Заметки об эпоксидной смоле

Заметки об эпоксидной смоле | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Эпоксидная смола — достаточно универсальный материал, который может использоваться в различных областях, и способный помочь творческому человеку, не имеющего своего производства или мастерской.

эпоксидная смола, работа с эпоксидной, изготовление светильников, заметки, арт заготовка, отвердитель

Изначально смола находится в жидком виде и похожа на прозрачный бесцветный мёд. При смешивании с отвердителем, она постепенно затвердевает. В среднем этот процесс идёт в течение суток, в зависимости, конечно, от самой смолы и используемого отвердителя. По прошествии суток, смола превращается в твёрдую прозрачную пластмассу. Её достаточно просто обрабатывать с помощью тех же инструментов, которые используются при обработке дерева. Но есть и свои подводные камни, с которыми я столкнулся при работе с ней, и которыми хочу поделиться.

эпоксидка, работа со смолой, светильник, работа с эпоксидкой, заготовка

  1. Самой большой проблемой, при изготовлении светильников, оказалось изготовление форм! При каждой новой работе приходится придумывать хитрые инженерные конструкции. Ведь смола не пристает только к пластмассам, полиэтилену и пропиленам. Ко всему остальному же приклеивается намертво. Поэтому сделать форму из дерева невозможно! Её необходимо чем-то обтянуть — чем-то полиэтиленовым, но при этом она должна быть абсолютна герметична, так как эпоксидная смола заливается в жидком виде и найдет любую щель, чтобы убежать. Мой самый первый светильник так и застыл тонким слоем на рабочем столе:)
  2. Пузырьки. Да-да, те самые пузырьки, коих при смешивании смолы с отвердителем внутри становится очень много. Этого можно избежать небольшим нагреванием, но важно не перестараться, иначе эпоксидка может «закипеть». Также при открытых формах можно использовать газовую горелку для избавления от них.
  3. Шлифовка. Чтобы отвердевшая поверхность была гладкой и, главное, прозрачной, её нужно отшлифовать. Шлифовка осуществляется в несколько этапов, но идеальной прозрачности достигнуть тяжело. Здесь, например, можно использовать метод нанесения той же эпоксидки тонким слоем по поверхности, или шлифовать специальными пастами. В общем, тут уж у каждого свои производственные хитрости.
  4. Эпоксидная смола в застывшем виде — прочный материал, но достаточно легко колется. Например, в неё невозможно забить гвоздь, зато достаточно легко сделать отверстие дрелью.
  5. Нельзя использовать эпоксидную смолу в маленьких непроветриваемых помещениях, например, в квартире. Есть мнение (хотя есть и противоположное), что она токсична. Лучше подождём более точных исследований.

смола, столярное дело, светильники, столярная мастерская, заготовки для творчества

На сегодня всё. В будущем буду продолжать выкладывать материалы «на тему». Если есть какие вопросы, пишите, буду рад помочь!

Комментарии (60)
Добрый день! Очень позновательная информация... Благодарю! )))
Василиса 04.10.2016

А как по части нагревания смолы, пусть и вставшей, в светильниках? Много работаю со смолами - полиэфироной и эпоксидной - даже при комнатных температурах в закрытом помещении остается очень неприятный запах, приходится постоянно применять принудительную венитиляцию.

Irina Yakovinova 04.10.2016

Василиса, после отверждения ( вернее, полимеризации) - смола уже не может вернуться в первоначальное состояние, т.е., размягчиться или потечь. Светильники с лампами накаливания - могут лишь нагреть застывшую смолу. Светодиодные и люминесцентные, полагаю, не нагреют вовсе. Я лично нагревала готовые элементы в печи до 150 градусов - они только темнели. Дальше - не рисковала, где порог воспламенения , сказать трудно. Сама я пользуюсь оптической смолой ПЭО-510КЭ-20/0 , специально для бижутерии. Очень нравится, прозрачная, не желтеет, после полимеризации практически не имеет запаха. Наша смола, отечественная, у нее не такая конская цена, как у всяких там " кристал резинов". Так что , если что - рекомендую.

Victor Lazar 04.10.2016

Да-да, я даже пробовал её жечь! Интересный эффект получается!

Irina Yakovinova 04.10.2016

Виктор, да, такой эффект мне был нужен, чтобы из прозрачной бесцветной смолы сделать - " янтарную". Как раз начиная от 130 градусов она начинает приобретать приятный золотистый оттенок, медовый, при этом сохраняя прозрачность. А для большего сходства с янтарем - добавляю пузырики ( вода в микродозах) - и всякие там включения из " чего угодно" image )

Ирин, ну вот эти ПЭО ( я кстати тоже с ними работаю) - этож и не эпоксидка-то в принципе. Это клей-компаунд. Правильно? Просто эпоксидкой все их называют по привычке и из-за сходства что и тот и тот материал двухкомполнентный...Тут без названий материалов не обойтись и тут под понятием "эпоксидная смола" , как оказалось несколько совершенно разных продуктов {#} Все материалы имеют свои особенности...

Irina Yakovinova 04.10.2016

Карина, слово "компаунд" означает все композиции , или же соединения , состоящие из двух и более составляющих. Поэтому и обычная эпоксидка и ПЭО оптическая - в равной степени компаунды, ибо оба имеют основу и отвердитель. И все они по сути - полимерные смолы. И основа у них у всех эпоксидная. Просто те, что применяют в бижутерии отличаются технологией и качеством очистки. Слово " эпоксидная смола" стала просто универсальным понятием, объединяющим эти двухкопонентные составы.

а как правило двухкомпоненый -это эпоксидный, там из компонентов происходит химреакция, эпоксидный мостик перестраивается в жестокий полимер

есть ли нечто подобное без эпоксидного мостика -я не знаю, может что и есть и я отстала от жизни...ну там есть клеи на основе циакрина, они по-другому устроены, иногда удобно, иногда не катит.....

если кто подробно скажет , что к чему-было бы славно.

клеи на основе эпоксидки чем хороши -там слой. можно застежку для клипс присобачит,ь можно жемчуг на штифт поставить. циакриновые слой не дают

Нюра, спасибо!!! Очень интересно! {#}

Спасибо, Ирина! Было очень интересно еще больше узнать про материал {#}

Victor Lazar 04.10.2016

С той эпоксидкой, что я работаю, такого не заметил. Все светильники "обкатываю", оставляю включенными подольше и всё хорошо. Даже от нагрева лампочки ничего такого не происходит.

Может эпоксидка у вас такая?!

Irina Yakovinova 04.10.2016

Это Вы к кому? К Василисе? У меня все готовые вещи из эпоксидки ведут себя прекрасно, не греются.

Victor Lazar 04.10.2016

да, ей ))

Спасибо за интересную статью! {#}

Спасибо за публикацию!

Обожаю любоваться изделиями из эпоксидки и Вашими очень красивыми светильниками)

но сама не решаюсь её использовать) боюсь)

Благодарю за статью!

Victor Lazar 04.10.2016

И вам спасибо! )

Хотите на заказ сделаю, с учётом бюджета и пожеланий, специально для вас?

на одном из форумов читала, что человек даже попал в больницу с химическим ожогом слизистой носоглотки после работы с эпоксидкой

К сожалению, при несоблюдении техники безопасности теоретически можно получить химический ожог и при покраске ногтей. Или лакировании шкатулки.
Irina Yakovinova 04.10.2016

Да, эпоксидкой нужно работать очень осторожно. Обязательно хорошая вентиляция или вытяжка, защищать глаза, перчатки , на лицо мощный респиратор газовый, а лучше даже сам противогаз)

А из ювелирной смолы пузырики без проблем успевают выходить до момента застывания.А иногда вообще не образуются при смешивании.

К некоторым пластмассам смола липнет тоже только в путь image Попробовала пластмассовые формочки использовать для заливки, не смогла отодрать. Пыталась даже подцеплять, смола покрошилась, но не отлипла. Вообще, очень интересный и увлекательный материал. Токсична, пока идет химическая реакция с отвердителем, поэтому работать необходимо в проветриваемых помещениях, несмотря на то, что современные смолы многие почти не имеют запаха - ни разу не слышала и не читала противоположного мнения по этому вопросу.
Victor Lazar 04.10.2016

Спасибо, у меня тоже с формами постоянные экперименты, всегда сюрпризы.

Несильный запах есть, её специфический )

К пластилину не липнет тоже. Я делала ММ из пластилина, потом заливала эпоксидкой. Но это был единственный мой эксперимент, поэтому не могу ручаться за то, что все эпоксидки так же себя будут вести. Но вот чтоб эпоксидка не вытекала из под полой формы, то спокойно можно стык формы с плоскостью стола обмазать пластилином. Только слой нужно накладывать хороший, чтоб эпоксидка не продавила себе путь наружу.

Victor Lazar 04.10.2016

спасибо большое, что поделились!

надо попробовать, не знал про пластилин... это может сильно упростить работу с формами!

Люди! Как у вас здесь интересно, столько новой для меня информации! Я пока сторонний почитатель изделий из эпоксида, но с удовольствием продолжу читать публикации и комменты!

Виктор, еще смола не пристает к силикону. Есть возможность сделать силиконовую форму, а потом лить в нее смолу. Можно снять силиконовую форму практически со всего. Для этого мастер-модель обмазывается сначала кисточкой тонким слоем силикона, а затем ставится в форму, которая будет ограничивать будущую силиконовую форму и все это дело заливается жидким силиконом. Вообще есть масса МК по созданию таких форм. В такие формы можно сделать несколько заливок. Отличная вещь {#}

Victor Lazar 04.10.2016

Благодарю!

Irina Yakovinova 04.10.2016

Подтверждаю, сама давно делаю силиконовые формы. Можно, конечно, по-взрослому, покупать профессиональные литьевые резины, но они дороги и часто требуют допольнительного оборудования. Строительный силикон в тюбиках вполне подойдет, если вы не собиретесь шлепать большие серии с одного оригинала.

Кстати, если модель имеет тонкие детали, лучше не мазать первый слой сразу из тюбика, ибо он довольно вязкий, плохо мажется и детализация выйдет так себе. Можно небольшую порцию силикона развести бензином " Калоша" ( есть в любом строймаге). намазать этой смесью первый тонкий слой, дать ему застыть ( сутки. не меньше) . А затем уже накладывать следущий слой, уже неразведенным силиконом, тоже дать застыть. И так далее, столько слоев, сколько нужно. Форма тогда получается прочная, монолитная, без каверн, в которые потом смола может пролиться .

Виктор, а подскажите, пожалуйста, хорошую эпоксидку?

Victor Lazar 03.10.2016

Я использую "Смолу 128 "NanYa Plastics" производства Тайвани, а отвердитель 921(ОП)

Из того, что нашёл на рынке, она мне показалось серединой по сочетанию цена-качество. Плюс к тому, она абсолютно прозрачна. Нашими никогда не пользовался.

Виктор, спаибо за статью! А подскажите, вышеназванная смола не желтит? Т.е. как вода прозрачная?

Victor Lazar 04.10.2016

И вам спасибо, за внимание ))

Нет, абсолютно! Можете посмотреть, я все работы с ней делал.

Спасибо большое!!! Записал.

Спасибо! Недавно купил эпоксидку нашу, дешевую - так вообще не твердеет! Мошенники!

А для дегазации можно использовать вакуум. У меня есть вакуумная камера для стабилизации древесины, так она тоже хорошо пузыри выгоняет.

Андрей, Вы это пошутили про "не твердеет"? Я для экспериментов брала тож не самую дорогую, так, просто "для понять принцип" , ЭДП - все прекрасно застывает image

Да 3 дня ждал,а как была смола, так ей и осталась...1 к 10 разводил {#}...может просто партия такая попалась.

1 к 10 - это в инструкции так написано было? Лихо чего-то... у всей смолы, которая мне встречалась, что у желтой, что у прозрачной, пропорции для смешивания обычно в пределах 1к3 - 1к4, зависит от смолы. Но чтобы на десять частей смолы одну часть отвердителя... Дело в том, что смола не твердеет на воздухе, она твердеет за счет химической реакции со своим отвердителем, поэтому для получения результата просто необходимо соблюдать инструкцию для конкретной смолы. Перельете-недольете и она не застынет.

ЭДП как раз 1 к 10 разбавляется.

Уже полюбопытствовала, действительно так по инструкции... значит на заводе-производителе что-то пошло не так image Хотя эпоксидка - материал-зверь, относительно недавно на работе использовали смолу чуть ли не советского производства, ну не позже 90-х точно, и ничего, живее всех живых image правда, разводили не 1к10.

не, всё так. там действительно 1:10, и очень неудобный дозатор

когда этих современных поксиполов и т.п. не было -пользовали наш родимый ЭДП. я застала те времена и ответственно могу заявить -современные эпоксидки лучше по ряду причин, даже не говорите мне про ЭДП

я просто давно живу, наблюдаю свои изделия десятилетиями, знаю, что там будет лет через 10-20

Irina Yakovinova 04.10.2016

Более того, смола очень трепетно реагирует на попадание влаги. Полимеризовать нужно оязательно в сухом помещении, не на сырой улице,малейшее попадание воды - и смола мутнеет и не застывает. А температура повышенная, в принципе , просто ускорит время полимеризации.

Прям странно... Брала в ближайшей лавочке для ремонту всего.. Может действительно, Вам не свезло с партией.

Возможно просрочена была или хранилась не правильно. Я тоже брала дешевую эпоксидку чтоб сделать из нее слепок для оттиска на коже, так она у меня получилась как жесткая резина, так что оттиски она делала так себе. И за три года так и осталась полумягкой.

Андрей, я уж грешным делом подумала, что Вы тут самогонный аппарат показываете, а это, оказывается, стабилизатор для древесины.)))

Да есть у меня и Аппарат Счастья! {#} Грешным делом случайно смастерил на досуге{#} Продукт - как слеза девственницы!!! {#}

Случайно?))))

алсо, не делайте так, это плохой вариан. тем более там не рассказано, что куда к чему подключать. вот стоит такая балда -там что, кто-то понял, как вакуум делается?

сейчас дофига приличных вариантов для моделирования

и там этот агрегат -тоже фигня.. это надо читать мальчуковые форумы. все эти вакумы в домашних условиях давным-давно проюзаны умельцами. я б не так сделала вакуум......

Сами вы такая, Нюра! Покажите свой вакуумник, а потом чужой обзывайте балдой и фигней! 90% абсолютного вакуума создает компрессор от холодильника, -0,9 бар, -90 кПА...недостаточно что-ли?

А приличный вариант стоит 43 тысячи рублей у нас на ЯМ, а этот мне за 3 тыщи на заводе мужики сделали!

не.не могу шас показать. нет у меня дома вакуума. водоструйный насос к крантику водопроводному вакуум делает, дела копеечные. ответственно заявляю как химик

там инжекция, если очень надо -расскажу, как эта фигня устроена

Victor Lazar 03.10.2016

Нуууу, есть гораздо более простые способы выгоднять пузырьки. Мне кажется эпоксидка быстро приведет камеру в негодность, закупорит всё, что можно и на чистку много времени уходить будет.

Хотя ваш подход впечатляет! )))

Фигасе! Аппарат!!!

Да чего мелочиться!!! {#}

Да, чтобы пузыри выгнать можно использовать вибростол {#}

ТОчно! {#} На стиральную машинку в режиме отжима поставить - и отлично все провибрируется!{#}

Ух ты! Вот это агрегат.....

Как я понимаю, это только герметичный бак для изделий, а в комплект должен входить ещё компрессор или вакуумный насос для откачки воздуха. Андрей, у Вас прямо небольшое производство {#}

Похожей мандулой моя тёща в деревне самогонку гнала. По вкусу - чистая эпоксидка, такая же противная (самогонка, не тёща). Любовь к тёще прямо пропорциональна расстоянию до неё {#}

Владимир, да сверху змеевик воткнуть - и будет самогонный апарат{#}...И жить можно весело!!!{#}...это нержавейка.

А воздух компрессором от старого холодильника откачиваю.

Андрей, Ваша вторая фамилия не Эдисон?

И что, компрессор от холодильника создает знАчимое разрежение?

Дубровины мы....{#}

Да давление...тьфу, вакуум, примерно такой же, как я и машинным насосом с перевернутой манжетой откачиваю,... 0,8 атмосферы - вполне себе неплохой ваккуум. Правда долго, но а нам куда спешить!{#}

а я бы водоструйный отсос присобачила под вакуум. ну, химик-технолог я по образованию, мне легко даются сложные моменты по керамике и ювелирке. я с ужасом представляю,как народ надрывается, если нет химико-технологической базы