики, опыта, стиля, может быть доли таланта и т.д.) только ради одного лишь заработка - чаще всего путь в никуда. Выстреливают чаще всего мега-талантливые люди с чем-то очень оригинальным и авторским (если попадают в тренд) или мастера с командой умелых продвиженцев и помощников. Остальные, хорошие мастера делающие качественные вещи, чаще всего в среднем сегменте ремесленнического заработка. Вот. Все сказанное личное ИМХО. Не претендует на истину.

Ирина, однако истину и сказали.

Скандинавские браслеты и украшения (scandicraft), совершенно с вами согласна! Здесь не работа ради работы, здесь именно награда, которую получаешь за творчество, которым любишь заниматься и горишь. Ремесленники получают по разному. Здесь же на ярмарке вижу мастеров с космическими ценами на работы, подобные моим к примеру (десятки тысяч рублей). Тут уже вопрос рекламы и самопиара решает сколько ты заработаешь.

не люблю слово бизнес..... на мой взгляд нужно делать то, что Вы любите делать, если Вы талантливы, то Ваши творения будут продаваться....

Как-то я разговаривала со своей знакомой про украшения (она естесственно знала, что я продаю украшения), и она высказала фразу - "А может мне тоже начать украшения делать и продавать?"....на что я ответила ей - что я занимюсь этим, так как это занятие для души и я этим живу, это мое всё и вся - изначально у меня не стояла цель продать...я себя выражаю в этом....это не просто так, взял наделал разной бижутерии и стал продавать...Вы должны любить то, чем Вы занимаетесь и что создаете....тогда эта энергетика, вкладываемая в созданные Вами вещи почувствуется обязательно и будет притягивать к Вам заинтересованных в Ваших произведениях людей.....а если это просто , созданные чисто с целью получить выгоду, вещи - это совсем не то....

Такое мое субъективное мнение...

Все абсолютно верно подметили Екатерина, если не вкладывать в работу душу, то это будет алиэкспресс.{#} Лично я творю не просто так, а еще и консультирую своих клиентов, по вопросам литотерапии и астрологии. Конечно, я не профессор в этих направлениях, но имею некоторые знания, которыми охотно делюсь с людьми. При этом лично я была не единожды свидетельницей того, как натуральные камини меняли к лучшему жизни людей. Я верю в магию камня и уверена, что это не выдумка, энергетика минералов действительно меняет нашу жизнь, при чем не важно верите ли вы в это или нет.

Но дело в том, что сейчас такое время, что не каждый сможет творить и не задумываться о финансовой стороне. Очень здорово, если есть возможность не обращать внимания на цены при закупке материалов и покупать все, что желает душа... а на все остальное есть "платиновая карта" не имеющая лимита, но увы не всем так везет и я пытаюсь помочь тем, кто хочет творить, но пока не знает как вывести свое хобби на уровень, как минимум, самоокупаемости. И вот в этом случае можно создавать, творить и радовать своих покупателей или при этом даже на хлебушек и маслице заработать.

Про команду умелых продвиженцев и помощников - в точку. Ко мне как раз такие просятся - в раздумье, не знаю надо ли мне это, какие у меня цели и желания... Сейчас всё время в работе, а в январе хотела об этом написать, может кто-то своим опытом поделится. Ведь можно просто повысить цены на изделия, будет меньше заказов и не надо будет команду набирать, это тоже выход.

А эти ко всем просятся) Только вот есть ли от большинства из них толк - сомнительно. В основном это школьники и студенты, ищущие легких денег.

Да-да самый простой способ при большом спросе - это увеличение стоимости. Тем самым вырастет выручка, а нагрузка несколько уменьшится. В противном случае превышение спроса - предложением решается расширением, но очень часто мастера не хотят и не могут это сделать.

WlaDana 21.11.2016

Ирина, и все же за весь период своей беременности я смогла накопить почти на треть стоимости квартиры... И без команды помощников. Может, потому что меня поддерживали все с ЯМ.

Найм доп. профессионалов возможен, когда ты крепко стоишь на ногах, за печами образование и навык в своем деле!

А если все это есть, но есть некоторые тектонические перемещения и сомнения в том, что ты вообще - бизнес -леди и готова справиться с любой ситуацией, то есть все же подозрения , в основе которых огромная НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и дальнейших силах....

Она, как вектор вниз для оригинального некогда мастера, выстреливающего и зарабатывающего и сомнение для стабильного, делающего хорошие качественные вещи...

Страстоцвет. 20.11.2016

Расскажите пожалуйста, как эта информация помогает лично Вам получать хорошую прибыль?

Яркий образ. Хамитова Наталья, если в кратце, то более детальный подход (советы, которые приведены в этой статье) к своему хобби помог мне перевести это самое хобби в ранг основной работы. Много лет я творила себе в убыток, раздаривая вещи ручной работы и бесконтрольно тратясь на материалы, пока не решилась все-таки разобраться основательно в своих делах. Эта статья можно сказать вводная, далее планирую писать много интересных статей, более углубленно затрагивающих разные стороны хендмейд бизнеса.
Страстоцвет. 20.11.2016

Я спрашиваю, как именно помогли эти советы? Информацию эта мне не раз попадалась, но как она работаетт, я убей не пойму. Ответив на все вопросы, не поняла что делать с большинством ответов.

Вот к примеру я отвечаю подробно на вопрос "какие именно разновидности этих изделий есть на рынке? Речь идет о различных функциональных нюансах, дизайне, материалах изготовления и т. д." что мне дальше делать с этой информацией?

Или как ответить на вопрос "Какими параметрами должен обладать товар, чтобы пользоваться стабильно высоким спросом среди покупателей?" новичку, который раздаривал себе в убыток и тут вдруг решил заработать. Откуда взять информацию о том, какие параметры приведут к высокому спросу?

И ещё вопрос: Вы решили писать несколько статей для продвижения Вашего магазина, наверняка уже посчитали сколько времени занимает написание статьи, сколько реальных продаж публикация Вам принесёт, и уже заложили время, потраченное на её описание и ответы на вопросы в стоимость своих работ. Опираясь на свой опыт здесь, на ЯМ, что заставляет Вас думать, что овчинка стоит выделки? У меня пока ощущение, что это как раз тот случай, когда работа в убыток.

"Вот к примеру я отвечаю подробно на вопрос "какие именно разновидности этих изделий есть на рынке? Речь идет о различных функциональных нюансах, дизайне, материалах изготовления и т. д." что мне дальше делать с этой информацией?"

Вам необходимо анализировать имеющуюся информацию. Давайте по пунктам, вы например, изготавливаете скворечники. Нужно проанализировать как много предложений скворечников есть на рынке, какая у них цена и качество, есть ли эконом-скворечники или может люкс-скворечники, какая у них ценовая вилка, какова себистоемость одного скворечника. Какие материалы нужны для этого, сколькок времени у вас займет изготовление одного скворечника и в каком сегменте работать будете именно вы.

После всех аналитических действий у вас должно сложиться понимание в какой части рынка скворечников вам нужно начинать работу. После этого нужно приступать действиям.

"Или как ответить на вопрос "Какими параметрами должен обладать товар, чтобы пользоваться стабильно высоким спросом среди покупателей?" новичку, который раздаривал себе в убыток и тут вдруг решил заработать. Откуда взять информацию о том, какие параметры приведут к высокому спросу?"

Давайте пофантазируем, встаньте на место вашего покупателя, что ему важно, какие вопросы он в первую очередь вам задаст... Качество, гарантии, надежность, срок службы, доставка, страховка, возврат, и т.д. Выбирайте из предложений на рынке тот товар, который вас устроит по всем параметрам и вы, как клиент, готовы его приобрести. Вот и опишите этот пордукт,, какие у него качества и сильные стороны? Как правило, люди всегда хотят получить больше чем ожидают, если вы придумаете как это воплотить в жизнь - вы получите высокий спрос в своем сегменте продукции.

"И ещё вопрос: Вы решили писать несколько статей для продвижения Вашего магазина, наверняка уже посчитали сколько времени занимает написание статьи, сколько реальных продаж публикация Вам принесёт, и уже заложили время, потраченное на её описание и ответы на вопросы в стоимость своих работ. Опираясь на свой опыт здесь, на ЯМ, что заставляет Вас думать, что овчинка стоит выделки? У меня пока ощущение, что это как раз тот случай, когда работа в убыток."

Интересный вопрос, но я скорее эксперементирую, имея некий багаж знаний, я могу ими поделиться с людьми и в данный момент я выясняю насколько все это востребовано. Например, лично вы мне дали идеи для написания более подробных статей, за что вам большое спасибо. Уверена, что вопросы, которые возникли у вас, могут возникнуть и у других людей.

Сами же продажи в чистом виде, я целью написания не ставлю, я хочу получить больше обратной связи от людей и увеличить активность {#}

Овчинка стоит выделки - это я говорю потому, что не работаю больше нигде. Я зарабатываю на жизнь именно своими творениями и раз у меня есть силы писать тут, то вероятно я не падаю в обморок от недоедания. Но каждый для себя решает сам сколько он будет зарабатывать и кто-то уходит в отнозначные убытки, вот так быть не должно.

Действительно Наталья, вы меня разобрачили {#} не поленилась и нашла и ваш и мой браслет, да вероятно подвески-листики (и у вас и у меня - одной чешской марки, хотя китай отлично копирует внешность, а вот в носке потом видна разница), но вот по остальным пунктам извольте {#} начиная от шапочек бусин и заканчивая замком браслета и самой цепочкой, на которой все построено {#} Но самое интересное это конечно же МИНЕРАЛЫ в браслете, в моем браслете использован "Мукаит" в вашем случае Наталья, я затрудняюсь назвать камень. Думаю все верно, кому интересно тот сможет сравнить и сделать выводы за что нужно платить 3190 руб., а за что нужно платить 950 руб. Выносим все на обсуждение общественности:

Мой браслет: http://www.livemaster.ru/item/14997573-ukrasheniya-braslet-fantaziya 

Браслет Натальи: http://www.livemaster.ru/item/16356289-ukrasheniya-listopad-braslet-grozd-iz-naturalnyh-kamnej-s-pod

Теперь ваша цель достигнута Наталья и я вас открыто прорекламировала, поэтому считаю вопрос исчерпаным {#}

Мораль сей басни такова, покупайте именно те товары, к которым вас тянет, нужноо всегда доверять внутреннему чутью. Цены же все устонавливают на свое усмотрение, кто как оценивает свои труды и конечто же затраты на метериалы. {#}

Не могу сказать, что украшение за 3 тысячи значительно лучше украшения за 1 тысячу;

или украшение за 1 тысячу чем-то хуже украшения за 3 тысячи, но качество фото и завлекательность фото различны.

Страстоцвет. 21.11.2016

Полностью с Вами согласна, у Марии очень хорошие фотографии.

WlaDana 21.11.2016

Ксения, главное, чтобы украшения подходили человеку...

Я случайно участвовала в аукционе и так рада приобретенному колье с черным агатом:

Оказывается на маленькой хрупкой шейке оно очень не плохо смотриться и подчеркивает мои достоинства)))

Напоминает сакральное насекомое... А на шее - просто одна черная изящная композиция!

Безумно довольна приобретением...

Идю к метре, садюся на картонку,

Свой правый хенд навстречу доброхотам,

Как зазвенют монетки на ручонке,

Считаю, что хендмейдом заработал..))

{#} почти Хоку получилось, но вот как же быть если в городе нет "метре"? {#}

В кармане полная дыре,

И не поможет пластырь,

Когда нет в городе метре,

Где проживает мастер..))

{#} {#} вам Павел непременно нужно пробовать себя в писательстве, мне лично нравятся ваши творения. {#}

Когда выходишь из метре,

Держи карман пошире.

Рука протянута к тебе,

А то и все четыре!

Ирина..)) На сайте если я и готов пальму кому передать, так это вам) Две ваши строчки, а в десяточку, наизусть помню:

А я про кризис тот ничо не знаю,

Сижу тихонечко и вышиваю..))

--

Ну и ответик, батл так батл..)

--

Будь с попрошайками жесток,

И действуй строго по стандарту!

Но, может, там сидит Ван Гог

С просроченною клубной картой..))

О, и я в цитатник попала))) Пальму не передавайте, лучше деньгами!

----

А шашкой лучше все же не махать,
ведь как судьба закрутит - неизвестно.,

Его сейчас прогонишь, а как знать-

Быть может. для тебя он греет место)))

{#}))

И я об этом же..))

А ведь нам можно уже поэтические вечера проводить {#}{#}

WlaDana 21.11.2016

Я все играла вальс..

Что так изрядно принят в мире...

Собака стяпала букварь

По нотной грамоте "музыря"...

Батенька, да Вы Поэт! {#}Браво! ))) {#}

Я скорее батенька, чем поЕт..))

Марина, Вы капитально подготовились. Спасибо за публикацию. Я например, имея основную работу, не очень озабочена подсчётами расходов, доходов и т.д., больше времени на это потрачу. Главное, что мой основной доход позволяет заниматься любимым делом здесь на ям. И больше времени этому уделять. Думаю я не одна такая. Хотя, если бы дохода не было , не знаю какая цена была бы у моих изделий. Думаю, выше. Очень рада, что пока не приходится загружать этим голову.

Алевтина Белякова Каисса (шахматы), Mariva / by Maria Ivanova, меня зовут Мария)) Большое спасибо за оценку. В дальнейшем я планирую еще ряд статей по данной теме, что может быть очень полезно всем мастерам (и начинающим и опытным).
WlaDana 21.11.2016

Алевтина, а представляете, как можно КАПИТАЛЬНО подготовиться, спланировать свой бизнес с помощью ХМ, что можно без мужа, родителей и прочей поддержки воспитывать дитя, имея лишь доходы от ЯМ!?

Это просто виртуозно, на мой взгляд. Уступать конкурентам, отказывать в заказах. Но на закупки для любимого хобби, памперсы, мясо, ЖКХ и творог - мне хватает...

Думаю пролог этотого экстремального фрилансерства не загорами!! Как только выбью дет сад - работать и еще раз работать, как нормальный чел.!

А розовое время парфюмера останется за горами... К счастью...

Очень даже можно, да) Я долго несколько лет одна воспитывала троих сыновей, живя только на доходы с продажи своих изделий, правда, основная масса заказов не с ЯМ у меня. Сейчас счастливо замужем, но работу не меняю - продолжаю заниматься любимым делом{#}

WlaDana 21.11.2016

Иду на почту, чуть затворив заслонку.

На улице чуть минус 30, даже слеза в пути...

В суме более пяти посылок..

Мой предок тоже говорил - "Иди!"