Первый твердый фарфор в Европе начали производить в саксонском городе Майсен (или Мейсен). Там в 1710 году открылась мануфактура, очень скоро ставшая знаменитой. Ее фарфор заказывали богатешие семейства Европы. Есть сведения, что 40% ее продукции шло в Россию. Заказчиками были Екатерина II, Юсуповы, Строгановы и многие другие знатные фамилии.
Собственный фарфор в нашей стране стали делать в середине XVIII века. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы в 10 км от Петербурга началось строительство "порцелиновой мануфактуры" ("порцелин" - белый фарфор, слово произошло от итальянского "porcellino" - поросенок). В 1746 г. Дмитрий Виноградов (соученик М.Ломоносова), после долгих экспериментов, получил из гжельской глины приемлимый по качеству русский фарфор. Спустя еще несколько лет удалось довести его качество до уровня, сравнимого с саксонским.
Во Франции настоящий твердый фарфор появился во второй половине XVIII века. Самый изысканный и дорогой проивзодился в Севре. Мануфактура находилась под покровительством Людовика XV и его фавориток.
В Италии первая мануфактура открылась в 1720 году. Секрет фарфора привез туда немец Гундер, предварительно украв его в Мейсене.
Больше всего фабрик по производству фарфора в XVIII века было в Англии. И если на континенте эту отрасль курировали монархи и знатные особы, то здесь оно было поставлено на коммерческие рельсы. Главным новатором в усовершенствовании глиняной массы, ставшей английским фарфором, был Джозайя Вэджвуд, потомственный гончар. (Интересный факт - он был дедом Чарльза Дарвина).
Главными мотивами сначала были сцены из китайской жизни и китайские узоры (которые перерисовывали с китайской посуды), затем пасторальные и даже батальные сценки, узоры в стиле роккоко, флора и фауна, иногда портреты.
К счастью, с тех времен сохранилось очень много фарфоровых предметов. Сегодня мы посмотрим только на чайные пары (и некоторые другие предметы, которые имели отношение к чаю, - для полноты картины).
XVIII век. Италия. Неаполь.
1720 г. Германия. Мейсенский фарфор. Чайный сервиз.
1725–35 г. Австрия. Вена.
1735 г. Франция, Шантильи. Копия китайской формы и рисунка.
1730–40 г. Германия. Берлин.
1735 г. Австрия. Вена. Чашка для шоколада.
1738 г. (предположительно). Германия. Мейсенский фарфор.
1739 г. Германия. Мейсенский фарфор. Чашка для шоколада с драконом и фениксом. Подарок королю Польскому.
1750–55 г. Сундук для чая.
1751–83 г. Англия. Ворчестер.
1755–56 г. Франция. Венсен.
1755–60 г. Германия. Франкенталь.
1755–60 г. Австрия. Вена.
И необычное блюдце к этой чашке.
1760 г. Россия. Санкт-Петербург. (Гатчина).
1760–65 г. Франция, Шантильи.
1765–70 г. Франция. Севр. В XVIII веке в моде была инкрутация из поделочных камней. Этот набор для чая расписан в стиле ее имитации (малахит, яшма и фон из порфира).
1770 г. Англия. Шкатулка с двумя банками для чая (зеленого и черного) и банкой для сахара. Поскольку и чай, и сахар были очень дороги, такие шкатулки закрывались на ключ.
1770 г. Англия. Ворчестер.
1770 г. Англия. Ворчестер. Набор для шоколада.
1770–80. Англия. Ворчестер.
1775 г. Германия. Хёхст. Набор для чая и кофе.
1775 г. Россия. Санкт-Петербург.
1775 г. Россия, Санкт-Петербург. Чайный сервиз.
1775 г. Англия. Челси.
1780 г. Франция. Севр.
1782 г. Франция. Севр.
1784 г. Франция. Севр.
1788 г. Австрия. Вена.
1790–1800 г. Англия. Стаффоршир. Вэджвуд и сыновья.
1790–91 г. Ложка для насыпания чая.
1794 г. Франция. Севр.
1790 г. Германия.
1790 г. Сундук для чая.
1795 -1818 г. Австрия. Вена.
1799 г. Австрия. Вена.