Стиль Ар Деко

Стиль Ар Деко | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Произведения ар-деко – здания, мебель, ювелирные украшения – принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – там и появилось название “ар-деко”.

Ар-деко – стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для “среднего класса”, поэтому о нем в советское время избегали говорить. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке – и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти “старую” Европу. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку – Великая депрессия, ар-деко стойко противостоял пессимизму. Его “добило” лишь вступление США во Вторую мировую войну. Самым известным архитектором ар-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры – Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб – создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое. В Нью-Йорке все то же самое с успехом делал Эли Жак Кан – он оформил вестибюли двух десятков небоскребов. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке “Век прогресса” (1933) в Чикаго. В США ар-деко приобрел статус официального стиля – его символом в Новом Свете, да и во всем мире, стал Chrysler Building. В 1930-м Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы “Крайслера” – хромированные стальные головы орлов. За два десятилетия существования ар-деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар-нуво. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные. Ар нуво создавал новое искусство. Ар деко соединял все, что нравилось его авторам – восточную экзотику, исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Увлечение экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, майя и древних египтян, возросло после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона. В ар нуво, при всей рафинированности, формы рождались на основании функции, причем органическим путем. Для ар деко главным было украшение. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Ар деко принципиально искал внешнего эффекта. Ар нуво претендовал на универсальность, ар деко мог удовлетвориться фрагментарностью. В особняках модерна все – от плана до дверной ручки – нужно было выдержать в едином стиле. Мастеров ар деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами. У ар нуво и ар деко был очень разный “почерк”. Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко – ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы “припухшим” кривым. В модерне чаще использовались растительные мотивы – изображения цветов. Ар деко больше любил животных. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Ар нуво предпочитал сдержанные цвета – различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Ар-деко любил цвета интенсивные – белый с черным, золотой и золотисто-коричневый – и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни. В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для ар деко характерны блестящие сталь и латунь и темное дерево, причем с инкрустациями. В ар нуво господствовала керамика – от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Ар деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева. Фрэнсис Скотт Фицджеральд в одном из своих рассказов назвал время расцвета ар деко “потерянным десятилетием”. Но, похоже, сами создатели и “потребители” ар деко это время потерянным не считали. Они не строили планов на будущее – они испытывали эйфорию от краткой эпохи процветания, в которую им довелось жить. И тем самым сильно ее украсили.

Комментарии
Комментариев пока нет