Основные виды цепочек!

Основные виды цепочек! | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Цепочки и их виды

Цепочки могут иметь различное назначение, в том числе как украшение на шею и для крепления карманных часов.

Шейные цепочки изготовляются следующих видов: якорные, панцирные, витые, ленточные, венецианские и различные фасонные. Цепочки для карманных часов могут изготовляться якорные, панцирные, бортовые, из штампованных пластинчатых звеньев и др.

Навивка звеньев шейных цепочек и цепочек для карманных часов может быть как машинной, так и ручной. Отличие составляет толщина проволоки. Звенья цепочек для карманных часов навивают из проволоки толщиной 0,8-1,2 мм.

Составной частью цепочки является замок. Замки бывают следующих видов: заводное кольцо, шпрингельный, шомпольный, карабин, секторный и др.

Якорная цепочка. Для навивки цепочки готовят проволоку соответствующего сечения, для чего слиток (кусок) драгоценного металла вальцуют, из него через фильер протягивают проволоку с периодическим отжигом и отбеливанием. Навивка овальных звеньев может проводиться на специальных станках или вручную на ригеле. Если звенья навивают на станке, одновременно собирают и цепочку.

Навивка звеньев вручную осуществляется на стальной или латунный овальный ригель. При подготовке ригеля учитывают диаметр проволоки, из которой будет изготовлена цепочка. Длина звена должна быть в 2,5 раза больше диаметра проволоки. Перед навивкой стальной ригель обертывают ленточной тонкой бумагой. Затем на ригель, укрепленный в тисках, навивают спираль из проволоки, которую после навивки отжигают вместе с ригелем. При этом бумага сгорает, и спираль легко снимается с ригеля. Латунный ригель бумагой не обертывают, а навивают спираль, прямо на ригель и отжигают ее вместе с ригелем, после чего ригель со спиралью закрепляют в тиски или специальное ручное приспособление и растягивают, т. е. утоньшают его, благодаря чему спираль легко снимается.

Навитую спираль устанавливают в деревянный брусок, в котором имеется специальная прорезь, соответствующая диаметру спирали. Затем лобзиком разрезают спираль на отдельные овальные колечки, которые собирают в цепочку. Сборка может быть попарная и одинарная. При попарной сборке выполняют ручную пайку фуги двух звеньев одновременно, а при одинарной - каждого звена отдельно.

Панцирная цепочка. Для навивки панцирной цепочки проволоку подготовляют так же, как и для навивки якорной цепочки.

Навивка панцирных звеньев также может проводиться на специальных станках или вручную на ригеле. Если звенья навивают на станке, то одновременно собирают и цепочку. Навивка звеньев вручную осуществляется так же, как и для якорной цепочки. Разрезанные овальные колечки собирают одинарно: каждую фугу пропаивают отдельно, и звено изгибают так, чтобы оно совместно с предыдущими звеньями образовывало прямую линию по плоскости. Так последовательно набирают и формуют панцирную цепочку.

Витая многожильная цепь (рис. 68, а). Для навивки цепи проволоку необходимого сечения подготовляют так же, как и для якорной цепочки.

Навивка овальных звеньев проводится на специальных станках или вручную на ригеле. Если звенья навивают на станке, то последовательно собирают многожильную цепь.

Навивка овальных звеньев вручную осуществляется так же, как и для якорной цепочки. Особенностью ручного изготовления является сборка цепочки из отдельных звеньев. Первое звено пропаивают и в него вставляют второе, которое также пропаивают, после чего в промежуток, который образуется между первым и вторым звеном, вводят третье звено. Каждое вводимое последовательно звено сразу же пропаивают. Затем в промежутки между вторым и третьим звеньями вводят четвертое звено и так далее до набора цепочки необходимой длины. Таким образом получается витая многожильная цепь.

Витая цепь-колье. Эта цепь отличается от витой многожильной тем, что в ней последовательно изменяется толщина, т. е. от середины цепи, являющейся наиболее толстой частью, идет утоньчение (рис. 68,6). Степень конусности цепи выбирается в зависимости от желания заказчика. От этого зависит количество типоразмеров звеньев и толщина проволоки для навивки каждого типоразмера звеньев.

Для навивки цепи-колье заготовляют звенья не овальной, а круглой формы.

Перед навивкой звеньев по общепринятой технологии для всех видов цепей приготовляют проволоку вначале единой толщины, как правило 0,7-0,8 мм. Количество проволоки по массе должно быть в 1,1-1,2 раза больше предполагаемой массы цепи.

Для навивки звеньев необходимо иметь несколько ригелей круглого профиля. Наибольший диаметр ригеля (а соответственно и звена) составляет 5 мм. В зависимости от желаемой конусности цепи выбирают перепады в диаметре звеньев. Они могут быть через 1 мм, 0,5 мм и др. В соответствии с уменьшением диаметра ригеля меняют и толщину проволоки на 0,1 мм, 0,05 мм) и др. Для получения цепи с плавным изменением толщины рекомендуется навивать звенья 10-12 типоразмеров.

Из проволоки определенного сечения навивается группа звеньев для изготовления наиболее утолщенной части. Эту часть рекомендуется делать длиной 5-6 см. Навивка на ригель спирали из проволоки, снятие с ригеля и разрезка на звенья круглой формы производятся так же, как и для якорной цепочки.

Оставшуюся часть проволоки отжигают и всю протягивают через фильер до сечения, необходимого для изготовления звеньев следующего типоразмера. Затем таким же образом навивают звенья второго типоразмера. Количество звеньев зависит от желаемого перепада. Следует учитывать, что от второго и до последнего типоразмера звенья будут располагаться по обе части от наиболее толстой части цепи.

Затем аналогично протягивают проволоку до нужного сечения и навивают необходимое количество звеньев принятых типоразмеров.

После навивки звеньев приступают к сборке цепи. Места разреза (торцы) звеньев выпрямляются плоскогубцами так, чтобы фуга звена соответствовала толщине проволоки и в прорезь прошло следующее звено. Введя звено в звено, их спаивают так, чтобы фуги были развернуты в разные стороны (рис. 69). Затем в них последовательно вставляют по два звена, которые спаивают с раздвоенными фугами посередине. Так получается начало цепи и затем аналогично производится последовательно ввод звеньев следующих типоразмеров и их спаивание между собой. Собранная цепь-колье имеет вид веревочки.

Комментарии
Комментариев пока нет