Самые дорогие книги в мире

Кто-то, имея огромные деньги, приобретает книги для личной коллекции, кто-то, владея ими, выставляет раритеты в музеях, чтобы мы могли их видеть. Здесь я собрала сведения о самых дорогих книгах в мире и их фотографии. Приятного просмотра!

1. «Кодекс Лестера» Леонардо да Винчи — $30,8 млн (с учетом инфляции — $49,4 млн).

Леонардо да Винчи, находясь в Милане, в 1506 году начал вести заметки. Исписав 18 листов бумаги с обеих сторон, он сложил их в виде 72-страничной тетради. В ней содержится множество математических расчётов, рисунков и заметок, написанных особым зеркальным шрифтом. Сейчас книга принадлежит Биллу Гейтсу, который и приобрёл её за $30,8 млн в 1994 году. По его инициативе «Лестерский кодекс» постоянно выставляется в музеях мира.

книги

2. «Евангелие Генриха Льва» — $12,4 млн (с учетом инфляции — $28 млн).

Вторым по стоимости стало рукописное издание Евангелия, созданное в 1188 году по заказу герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва. В книгу включены четыре Евангелия объёмом в 226 страниц. Манускрипт обнаружили в 19 веке в Праге, а в 1861 году его купил король Ганновера Георг V. Через пять лет короля свергли и он бежал в Австрию вместе с книгой. В 1983 году неизвестный продавец выставил «Евангелие Генриха Льва» на аукционе Sotheby’s. Книгу выкупило немецкое правительство. В настоящее время манускрипт хранится в Библиотеке имени герцога Августа в городе Вольфенбюттель (Германия).

книга

дорогие книги

 3. «Великая хартия вольностей». Это не книга, а документ, но обойти его я не могла и внесла в список. 

Составлена в июне 1215 года. Документ из 63 статей защищал юридические права и привилегии свободных граждан Средневековой Англии и ограничивал королевскую власть. Четыре статьи документа продолжают действовать до сих пор. В 2007 году кземпляр 1297 года с печатью короля Эдуарда III на аукционе Sotheby's приобрел сооснователь инвестфонда Carlyle Group Дэвид Рубинштейн за $24,5 млн.

раритеты

4. «Евангелие святого Кутберта». 

Самая ранняя из сохранившихся в первозданном виде средневековых книг.  Дата ее создания примерно 600-630 год н.э. 

Книгу демонстрировали только особо уважаемым паломникам, которые перед ее лицезрением постились, тщательно мылись и одевались в белоснежные одежды. 

Размер рукописи — 10x13 см, в ней содержится только текст Евангелия от Иоанна без миниатюр. Книга переплетена красной кожей с орнаментами в кельтском стиле. 

Британская библиотека договорилась о покупке с орденом иезуитов только в 2011 году за $15,1 млн (с учетом инфляции).

 5. «Массачусетская книга псалмов». 

Это первая напечатанная на территории США книга. Она вышла в 1640 году в Кембридже тиражом 1700 экземпляров. Сейчас сохранилось только 11 экземпляров первого тиража книги. Один из них в 2013 году  приобрел сооснователь инвестфонда Carlyle Group Дэвид Рубинштейн за $14,5 млн

6. «Часослов Ротшильда» — $13,9 млн.

Молитвенная книга, созданная около 1505 года, признана шедевром искусства эпохи Ренессанса. Она включает в себя миниатюры таких фламандских мастеров, как Герард Хоренбоут, Герард Давид, Александр и Симон Бенинги. В XIX веке рукопись оказалась у барона Ансельма фон Ротшильда, а 1938 году ее конфисковали нацисты. Австрия вернула часослов семье Ротшильдов в 1998 году.  Нынешний владелец книги  (куплена в 2014 году) сохраняет инкогнито.  

 7. «Птицы Америки» — $8,8 млн (с учетом инфляции $12,6 млн)

Книга Джона Джеймса Одюбона содержит научные описания и иллюстрации птиц Северной Америки. Она знаменита историей своего создания. Одюбон рисовал птиц в реальном размере, отслеживая их и делая из них чучела. Первое издание появилось в 1827 году, всего вышло около 200 экземпляров высотой в 127 сантиметров! В марте 2000 года один из последних сохранившихся экземпляров был продан шейху Катара Сауду за $8,8 млн.

8. «Кентерберийские рассказы» — $7,5 млн ( с учетом инфляции — $11,1 млн)

«Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера были проданы в 1998 году с аукциона Christie's. За один из двенадцати сохранившихся экземпляров заплатили $7,5 млн. Книга напечатана в 1477 году в типографии Уильяма Кэкстона, английского первопечатника. «Кентерберийские рассказы» считаются главным произведением отца английской поэзии Джеффри Чосера, хотя оно и не было завершено. Чосер, которого называют одним из основоположников английской национальной литературы, первым начал писать сочинения не на латыни, а на родном языке.

9. «Конституция Джоджа Вашингтона» — $10,2 млн

Издание, напечатанное по заказу Джорджа Вашингтона в 1789 году, является частью книги с актами Конгресса США и содержит личные пометки президента. После смерти президента в 1799 году экземпляр хранился в его резиденции в течение пятидесяти лет. Затем он принадлежал племяннику Вашингтона, который продал ее с аукциона за $13. в 1976 году, тогда ее приобрел коллекционер Ричард Дитрих. В 2012 году экземпляр Конституции на аукционе выставили потомки Дитриха, и его выкупила Женская ассоциация Маунт-Вернона.

10. «Первое фолио: комедии, истории и трагедии Шекспира» — $5,5 млн

Сборник, в который вошли почти все пьесы Шекспира, напечатан в 1623 году.  Он содержит в себе 36 пьес и имеет 900 страниц. Был продан на аукционе Sotheby’s за $5,5 млн. Из 750 экземпляров, выпущенных в XVII веке, сейчас полностью сохранилось около сорока. Один из них и был продан в 2006 году за рекордную сумму.

11. «Бестиарий герцога Нортумберлендского» — $5,4 млн.

Экземпляры этой книги датированы примерно 1250-1260 годами, сейчас же их осталось не более сорока. В рукописном бестиарии описано 112 средневековых животных, реальных и вымышленных. Автора книги установить не удалось. «Бестиарий герцога Нортумберлендского» был продан на аукционе Sotheby’s в 1990 году за $5,4 млн.

12. «Библия Гутенберга» — $4,9 млн.

Уникальное издание Библии, старейшей из книг, ушло с молотка на аукционе Christie's в 1987 году. Книга была напечатана Иоганном Гутенбергом в 1450-х годах с использованием подвижных литер. Из 180 экземпляров до нас в полном виде дошёл всего двадцать один.

13. «Трактат о плодовых деревьях» — $4,5 млн.

В 1768 году французский ботаник Анри Луи Дюамель дю Монсо создал «Трактат о плодовых деревьях», в котором подробно описаны 16 видов фруктов с красочными иллюстрациями. Экземпляр этой книги был закуплен в личную библиотеку короля Людовика XV, причём он был отпечатан в особенно роскошном виде, с золочёной обложкой. В 2006 году издание ушло с молотка на аукционе в Брюсселе за $4,5 млн.

14. «Космография» — $4,2 млн.

Книга Cosmography — это копия первого печатного атласа, в её основу легли образцы карт Птолемея, древнегреческого астронома, математика и географа. Она напечатана в Болонье в 1477 году, и в 2006 году была продана за $4,2 млн.

15. Рукопись девятой симфонии Моцарта — $4,1 млн.

Коллекция известнейших симфоний Моцарта, написанная рукой самого композитора, была продана за $4,1 млн в 1990 году. Этот драгоценный и редкий манускрипт в 1987 году установил мировой рекорд продаж среди музыкальных произведений.

16. Атлас Европы Меркатора — $ 1, 243 млн.

Фламандский картограф Герард Меркатор первым создал цилиндрическую проекцию карты мира, которая используется и поныне. Проекция Меркатора отличается тем, что на картах не искажаются углы и формы, а расстояния сохраняются только на экваторе. В настоящее время она применяется для составления морских навигационных и аэронавигационных карт. 
Впервые Атлас вышел в свет в 1595 г., уже после смерти своего создателя. Атлас содержал трактат о сотворении мира и 107 карт с географическими описаниями, 102 из которых были составлены самим Меркатором. Спустя много лет, в 1967 году карты были случайно обнаружены в Бельгии. В 1997 году их купила Британская библиотека за $ 1,243 млн.

17. «Тамерлан и другие стихотворения» — $ 662 500.

Эта была первая напечатанная книга Эдгара По.
В 1827 году 18-летний По, впоследствии ставший родоначальником детективной литературы, напечатал свой первый сборник «Тамерлан и другие стихотворения» (Tamerlane and Other Poems), однако книга так и не вышла в свет. Тираж сборника составлял не более 40-50 экземпляров, и только 12 из них сохранились до наших дней. Один из которых был продан на аукционе Christie's за $ 662 500. Примечательно, что имя американского писателя и поэта не фигурирует на страницах книги. Сборник был написан Эдгаром По под псевдонимом «Бостонец».

О самых маленьких книгах можно посмотреть здесь>>

Комментарии (21)
Яркие акценты 15.11.2016

Спасибо! Очень интересно и познавательно! Имею в виду не цены, а сами книги и их почтенный возраст. А нет данных о самой старой и/или дорогой книге отечественного издания?

Елена (vsyo-v-dom) 15.11.2016

Большое спасибо, ооочень интересно!!!

Рада, что понравилась подборка)

Елена 15.11.2016

Да, представляю, какого держать в руках такие бессмертные фолианты!!! Ира, спасибо за публикацию, очень интересно!

Cherry_cherry 15.11.2016
Вот бы полистать хотя бы одну книгу такую, наверно невероятные ощущения🙏

Да, но даже хранители этих книг к ним боятся прикасаться без белых перчаток . А нам, простым смертным, и дышать рядом запретят {#}

Ира, спасибо за интересную публикацию!

Птицы Америки - фантастически красивая книга!

{#}...усну с тиком)))

..спасибо за интересную статью!

{#} .

Как забавно{#} Раньше такие книги называли бесценными... А сейчас все в денюжках подсчитано....{#}

Точно! )

Ух ты! Я знала, что книги - самое ценное, что можно предположить, но чтоб настолько...!

+1 к очень интересным публикациям, прочитанным на ЯМ!

Спасибо!

очень интересно...а какой тракт о плодовых деревьях

{#}

Да. очень красочный!

Действительно интересно :-) Вот уж воистину кто за что согласен заплатить и как складывается цена на вещи... Забавно рассматривать книги как вложение денег. Впрочем, кому-то странно рассматривать их иначе :-) Спасибо за публикацию, Ирина!

Спасибо!)

Интересно очень. Предполагаю, что имеется где-то в закромах немало книг не менее ценных, но мало или совершенно не известных публике.

Наверняка есть в закромах, особенно если это книги разнообразных "тайных знаний"

Спасибо автору, очень интересно!

И Вам спасибо!... И согласна, что наверняка такие книги есть.