О шампунях.

О шампунях. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Дорогие друзья! На полках магазинов в любом супермаркете широчайший выбор шампуней разных производителей. Но при всем разнообразии уходит много потраченных денег и времени пока удается найти "свой" шампунь, который бы соответствовал вашим критериям. Я решила сделать небольшой, очень краткий обзор основных принципов подбора шампуня. Большинство из вас, уважаемые читатели, без сомнения знают эти принципы и тем не менее хотелось бы их напомнить. 

История шампуня началась около века назад в Германии когда Ханс Шварцкопф предложил сначала порошкообразный, а потом и жидкий шампунь. Можно только догадываться как красавицы мыли свои поистине роскошные волосы в те далекие времена...

уход за волосами, шампунь

Далеко не все современные девушки могут похвастаться длинными и красивыми волосами. 

уход, шампунь с нуля

Сегодня шампуни самый употребляемый косметический продукт к которому предъявляются очень высокие требования. Они касаются в первую очередь состава, внешнего вида и качества продукта. И с течением времени эти требования становятся все строже и многообразнее. В наше время когда производство шампуней в промышленности идет в непрерывной связи с наукой говорить о том, что шампунь должен только удалять загрязнения стало не достаточно. Шампунь должен обладать не только хорошими моющими, но и кондиционирующими свойствами. В нем должны присутствовать полезные добавки, которые ухаживают за волосами, защищают от внешних воздействий, способствуют их восстановлению. Для этого не плохо будет понимать  как устроен наш волос. 

волосы

Шампуни различают между собой концентрацией основных компонентов и содержанием специальных биологических активных добавок предназначенных для определенного типа волос нуждающихся в них. От сюда следует, что составы шампуней разные в зависимости от типа волос. 

Шампуни для нормальных волос содержат среднее количество ПАВ, которые очищают волосы не усиливая естественное выделение кожного сала и не перегруженные питательными веществами, но и не пересушивающими кожу головы. Для нормальных волос не окрашенных и не обесцвеченных можно пользоваться "универсальным" шампунем для нормальных волос, которые достаточно мягкие и щадящие. В них могут входить некоторые компоненты, например облегчающие расчесывание (глицин, жидкий шелк), придающие блеск, шелковистость, ускоряющие рост.

Шампуни для сухих волос (и секущихся) отличаются низким содержанием моющих веществ и большим содержанием жировых добавок, увлажняющих компонентов такие как ланолин, лецитин, силиконы, которые делают волосы эластичными и гладкими. В этих шампунях большее содержание питательных, увлажняющих веществ для восполнения недостающей естественной смазки волос рекомендовано шампуни с добавками белкового - гидролизаторы протеинов пшеницы, шелка или богатого жирами увлажнителя такого как масло зародышей пшеницы, овса, риса, облепихи, касторового, репейного, брокколи, жожоба и т.д. масел. Натуральные шампуни с нуля также можно рекомендовать именно для этого типа волос т.к шампуни с нуля очень бережно очищают волосы и имеют в составе некоторое количество жирных масел для дополнительного ухода.

Для тонких волос необходимы объемные шампуни с мягкими ПАВ, укрепляющими и утолщающими компонентами например кератин, способствующий созданию шероховатой поверхности стержня волоса, создающей объем и сохраняющий прическу. Некоторые органические соединения мочевины, протеины шелка укрепляют стержень волоса, делая его более жестким.

Шампуни для поврежденных волос выпускают рН нейтральными. В составе компоненты восстанавливающие структуру волоса: экстракт шалфея оказывает антисептическое действие, экстракт крапивы улучшает микроциркуляцию в коже головы, лецитин, протеины восстанавливают структуру волоса, создают защитную пленку на поверхности волос, проникая до глубины корней волос, пантенол усиливает регенерацию. Масло жожоба, авокадо, яичный желток, костный мозг дополнительно питают волосы. Для поврежденных волос будет полезно использовать промышленные и домашние маски (лучше отдать предпочтение домашним т.к.в них не будет консервантов, парабенов и т.д.), бальзамы, кондиционеры и ополаскиватели.

Задача шампуней для жирных волос удаление излишков сала при помощи ПАВ (Поверхностно Активных Веществ) В промышленных шампунях это чаще сульфаты или солей жирных кислот (натуральные шампуни с нуля с меньшим пережитом на основе легких масел), придания волосам приятного внешнего вида, что достигается добавлением специальных компонентов и экстрактов лекарственных растений: мать и мачехи, ромашки, крапивы, березовых почек, шалфея, полевого хвоща, коры вербы и др. Вот небольшой список часто используемых в промышленных шампунях: 

Самые распространенные сульфаты, входящие в состав шампуня:

Лаурил сульфат аммония (ALS) Ammonium Lauryl Sulfate -ПАВ, образует обильную пену, может вызвать раздражение.
Лаурил сульфат натрия (SLS) Sodium Lauryl Sulfate - ПАВ, образует пену, он намного безопаснее в сравнении с ALS, но если плохо смыть сушит кожу головы.
Лаурет сульфат аммония (ALЕS) Ammonium laureth sulfate -Детергент, в отличие от ALS и SLS не так токсичен, но все еще едок и агрессивен для кожи.
Sodium myreth sulfate SMES - Умеренно опасен

Менее токсичные, но все еще не совсем безопасные ПАВы:

Сocamidopropyl betaine- Кокамидопропилбетаи - Наиболее безопасен, обладает кондиционирующими свойствами, предотвращает статику на волосах.
Сocamidopropyl hydroxysultaine - Лаурилсульфобетаин - Очищает и увлажняет одновременно, в основе жирная кислота кокосового масла.
Decyl glucoside- Децил глюкозид - В основе кукурузный крахмал и жирные кислоты кокосового ореха, обладает мягким очищающим свойством.
Disodium cocoamphodiacetate - Дисодиум Кокоамфодиацетат Мягкий ПАВ
Lauryl glucoside - Лаурил глюкозид - Деликатно очищает волосы и кожу, производят из сахара кокосового масла.
Polyglyceryl-3 palmitate - Полиглицерил-3 пальмитат -Глицерин+пальмовое масло.
Sodium laurel sulfoacetate - содиум лаурил сульфоацетат ЛСА-Ф -Производится из пальмового и кокосового масел.
Sodium cocoyl glutamate - Натрия глутамат кокоил -Обладает антиоксидантными свойствами, мягкое моющее средство
Sucrose laurate - Лаурат сахарозы -Желтоватая прозрачная жидкость растительного происхождения

Составы шампуней очень разнообразны, но в любом из них присутствует не меньше десятка необходимых компонентов. Чаще всего это ПАВ, детергенты или сурфактанты); антиоксиданты; антисептики; формообразователи; смягчающие вещества; эмульгаторы; увлажнители; лубрикаторы (смазочные вещества); протеины; силиконы; УФ фильтры; разные виды кондиционирующих добавок; функциональные или лечебные добавки; консерванты; загустители; отдушки; растворители; витамины. Для правильного выбора шампуня используйте простой принцип - сначала внимательно прочесть этикетку с составом и рекомендации производителя на упаковке. Используйте и покупайте только тот шампунь который предназначен для вашего типа волос.При том разнообразии моющих средств, которое есть сейчас на рынке только так можно подобрать шампунь который будет отвечать основным требованиям. У любого шампуня есть несколько важных функций: Шампуни для жирных волос содержат минимум питательных веществ, в них нет жировых добавок. Кроме того они содержат дубильные вещества и антимикробные вещества создающие на поверхности шероховатость. Они вводятся в состав шампуня, что бы нормализовать содержание жира и препятствовать склеиванию волос сразу после их мытья. Шампунь для жирных волос содержит большое количество моющих веществ, освобождающих кожу от излишков жира, поэтому не стоит бояться промышленных шампуней со всевозможными ПАВ для жирных волос это самое то. Но...если использовать шампунь для жирных волос слишком часто можно нарушить баланс выделения кожного сала и вызвать шелушение кожи головы, зуд. Если вам нужно каждый день выглядеть на все 100% то следует чередовать шампунь для жирных волос с шампунем для нормальных волос и желательно несколько дней в неделю давать волосам отдохнуть от моющих веществ пусть и щадящих.

* Хороший шампунь должен возмещать потерю белков, влаги, питательных веществ.
* Повышать эластичность волос.
* Защищать кутикулу волоса и приглаживать ее чешуйки.
* Не делать волосы через чур тяжелыми.
* Снимать статическое электричество.
* Придавать волосам шелковистость и блеск.
Положительными результатами использования шампуня можно считать: хорошо отмытые волосы, отсутствие на них жира, блеск после высыхания, хорошая расчесываемость и послушность, никакого раздражения кожи головы. Однако нужно понимать, что качественный продукт не может стоить дешево. Достаточно набрать в поисковике  Гугл или даже Ярмарки мастеров "протеины овса", "жидкий шелк" или "кератин" и посмотреть сколько стоит компонент - сразу становиться ясно почему такая цена на шампуни ручной работы. Обычно каждый флакон готовиться индивидуально по типу волос, индивидуально подбираются компоненты и активы, эфирные масла. 

Для тех кто не хочет использовать шампуни в составе которых такие ПАВ как Лаурил сульфат или Лаурет сульфат можно рекомендовать  намочить волосы и кожу головы водой 7-10 минут. Верхний слой эпидермиса размокнет, напитается водой и легче удалится с поверхности кожи головы, соединившись с моющим агентом, но не пропустит основную часть раздражающего ПАВ, тем самым принесет наименьший вред и максимально очистит волосы и кожу головы. Не забывайте - к какому типу бы не относились Ваши волосы вода для мытья не должна быть горячей, лучше теплой приятной 38-40С. Затем желательно ополаскивать отваром трав и не смывать ополаскиватель. 

Очень хочется остановиться подробнее на натуральных шампунях с нуля, которые готовятся преимущественно из растительных масел с помощью щелочей (НаОН или КОН) в результате реакции омыления получаются высшие соли жирных кислот+глицерин т.е. мыло. Несколько способов приготовления "шампуней с нуля"дают возможность готовить шампуни для разного типа волос с помощью регулирования количества неомыленных жиров (свободных от реакции масел), различных добавок, активных компонентов, эфирных масел. Но основные правила подбора шампуня остаются теми же, что описаны выше по тексту. Хотя большинство косметологов и трихологов считают "шампуни с нуля" более подходящими для сухих волос. На собственном опыте использования шампуней с нуля в течение более четырех лет могу сказать, что результатом довольна вполне. Волосы выпадают меньше нормы (специально считаю выпавшие волоски), промежутки между мытьем головы сократились до 4 дней без потери внешнего вида. А поскольку я являюсь обладателем длинных волос жирных у корней и сухих на кончиках, тем более окрашенных т.е. поврежденных (хотя и применяю краски без аммиака) то результат можно считать очень приемлемым. Надо сказать, что шампуни я тестирую всегда на себе и не только новые рецепты, но и все, что готовлю на продажу моим покупателям. У меня в магазине есть несколько вариантов шампуней на ПАВ, из калийной массы разного состава и вскоре появился шампунь на двух щелочах, который проходил у меня личные испытания с середины лета составленному по рецепту одной из коллег, но с другим составом масел. Каждый из предлагаемых шампуней, на мой взгляд,  имеет свои преимущества. Если кому интересно то в моем личном рейтинге первое место занимают шампуни из калийной базы с добавлением отвара трав по типу волос и с добавлением эфирных масел, поскольку я позиционирую свои шампуни как максимально натуральные - в них отвары трав, которые не подвергались воздействию щелочей, а значит почти полностью сохранили свои полезные свойства, но в этом случае приходится добавлять консервант. Шампунь на двух щелочах не требует добавления консерванта т.к. предствляет собой готовую мыльную массу. Для кого-то это окажется решающим в выборе шампуня. 

Некоторые мои покупательницы отдают предпочтение шампуням на ПАВ производства Германии и Франции, но в них тоже нравится добавлять отвары трав, пудры крапивы или лопуха, протеины шелка, риса, овса, эфирные масла, а не отдушки - и польза и аромат, впрочем всегда согласовываю с покупателем. Доля активных компонентов не превышает в них 5%. ПАВ этих производителей тоже  из растительного сырья преимущественно кокосового и пальмового масел. Поэтому их можно считать щадящими в использовании.

И последнее, что хотелось бы отметить - любой шампунь следует сменить по истечении полугода постоянного использования, даже если он вас пока вполне устраивает. 

В следующий раз хочу рассказать об ополаскивателях, кондиционерах, бальзамах и масках для волос. Если понравился данный материал жмите кнопочку "нравиться". Пишите свои комментарии с удовольствием узнаю ваше мнение о различных шампунях - для меня это важно.

Спасибо за внимание!

Комментарии
Комментариев пока нет