Творческий кризис? Выход есть!

Творческий кризис? Выход есть! | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ценнейшее в жизни качество — это вечное любопытство, не угасающее с годами и возрождающееся каждое утро.

(Ромен Ролан)

Идея этой статьи возникла в тот момент, когда я сама пыталась справиться с осенне-вышивальной апатией. В сложных ситуациях мне всегда помогает выражение мыслей, сомнений и переживаний в письменной форме. Я обращалась к своим друзьям из самых разных рукодельных сфер, задавала мучивший меня вопрос — как справиться с творческим кризисом? Оказалось, что периоды подобного простоя случаются почти у каждого, и в этом нет ничего такого уж страшного. Друзья и знакомые, преодолев первоначальное смущение от столь щекотливой темы, рассказывали о случаях из своей творческой жизни, делились способами преодолеть апатию и вновь вернуться к любимому делу. Это было так здорово, так вдохновляюще, что в конце концов моя апатия уползла, стыдливо поджав хвост, и я принялась за вышивку с прежним энтузиазмом. Статью я решила доработать, чтобы и другие смоги извлечь из нее практическую пользу или, на худой конец, понять, что из любого творческого тупика существует выход, а период вынужденного творческого простоя можно использовать самым что ни на есть приятным образом. 

творческий кризис, энтузиазм, выход из кризиса, творчество, истории мастеров

Время от времени случается так, что любимое дело — то самое, которое помогает выражать себя и наполнять красотой жизнь других, — перестает приносить радость. Можно продолжать на автомате заниматься рукоделием, привносящим в каждый день что-то интересное и новое, однако — день проходит за днем, а интересом и новизной даже не пахнет. Внутри тебя словно погасла лампочка, и очертания привычных вещей стали тусклыми и размытыми. День за днем ты тоскуешь по любимому рукоделию, но втянуться в прежний ритм работы никак не получается.

Подобное перегорание могут вызывать самые разные причины, причем некоторые из них от рукоделия весьма далеки. Среди таких причин можно назвать нерешенные проблемы, вокруг которых безостановочно кружат мысли. Мне, к примеру, представляется практически невозможным погрузиться в вышивальный процесс, когда на душе пасмурно, а на сердце неспокойно. В таком озадаченном, угнетенном состоянии нитки путаются, крестики начинают своевольничать, риск ошибки в следовании схеме резко возрастает. Нет, мне сложно совместить вышивку и неспокойное состояние, и в таких случаях я стараюсь для начала обрести душевное равновесие, а потом уж браться за работу.

Александра Перьева, картонажных дел мастер:

В последнее время я постоянно загоняла себя по поводу самых разных «надо-надо-надо», но ничего не делалось и от этого моя апатия становилась вдвойне сильнее.. В какой-то момент я просто сказала, вот не хочу и не буду, и отвлеклась от всех проблем. Сходила в рукодельный магазин, занималась вышивкой, в выходные наведалась в гости к родителям, сегодня погуляла по заснеженному парку. Голова немного отдохнула от вечной круговерти проблем и стало значительно легче.

Еще одной причиной творческой апатии может стать завершение сложного, трудозатратного проекта. Казалось бы, это событие должно привести к эйфории, ощущению собственного триумфа — смог, я справился, я покорил еще одну неприступную вершину! Ан нет. Работа, на которую было потрачено столько времени и усилий, завершена, а на сердце лишь чувство гнетущего опустошения... Видимо, такие сложные работы забирают много внутренней энергии, и только после восстановления ее запасов к нам возвращается способность радоваться собственным достижениям и гордиться ими. Для меня такой передышкой чаще всего служит оформление вышивки в багетной мастерской. Когда я приезжаю забирать оформленную работу, я уже успеваю немного от нее отвыкнуть, абстрагироваться от процесса, и зрелище вышивки в новом «наряде», подчеркивающем ее настроение и внутренний смысл, радует взгляд и веселит сердце.

Бывает и так, что на рукоделие просто-напросто не хватает времени. Причиной может быть что угодно, начиная от неумения разумно планировать свой день и заканчивая ворохом срочных дел, требующих нашего внимания незамедлительно. Проект подвисает в незавершенном состоянии, времени на него нет, и вместо того, чтобы приносить удовольствие, начатый процесс начинает изрядно раздражать и даже угнетать. Чаще всего наше рукоделие требует если уж не вдохновения, то хотя бы соответствующего настроя и комфортного, тщательно продуманного рабочего места. Когда я берусь за вышивку, то выделяю на нее в своем распорядке дня определенное время, в течение которого не отвлекаюсь на другие дела. Таким образом, у меня появляется возможность втянуться в процесс и продуктивно поработать.

Анна Казанцева, мастерица-вышивальщица:

Не так давно я пережила подобное состояние, когда не то, чтобы не радовал сам процесс, но казалось, что все хорошие идеи покинули меня. Я не умею вышивать «в стол». Ведь всегда хочется придумать красивое и оригинальное оформление своей работы, но именно этого сделать я не могла. Вместе с тем встали все вышивальные процессы. «Курс лечения» занял у меня пару месяцев, в течении которых я просто отдыхала, гуляла, спала (вот еще одна причина, по которой порой устаешь от вышивки! Оказывается, вышивальщицам тоже надо спать!), читала книги. И — о чудо! — однажды я поняла, что без вышивки я больше не могу. Какое это было упоение, работа вышивалась как песня, залпом! Идеи витали в воздухе, будто за плечом стояла муза и нашептывала их. 

творческий процесс, мотивация, творческий тупик, планирование

Итак, к вам в гости внезапно нагрянул творческий кризис. Проблема? Проблема! Однако как нам отлично известно, если есть проблема — есть и ее решение.

Какой же способ можно найти, чтобы избавиться от непрошенного гостя?

Способ первый — переключение

Полезно иногда переворачивать свой ум вверх ногами, как песочные часы, чтобы позволить его содержимому течь в другом направлении.

(Кристофер Морли)

Просто выкиньте свой мучительный проект из головы — или хотя бы попытайтесь это сделать. Новые занятия, новые ощущения и переживания — все это позволит переключиться и освежить мысли.

Юлия Липовка, иллюстратор:

Бывает ли у меня творческий кризис? Ещё как бывает, с завидной регулярностью. И я с ним никак не справляюсь, просто пережидаю. Чуточку помогает не смотреть соц. сети, из-за обилия красивых картинок и бурной деятельности других. В депрессии она кажется особенно бурной :) И просмотр хеппиэндовых киношек тоже помогает.

Способ второй — вдохновение

У меня нет особого таланта. Я просто любознателен.

(Альберт Эйнштейн)

Вокруг нас столько талантливых людей! Даже если их вид творчества далек от привычного вам — присмотритесь к ним, пообщайтесь. Зачастую энтузиазм увлеченного человека подхватывает мощной волной — и там, на самом гребне, нам открывается чистый горизонт и новые возможности.

Анна Петунова, художник и дизайнер схем:

Творческий кризис и со мной периодически случается, конечно :) Рисуешь-рисуешь и понимаешь, что ничего не нравится. Возникает апатия, в такие моменты хочется валяться на диване и тупо смотреть кино, и если есть такая возможность, то я так и делаю. Это быстро надоедает :) Если нужно работать дальше, то я бросаю работу на пару дней и залезаю с головой в интернет. Мой выход из данной ситуации — я сижу и просто смотрю десятки картин разных художников, вдохновляюсь. И потом, постепенно, появляются в голове новые сюжеты, и уже хочется что-то делать снова.

Способ третий — мотивация

Счастлив тот, кто занимается любимым делом. И вдвойне счастлив тот, кто посвятил себя этому не по необходимости, а потому что сам так решил.

(Эндрю Мэтьюз)

Мотивация у каждого своя, однако она всегда есть — иначе с чего бы мы занимались рукоделием? Возможно именно этот завершенный проект предоставит вам средства на давно запланированную покупку? Или сделает вас широко известной личностью не в узких, а в самых что ни на есть широких кругах? Или позволит овладеть новой техникой и ознаменует переход на новый уровень мастерства? Вы никогда не узнаете, если не попробуете :)

Ярослава Гулина, фотограф:

Финансовая зависимость от собственной работы — это очень мотивирует! :)

Еще могу сказать, что часто из творческого кризиса меня выводят работы других. Когда я придумываю и планирую что-то, а в голову ничего не идёт, я во-первых, смотрю сайты по данной тематике, смотрю интересные блоги/ютуб. Еще мне помогают цветовые подборки. Я считаю, что в работе очень важно сочетание цветов! И это очень помогает зажечься какой-то идеей и настроиться на работу.

Способ четвертый — встреча с единомышленниками

Если ваши действия вдохновляют других, мечтайте больше, узнавайте больше, делайте больше и становитесь большим.

(Томас Фуллер)

Что может быть лучше встречи с людьми, увлеченными тем же делом, что и вы! Здесь все свои, делятся друг с другом достижениями, сочувствуют неудачам, дают толковые советы и вообще понимают друг друга с полуслова. Очутиться в такой атмосфере — это словно глоток свежего бодрящего воздуха, это высвободит внутри невероятный источник сил, которых вам хватит на долгое время и на множество свершений.

Наталья Юркевич, дизайнер, иллюстратор, рукодельница:

Лично у меня кризис случается, когда долго корпишь над какой-то одной работой, становится скучно, теряется интерес и запал, когда, что называется, не лежит душа. А выход из кризиса для меня — это, если есть возможность, на время отложить работу, отвлечься на что-то другое. Если переключится нет возможности, то постараться взглянуть на работу «в другом ракурсе», спросить стороннего человека, что он думает по этому поводу. Бывает, что скажут пару слов ничего не значащих, а мозг зацепится за них, и переосмыслит их, переварив в какую-то идею. Далеко за примером ходить не надо: вышила крыжовник, не знаю, как оформить, мыслей особых нет, а пару минут назад меня спросили, как буду оформлять, и мысли начали крутиться, и родилось сразу две идеи :)

вдохновение, преодоление, апатия, единомышленники

Завершить свою статью мне хочется словами художника-скульптора Анастасии Чудновой — на мой взгляд, в них содержится та жизненная мудрость, что позволяет нам справляться не только с кризисом в сфере творчества, но и с другими сложными жизненными ситуациями. 

С творческим кризисом я сталкивалась лишь однажды, и он был довольно таки длительный. Хотя кризис — это слишком громко сказано, скорее я была в поиске Себя, в поиске того творческого дела, которое именно моё. Найдя его, я обрела и Себя. Творчество — это работа, порою и очень тяжелая, даже если и любимая, ведь вдохновение не приходит по щелчку пальцев, над ним тоже надо постоянно работать, черпать его во всём, что так близко по духу и любимо, а затем проецировать накопленную мотивацию в дело. Постоянно развиваться, не стоять на одном месте, ставить перед собой высокие цели, совершенствовать свои навыки, а самое главное — безмерно любить то, чем ты занимаешься, и тогда никакой кризис будет не страшен.

А что скажете вы, мои читатели? Было бы здорово узнать, что может завести в творческий тупик лично вас и какие способы выйти оттуда вы для себя нашли. А может быть, вы тот счастливчик, который никогда в этом тупике не оказывается? Проблема творческого кризиса актуальна всегда, так что многие будут вам благодарны, если вы поделитесь своим опытом.

Желаю вам сталкиваться с творческим кризисом как можно реже — и всегда выходить из этих столкновений победителем!

~ Ксения

Комментарии (1)

а я оказывается статью прочитала, порадовалась, а никак не откомментировала {#} ох, как приятно увидеть свое имя, а главное полезно перечитать, что же помогало тебе и другие способы творческих натур))) Ксения, еще раз спасибо за информативную статью)))