Гипсомодельное ремесло: просто о сложном

Гипсомодельное ремесло: просто о сложном | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Данная статья является первой частью описания одного из самых сложных и трудоемких этапов керамического ремесла — гипсомодельного процесса, обычно вызывающего трудности не только у начинающих, но даже у опытных мастеров.

Из-за сложности и трудоемкости процесса, а также отсутствия специальных знаний и практики многие мастера работающие с керамикой так и не осваивают технику литья и работу с тонкими керамическими материалами — фарфором и фаянсом.

Изложенная ниже информация будет полезна для керамистов-любителей, мастеров-кукольников, работающих с фарфором, а также всех желающих освоить технологию тонкой керамики, важнейшей частью которой есть гипсомодельное ремесло.

Перед тем, как начать работу над данной статьей, мне было интересно ознакомиться с наличием подобной информации в сети. Чего и следовало ожидать, такой информации удалось найти крайне мало, а большинство того, что предлагается к прочтению или просмотру, граничит с абсурдом и никак не может претендовать на грамотный, профессиональный обучающий материал.

Имея возможность поработать на нескольких фарфоровых заводах с большой историей, мне удалось перенять уникальный опыт старых мастеров-профессионалов гипсомодельного ремесла, который невозможно встретить где-либо вне керамических производств.

Итак, начинаем.

Материалы для гипсомодельного процесса:

1. Гипс модельный Г-10, гипс строительный штукатурный Г-5 — собственно, то, из чего будем делать модель и форму. Гипс марки Г-10 обладает высокой плотностью и прочностью. Идеально подходит для создания моделей, точения на гипсомодельном станке, вырезания.

Для изготовления черновой формы стоит использовать низкопрочный гипс Г-5, он достаточно ломкий, и будет хорошо отделяться кусками от модели, не повреждая ее. Саму же модель рекомендуется отливать из крепкого гипса Г-10.
Для производства форм с целью литья из шликерных масс желательно смешивать гипс Г-5 и Г-10 в равных частях. Тогда форма получается достаточно прочной и в меру пористой для хорошего поглощения воды. Точные пропорции зависят от качества используемого гипса в каждом отдельном случае.

гипсомодельное ремесло, форма из гипса

2. Глина в большом количестве понадобится для изготовления опалубки для формовки, герметизации щелей, в которые может протечь гипсовый раствор, фиксации частей опалубки и других целей. В некоторых публикациях в интернете на тему формовки я встречал использование пластилина. Крайне не рекомендую использовать пластилин ввиду дороговизны материала и неудобства работы с большими массами пластилина. Глину всегда можно держать в необходимом состоянии пластичности, не нужно перед работой разминать, и легко накладывать большими объемами. При этом особых требований к качеству глины нет. Можно взять любую глину предварительно размочив или подсушив ее до удобного пластического состояния.

как сделать форму

3. Мыльная смазка — это разделительный материал. Служит для предотвращения прилипания гипсовой формы к модели. Изготовить можно быстро и легко из мыла, постного масла или соляры и воды. 1 часть мыла измельчить, добавить 1 часть воды и подогреть помешивая до растворения мыла. Добавить 1 часть масла и еще 1 часть воды. Размешать до однородной эмульсии и после этого вспенить миксером или кистью. 

Жировую смазку использовать нельзя. Жир забивает поры в гипсе в результате чего форма станет непригодной для литья из шликера.

4. Нитролак или шеллак. Лак используется для покрытия черновой формы перед отливкой гипсовой модели, а также лакируем гипсовую модель перед изготовлением рабочей формы.

Модель следует несколько раз покрыть жидко разбавленным лаком. Лак придаст поверхности гипсовой модели дополнительную стойкость к повреждениям, а также способствует более легкому отделению формы, предохраняя модель от прилипания к свежему гипсу.
Лучше использовать шеллак, так как он растворяется на спирту и меньше воняет. Нитролак тоже вполне пригоден, но от него много вони.

5.  Стекло. Отрезки оконного стекла удобно использовать для построения многоугольной  опалубки. Стекло легко резать на части нужного размера и всегда можно бесплатно набрать в пунктах нарезки стекла. Узкие длинные полосы, небольшие прямоугольные отрезки вам отдадут даром, в крайнем случае за символическую плату.

форма гипсовая

6. Линолеум. Полосы линолеума удобны для сооружения опалубки круглой формы. Просто скручиваем цилиндр нужного диаметра.

Инструменты:

1. Карандаш простой, карандаш химический. Для отметок на сыром гипсе служит химический карандаш, по сухому гипсу лучше пишет мягкий графитовый карандаш.

2. Нож-косяк — необходим для резки застывшего гипса.

молд

3. Шпатель — для разных работ.

молды

4. Стамески – для обработки застывшего гипса. Нужны плоские различной ширины и полукруглая стамеска.

делаем форму

5. Лист толстого стекла или большая облицовочная плита.  Рабочей поверхностью для формовки хорошо служит стекло, также можно использовать большую гладкую глазурованную кафельную плитку размером 50х50 см или больше. Стеклянная или глазурованная керамическая поверхность легко очищается от гипса, не боится воды и стойкая к механическим повреждениям.

6. Стеклорез — для нарезки стекла необходимого размера.

делаем сами

7. Ножовочное полотно — для обработки гипсовой поверхности.

работа с гипсом

8. Кисть — для нанесения мыльной смазки.

9. Линейка, угольник, циркуль ученический — измерительные разметочные инструменты. Циркуль удобно использовать ученический, в который можно вставлять химический карандаш, но можно взять и чертежный вставив в него химический грифель.

10. Плита облицовочная с рифленой поверхностью. Плита большого размера 40х40 или больше с рифленой обратной стороной. Необходима для выравнивания частей формы. Практически у всей облицовочной плитки обратная сторона имеет некий рельеф, он нам и нужен. В строительных магазинах можно по дешевке купить большую уцененную плитку, например с отбитым уголком.

форма для куклы

11.  Стек скульптурный — для моделирования прилегающей к модели поверхности опалубки.

литье

12. Гипсовка — емкость из пластичного материала — капрона или резины, предназначена для разведения (затворения) гипсового раствора. Хорошо для этих целей подходят различные капроновые банки от бытовой химии. Срезаем верхнюю часть с горлышком и получаем удобную емкость для приготовления гипса. Остатки гипса, затвердевшие в гипсовке легко удалить, просто помяв банку.

изготовление форм

13. Сито. Качественная модель должна выглядеть идеально, без единого изъяна. Различный мусор, комки и камушки в гипсе создадут вам массу неприятностей при обработке. Избавляемся от них при помощи сита.

14. Таз для мытья рук. При работе с гипсом необходимо постоянно мыть руки, и инструмент. В обычном бытовом умывальнике это делать запрещено. Моментально наглухо забьете канализацию! Только смыв остатки гипса в таз можно вымыть руки под краном.

Это был краткий перечень самых необходимый инструментов для изготовления гипсовых форм для литья из разнообразных шликерных масс. Запасаемся материалами, готовим инструменты, точим ножи. А в следующих статьях я опишу и проиллюстрирую процесс изготовления черновой формы, гипсовой модели и рабочей формы на примере кукольной головы. На самом деле все не так сложно, главное не бояться!

Продолжение следует...

Комментарии (16)
Kot-Stepan 18.08.2017

Подскажите, меня заинтересовали отливки из гипса цветов как у Рейчел Дейн (ниже ссылка), хочу домой сделать пару отливок картин-ни разу не сталкивалась с гипсом...он прочный или не очень, помогите пожалуйста...муж искал гипс в строительном-гипса там не оказалось, сказали что его больше не используют, может быть какие то жругие материалы подойдут {#} просвятите неуча...помогите...

https://www.livemaster.ru/topic/853741-volshebnye-gerbarii-rejchel-dejn

Спасибо, очень ценная информация! недавно приобрела силиконовые молды и жидкий пластик для заливки. Застывшие элементы достаются плохо - нужен разделительный состав (которого в продаже не было в наличии). Ваша мыльная смазка должна подойти!

Тема очень полезная. Я занимаюсь изготовлением гипсовых форм для литья фарфорового шликера. Делаю головы для кукол. Теории и опыта конечно не хватает, и почитать особенно негде. Очень надеюсь, что Ваши статьи на эту тему мне помогут, да и всем, кто этим занимается. Для форм использую гипс Г-16 формовой. О смеси гипса Г-5 и Г-10 в равных частях слышу впервые. Формы у меня многоразовые, выдерживают по 30-50 отливок и более. В день могу отливать по 3 раза. Хочу узнать о технологических тонкостях этого дела. Александр, с нетерпением жду от Вас интересную и полезную информацию. Огромное спасибо.

У каждого производителя гипс имеет свои свойства. Я добавляю к Г-10 гипсу Г-5, так как тот Г10й гипс, который я использую, он настолько плотный , что форма плохо тянет воду, если сделать из чистого Г-10. Это не правило, только как полезная возможность. Проверять опытным путем. Я за 1 раз до 10-12 отливков делаю. Потом сушка формы.

Простите, Александр, а что скажете про Г-16. Но замешивать его водой нужно 1:1 Может быть меня изначально неправильно "настроили"? Спасибо.

Про Г-16 ничего не скажу, никогда с ним не работал, даже в продаже не видел.
Г-10 , он как каменюка, если с Г-5 не смешивать. Вообще для профессиональных работ лучше всего использовать специальные гипсы: Supraduro для моделей и Almod для форм, они специально для керамического производства разработаны. Но они дорогие и их не всюду можно купить.

Спасибо, Александр {#}Очень-очень нужная информация! буду ждатьпродолжения))

Продолжение будет image
Обязятельно!

цікаво!

Спасибо огромное за статью! И тоже жду продолжения! Хоть и гипсомоделированием не увлекаюсь, но всегда приятно и интересно почитать грамотные статьи о ремеслах и хитростях!{#}

Всё просто и сложно) Когда-то сама делала гипсовые формы, но со временем поручила эту работу мастеру этого дела))

Это не космические технологии. В теории вообще ничего сложного нет. Но, как и каждое ремесло, требует навыков и профессиональных хитростей, о которых в книгах по технологии не пишут. Мне повезло поработать с мастерами - гуру в этом ремесле - и многому научиться.
Когда-то при керамических предприятиях были училища, где подготавливали мастеров, но теперь они все закрылись вместе с предприятиями.

Спасибо большое!!! Жду продолжение, так как сейчас я как раз увлеклась отливкой гипсовых форм для моллирования стеклянных изделий, так же пытаюсь освоить еще одну технику изготовления стеклянных изделий, где могут пригодится гипсовые формы.

Ну работа со стеклом это отдельная тема. Там немного другая технология и гипс не совсем подходящий материал. Для стекла формы должны быть жаростойкие, гипс разрушается при высоких температурах. Хотя есть техники отливки из стекла именно в гипсовые формы, где как раз и требуется чтобы форма разрушалась, используется одноразово.

Я знаю, что гипс недолговечный материал, но позволяет быстро и без особых затрат создать необходимую форму. И еще хотелось бы освоить технику pete-de-verre. А там как раз нужны гипсовые формы, насколько я понимаю.

Для патэ-дэ-вэр можно использовать керамические формы для несложных отливков не миеющих замков. Для сложных может служить гипс, он рассыпается после обжига, из него легко извлекать отливок. Но проблема в том, что он порой рассыпается при обжиге. Последствия можете себе представить.