Уважаемые Мастера! Хочу поделиться с Вами своим опытом проведения домашних мастер-классов. В этой части - общие правила, что касается именно скрапбукинга - этому будет посвящена 2-я часть статьи. Однако, уверена, что советы и рекомендации по организации, рекламе и понимание особенностей таких мероприятий подойдут также для любых видов рукоделия.
Несомненные плюсы Домашних мастер-классов:
- Возможность попробовать себя как начинающему мастеру-преподавателю. Для этого не нужно ждать приглашения известных творческих студий, не обязательно быть мега-популярным, владеть супер-техничными приемами или иметь аудиторию поклонников в 1000 и более читателей Вашего блога или творческой странички в Интернете.
- Комфортность домашней обстановки располагает к раскрепощению - как участников, так и преподавателя. Неформальность общения и ожиданий учеников дает возможность при Вашей минимальной подготовке произвести впечатление и запомниться аудитории.
- Вы - все решения принимаете сами как организатор. Возможность управлять процессом полностью минимизирует риски и дает уверенность в себе в будущем.
- Дополнительная реклама себя как мастера, новые друзья и творческие партнеры. Местная реклама в своем районе, городе может привлечь как новых учеников, так и заказчиков Вашей продукции. Особенно популярными, на мой взгляд, такие уроки могут стать в небольших городах, отдаленных от районного центра поселках, Подмосковье.
- Вы поймете для себя - Ваша ли это деятельность (увы, но не все, кто умеет что-то делать сам, может научить этому другого) и что не хватает для проведения полноценных уроков с учениками (они, поверьте, этого не заметят). Отличная возможность получить и расширить навыки общения с аудиторией.
- Дополнительный заработок от любимого рукоделия!
Домашний мастер-класс (по рукоделию) - проводимое на дому (т.е. в жилом помещении) учебное занятие с целью приобретения учащимися теоретических знаний и практических навыков по изготовлению предмета ручного творчества.
Данное определение составлено "на ходу" - но, внимательно почитав его, мы сразу можем перейти к деталям и особенностям данного вида обучения.
Основные составляющие:
1. Помещение (жилая комната). Это может быть комната в Вашей квартире или Ваших хороших знакомых, либо, как получилось у меня - абсолютно незнакомого ранее энтузиаста (девушки), желающей обучаться handmade и давшей соответствующее объявление на местном городском форуме.
- Если это не Ваше помещение - подумайте, какой бонус предоставившему квартиру Вы готовы презентовать (бесплатное участие в МК или частичная его оплата, %% от выручки и пр.).
- Позаботьтесь о том, чтобы на время проведения занятия Вас и учеников никто не отвлекал.
- Комната должна быть оборудована просторным столом, стульями по количеству участников. Идеально, если преподаватель будет иметь возможность свободно перемещаться вокруг стола.
- Лучше всего, если на время проведения урока в квартире будут отсутствовать дети до 6-ти лет и животные (безопасность и тишина). И, однозначно, их не должно быть в комнате проведения МК.
2. Ученики. Скорее всего, их Вы найдете, разместив информацию о МК на своей страничке, творческой группе в социальной сети, местном городском форуме.
- Нужно быть готовым к тому, что большинство из них Вы увидите в первый и последний раз, эти люди не фанаты Вашего вида рукодельного творчества. Они придут изучить, попробовать то, о чем давно мечтали или просто интересно провести свое время - постарайтесь максимально эффективно его использовать, чтобы яркие впечатления остались у всех присутствующих.
- Продумайте заранее, во избежание накладок, для какой аудитории предназначен Ваш урок и отразите это в рекламных материалах. Возраст, требуется ли сопровождение/ присутствие взрослого для ребенка. Постарайтесь максимально упростить используемые инструменты - чтобы свести к минимуму все риски травмы.
- Если ребенок пришел на урок без взрослого - окажите ему максимальное внимание. Покажите, где находится туалет, проводите помыть руки. Родители, скорее всего, будут несколько раз за урок звонить Вам или ребенку на мобильный, чтобы убедиться, все ли в порядке - отнеситесь к этому с пониманием.
- Имейте ввиду, что посещаемость уроков не будет 100% - объявите заранее максимальное количество участников (это где-то вместимость стола + 1-2 чел.) Если это Ваш первый урок - планируйте на более 4-5 учеников, чтобы потренироваться правильно распределять внимание между ними. По опыту, приходит от записавшихся участников только 50-70%.
- Познакомьтесь с каждым участником персонально и познакомьте их друг с другом в процессе прихода. Можно придумать таблички с именами, если участников больше 5 чел.
- Мобильные звонки - допускать или нет, решайте сами. Лично я никогда не требую отключать мобильные на время урока - обычно, все включают его на тихий звук и отвечают на СМС, срочные звонки. Просто не обращайте на это внимание, не прерывайте объяснение - я оставляю это право самому ученику решать, что для него важнее в данный момент. Если Вы предполагаете, что чужие звонки могут Вам помешать - договоритесь до урока с учениками об этом.
- Соберите оплату за МК до начала урока - возможно, люди потом будут торопиться по своим делам и могут просто забыть впопыхах заплатить (особенно дети).
3. Преподаватель - это Вы! От подготовки к мастер-классу зависит его результативность - освоение учениками знаний и приобретение навыков, а также Ваше творческое резюме и доход (подробно об этом в следующем пункте).
- Продумайте план изложения и содержание материалов Вашего МК - они должны быть максимально простыми и доступным для новичков с "0" подготовкой.
- Продумайте, что из материалов/ инструментов будет входить в стоимость - а что участникам нужно будет иметь при себе (купить заранее). Должно быть время на подготовку учеников - чтобы сходить в магазин, если требуемого нет дома.
- Если это не Ваша квартира - продумайте, как оборудовать каждое рабочее место, чтобы оно не испачкалось (старые журналы - отличная находка). Все, что Вы принесете с собой - максимальный арсенал для проведения МК, если не уверены в необходимости, лучше взять что-то лишнее.
- Сделайте образец изготавливаемого изделия - в натуральную величину или больше. Во время МК он должен быть всегда на видном месте.
- Соберите наборы материалов для каждого ученика (лучше всего в индивидуальную упаковку, так удобнее просчитать все необходимое заранее, чтобы не тратить время до начала урока).
- Составьте списки, что ученики должны взять с собой (если это что-то особенное, укажите где купить) и разошлите каждому записавшемуся на e-mail. Скорее всего, это будут некоторые инструменты - нужно быть готовым к тому, что не все принесут в полном объеме необходимое. Имейте при себе в запасе 1-2 комплекта.
- Это может показаться странным, но рабочие функции инструментов также нужно приложить к списку. Например, если это ножницы - укажите, что они должны резать, попросите протестировать участников МК их заранее дома (если кто-то использует ножницы только для отреза нитки, чтобы пришить пуговицу - они вряд ли будут резать все остальное).
- Во время проведения МК все Ваше внимание должно быть посвящено только ученикам - контролируйте действия, поправляйте вовремя, следите чтобы не было критических ошибок. Любую ошибку будьте готовы обыграть в качестве изюминки работы - чтобы это стало творческой находкой ученика и не вызвало негативного осадка.
- Всегда будут ученики более успевающие - в маленькой группе есть возможность уделить внимание персонально - не заставляйте их ждать отстающих.
- По моим наблюдениям, все ученики делятся на 3 группы: а) кто идет в среднем темпе, успевает за объяснениями и делает все как нужно либо обгоняет группу по скорости. б) кто может немного отставать, но требует минимального контроля - он будет смотреть, как делают ученики группы "а", либо сами разберутся в схемке/шаблоне, но чуть медленнее остальных. в) кто будет всегда отставать и будет при этом теряться и всегда сомневаться, правильно ли он делает - не ждите от него просьбы помочь (особенно если это ребенок - он может стесняться), контролируйте таких учеников больше остальных.
4. Ваш заработок! Сюда я бы отнесла следующие слагаемые успеха: рекламу, составление текста объявления, цену МК, изготавливаемое изделие (актуальность в текущем сезоне). От правильного баланса этих составляющих будет зависеть количество пришедших учеников и, как следствие, Ваша выручка.
- Заранее исследуйте интерес к Вашему вида творчества - готовы ли в принципе собраться потенциальные ученики для учебы чему-либо, что Вы умеете.
- Изделие, которое Вы будете делать, должно быть сезонным в период проведения МК, или служащим подарком к наступающим праздникам. Лучше всего, чтобы это был предмет, понятный для всех и имеющий аналог в промышленном производстве - так привлечется большее количество учеников. Например, "Новогодняя открытка", или "Пасхальная корзиночка для яиц".
- Цена МК должна включать: предоставляемые материалы; аренду помещения, если для Вас она платная; Ваш заработок (за вычетом всех расходов, включая транспорт и дополнительные покупки, если они были). Сюда я бы еще добавила аренду Ваших инструментов, если Вы их предоставляете в пользование (по желанию). Цена должна быть адекватной для жителей Вашего региона и сопоставимой с повседневными тратами пришедших. Т.е. такой, чтобы ее не жалко было отдать и в тоже время, потом не думать, что оно того не стоило.
- Кроме полученного изделия, ученики ожидают и хотят получить эмоции и новые впечатления. Постарайтесь сделать урок максимально наглядным, а теорию подготовить в увлекательной форме и не перегружать ею занятие. Подумайте, какие интересные (возможно, эффектные приемы) есть в Вашем виде творчества - постарайтесь их включить в МК.
- Подумайте, кто может Вам помочь с рекламной частью - желательно, чтобы она была для Вас бесплатной. Попросите знакомых продублировать Ваше объявление на своих страничках в соц.сетях, переслать тем, у кого есть дети (если Ваш урок будет для них интересным). Возможно, в процессе анонса МК Вы познакомитесь с мастером-коллегой, который будет готов Вам помочь - инструментами, объявлением в своей творческой группе, либо вы договоритесь провести МК совместно.
- Текст объявления должен быть предельно лаконичным и содержать: дату и время урока; фото изготавливаемого изделия, желаемую аудиторию (минимальный возраст); цену и что в нее входит; предупреждение, если будет необходимость покупать инструмент самостоятельно; продолжительность занятия; максимальное количество учеников:
- Время сбора - заранее узнайте, когда смогут собираться Ваши потенциальные ученики для урока (например, выходные или будни, утро или вечер). Согласуйте его с арендодателем, если Вы проводите МК не своей квартире. Давайте объявление о МК минимум дважды - второй раз за 1-2 дня с целью напоминания.
- Сложнее собрать людей накануне больших известных праздников (проводите урок за 2-3 недели до них) и летом. Учитывайте это при планировании МК. Новогодние хлопоты отнимают также много времени - самые последние даты таких МК - первые числа декабря.
- Разошлите по e-mail каждому участнику - список необходимого, что взять с собой; точный адрес, время и проезд к месту проведения МК; Ваше имя, фамилию, контакты (телефон). Не стесняйтесь лишний раз напомнить о цене МК. Попросите заранее Вас оповестить, если ученик не сможет прийти.
- Подумайте о бонусах, скидках, и подарках. Например, объявите о более дешевой стоимости МК для детей определенного возраста (это повлечет за собой приход на урок большего количества детей и мам с детьми). Или подготовьте всем участникам в подарок небольшие рукодельные сувениры, немного материалов, беспроигрышную лотерею.
- Ведите в доступном для всех месте актуальный список записавшихся - так будут известна для всех информация о свободных местах. Если учеников набралось уже достаточно - вовремя объявите "стоп-лист":
- Если позволяет время и будут желающие, после урока все собравшиеся могут остаться на чаепитие и общение - попросите участников принести сладости к чаю.
- Обязательно сфотографируйте Ваше мероприятие - участники в процессе занятия, общее фото в конце с готовыми работами, отдельно получившиеся работы. Опубликуйте их и разошлите участникам, попросите их написать отзывы о МК там, где Вы публично разместили фото - так информация будет наиболее полной и просьбы о дальнейших МК, скорее всего, не заставят себя долго ждать. Скопируйте отзывы к себе, чтобы опубликовать анонсом к последующим МК. Внимательно анализируйте полученную обратную связь и Вы поймете, что получают ученики от занятия и как сделать уроки еще лучше:
- Не оставляйте без внимания особые просьбы учеников - например, урока об изделии, которое в этот раз не всем было интересно сделать - возможно, Вы договоритесь об индивидульном уроке.
- Будьте готовы к тому, что Вас обязательно спросят - магазины, где покупаются материалы/инструменты, что чем можно заменить, где/ что почитать по теме. Подготовьте эту информацию заранее либо разошлите после урока на e-mail.
- Если настойчивые ученики будут проявлять особый интерес к покупке материалов - подготовьтесь к этому заранее. Соберите из своих запасов небольшие наборчики по доступной цене, или в списке прочих магазинов опишите, чем Вы можете помочь ученику. Это еще один возможный вид заработка на МК.
- Принесите в качестве примера свои работы (обязательно только те, которые Вы будете готовы продать присутствующим) - как правило, находятся желающие приобрести handmade даже без специальной рекламы. В качестве этики - не предлагайте специально детям что-либо купить у Вас, если они пришли на урок без взрослых.
- Заранее подготовьте визитки и раздайте их участникам МК. Их можно распечатать самостоятельно в домашних условиях. Уточните дополнительные контакты участников МК, поинтересуйтесь их творческими планами. Постарайтесь не терять с ними связь в дальнейшем - разошлите полезную тематическую информацию спустя какое-то время после занятия, ответьте на возникшие вопросы.
Возможные риски:
- Большой объем подготовительных работ Мастера.
- Страх перед публичными выступлениями.
- Подведут партнеры/ помощники.
Как и в любом проекте, они присутствуют и здесь. Но, не так существенны и в большинстве своем в статье уже отражено, как ими управлять. Если кратко, то:
- Самостоятельное управление большим количеством подготовительных работ является одновременно и плюсом. Смело привлекайте помощников (четко и заранее описав им их задачи, не забудьте о контроле), правильно планируйте время.
- Если раньше Вы никогда не выступали перед публикой - подумайте об учениках, они ведь тоже не делали раньше того, учему Вы будете их учить. Здесь Вы на равных. Почитайте статьи на эту тему - как работать с аудиторией, правила передачи информации. Составьте текст Вашего МК, потренеруйтесь перед зеркалом или своими домашними, рассказывая им основные пункты Вашего урока. Уделите внимание тем аспектам, которые Вас больше всего беспокоят - общению с незнакомыми людьми или тайм-менеджменту, например.
- Если сильно боитесь - пригласите на МК своего знакомого в качестве ученика или помощника, это снимет стресс и волнение. Поручите ему фотографирование, подготовку чайного стола. Также, он может следить за временем - если с непривычки Вы каким-то разделом увлечетесь больше нужного, попросите его сказать об этом.
- Выбирайте надежных партнеров, особенно что касается аренды квартиры. Будьте уверены, что Вас предупрелят заранее, если что-то изменится и Вам придется искать другое помещение или переносить мастер-класс.
Подводя итоги и самое главное.
Будьте готовы к тому, что Вас в любой момент могут пригласить проводить мастер-класс. На мой взгляд, каждому Мастеру, увлеченному своим рукоделием больше года, есть смысл готовить материалы для МК. Можно продумать тематику, составить план рассказа. Преподавание и продажи - несколько разные виды деятельности. Если не получается одно, наверняка получится другое. Или, скорее всего, они будут дополнять и помогать друг другу в Вашем нелегком деле!
Основные неотъемлемые составляющие успешного домашнего мастер-класса: подходящее для урока домашнее помещение; ученики, имеющие свободное время и желающие потратить его на урок; учитель (с увлекательной программой занятия, материалами и инструментами), Ваш заработок (зависимый от рекламы, объявления о МК и других коммуникаций с участниками, цены самого МК и предлагаемого изделия для рукотворчества). Научитесь гармонично их объединять в одно целое - и, помимо удовольствия от общения и творческого вдохновения, Вы получите дополнительный доход от бесконечно обожаемой рукотворной деятельности!