Размял гончар в ладонях глину....

Размял гончар в ладонях глину.... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Размял гончар в ладонях глину,
Отмерил ровно половину.
И поработав от души
Красивый вылепил кувшин.

А через несколько часов
Другой такой же был готов
«Теперь, - сказал, - извольте братцы,
Вот в этой печке обжигаться».

И пригрозил: «Смотрите мне,
Пробудьте два часа в огне».

Один кувшин шагнул в огонь,
За печку спрятался другой;
А после к сроку втихомолку
Полез с приятелем на полку.

Когда ж налили их водой
То дело кончилось бедой:
Один кувшин, что был в печи
Стоит спокойно и молчит

А наш хитрец через часок
Заныл, потёк, обмяк в комок.
Надёжен будет только тот,
Кто в жизни сквозь огонь пройдёт. 

(Автор неизвестен)

кувшин

Собрал как то, один мудрец как-то раз своих учеников  подле себя, взял сосуд из глины и заполнил его до самого горлышка небольшим гравием и крупными булыжниками. Затем повернулся к своим ученикам и спросил: «Как вы считаете, ученики, полон ли мой сосуд?».

Подумали юноши и ответили: «О да, наставник!».

Тогда взял учитель мешочек с бобами, всыпал их в сосуд и потряс его так, чтобы бобы заполнили пустоты, образовавшиеся между булыжниками. Бобы полностью заполонили все свободные щели, и учитель вновь спросил у юношей: «А теперь, ответьте мне, ученики, заполнен ли мой сосуд?».

Потрясли ученики емкость, увидели, что ни булыжника, ни боба в нее уже невозможно положить, и ответили: «Да, учитель! Твой сосуд заполнен до самого горлышка!».

Улыбнулся мудрец, лишь взял несколько горстей песка из-под ног и вновь стал заполнять свой кувшин. Тоненькими струйками песок просочился между каменьями и бобами, заполнив все свободное место, что еще оставалось в кувшине. И третий раз спросил у учеников: «А что вы скажите теперь?», и вновь сказали поникшие юноши, что кувшин, буквально, «забит» доверху.

Отставил мудрец сосуд и сказал: «Да, наконец-то вы правы. А теперь представьте, что этот глиняный сосуд – наша жизнь. Булыжники и гравий – самые значимые даты в ней, о которых мы помним даже на смертном одре, гордимся ими или, наоборот, стыдимся. Они и определяют течение нашей жизни.

точечная роспись

Бобы – это те события и вещи, о которых мы мечтаем, к которым стремимся, но это не суть нашего существования. Без них мы можем обойтись, но жизнь немного поблекнет, став «пресноватой», словно рис без специй.

Песок – это те мелочи, из которых состоит наш ежедневный быт: суетливые желания, ссоры, обиды и претензии, мелкие радости и разочарования, и мы даже не обращаем на них внимания.

Друзья мои, если вы вначале наполните свой сосуд песком, то в кувшине уже не будет свободного места ни для бобов, ни для каменьев. Так и в жизни: если мы заполним ее пустыми мелочами и будничной суетой, в ней не останется места на мечты и желания, к которым нужно стремиться, а тем более, на какие-то серьезные дела и поступки!». И задумались юноши над этими словами своего наставника.

декор посуды

point-to-point

Южнее Киева располагается небольшая деревня Ромашки, что у речки Рось. Именно там археологи обнаружили огромное количество посуды и столовых приборов, которыми пользовались наши предки. Что показательно – среди них удалось найти и довольно необычный по форме исполнения и декору кувшин. Его украсили несколькими рядами тематических орнаментов, и если на первом изображались всевозможные символы и геометрически правильные квадратики, то второй украшали витиеватые линии.

По сохранившейся форме можно сделать вывод, что произведен этот бытовой предмет был на специальном кругу, а вот декоративные элементы наносились исключительно при помощи «штампиков». Спустя несколько месяцев учёным удалось разгадать символику декора – наши предки в столь оригинальный способ зашифровали полноценный сельскохозяйственный календарь, где обозначили не только праздничные дни, но и дни охоты, начало посадки и сбора различных культур.

Вся информация представлялась при помощи письма дохристианской эпохи. Сейчас уникальный и самый древний кувшин находится в Киевском историческом музее.

контуры

 Как бы то ни было, а основное предназначение кувшина состояло в хранении всевозможных консистенций и жидкостей. Неудивительно, что он считался «питейной» посудой. В зависимости от сберегаемой внутри жидкости, отличалась и форма изделия. Вино помещали только в кувшины с округлыми и широкими гранями, а пиво – в удлиненные с крышкой.

В период 18 века в городской черте и далеко за её пределами популяризировались скопинские и гжельские изделия из керамики. Яркой росписью украшали выпуклые формы кувшинов. На них изображали башни, зверей, птиц и всевозможные цветовые орнаменты. Каждый мог самостоятельно расписать такой сосуд. Отличительной чертой гжельских кувшинов можно считать наличие мастера, изготовившего его. Отметим, что красивые и яркие сосуды раскупались, словно по взмаху волшебной палочки и повсеместно использовались на торжествах, пирах и прочих застольях.

На сегодняшний день функциональная составляющая кувшинов практически полностью утрачена, используются они лишь от случая к случаю, поскольку все напитки принято подавать в бокалах и фужерах. Но даже в наше время такая посуда смотрится на порядок красивее традиционных бутылок.История кувшина невероятно богата и многогранна. При всей своей конструктивной простоте это очень удобный и функциональный сосуд, который можно использовать не только для хранения и переноса жидкости, но и строительства церквей, домов. И в наши дни этим оригинальным хрустальным и стеклянным изделиям можно найти применение, достаточно подключить фантазию и воспользоваться огромным опытом, накопленным нашими предками.

Комментарии
Комментариев пока нет