Мой отец .Чудесное озеро.

Мой отец .Чудесное озеро. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

истории, история, родители, рассказ, мужчины, лес, огонь, пожар

Памяти моего отца посвящается.

Мой отец, Попович Николай Владимирович, много лет проработал бригадиром пожарников в Авиалесоохране. Историй о своей трудной и опасной работе по охране тайги от пожаров он рассказывал много. Но я запомнила эту.

 Рабочий день начинался как обычно. Лётнаб(лётный наблюдатель) пролетев несколько часов над тайгой, заметил большой очаг возгорания.  Сказал пилоту несколько раз пролететь по периметру пожара. Как положено установил границы огня, его вида и скорости продвижения. Основываясь на полученных данных, решил где и каким образом  лучше высадить бригаду пожарников. Внимательно изучив пожар лётнаб доложил, что пожар низовой, а ветер спокойный. Вертолёт посадить лучше всего на берегу большого таёжного озера. Там же в ранцы залить воды и приступить к тушению пожара. Каждый пожарник на всякий случай укомплектован сухим пайком, ранцем с брызгалкой, киркой, лопатой, топором и багром. На месте всегда виднее, каким образом быстрее преградить путь огню. В одном случае приходится поработать топором и прорубать просеку. В другом прокопать траншею. А в третьем разными сложными способами создавать встречный заградительный огонь.

 Но этот случай рядовой. Обычная рутинная работа. Низовой пожар, да ещё при слабом ветре никакой опасности собой не представляет. Десять опытных пожарников сели в вертолёт и полетели. Дым над тайгой стоял густой и озеро рассмотреть не удавалось.  Судя по карте и мнению пилота озеро где то близко. Решили  не делать лишние круги и не тратить зря топливо. Зависли в метре толи твёрдой земли, толи мшистого болота.  После того как мешки с инструментами и провизией упали на землю и последний пожарник выпрыгнул из вертолёта. Железная птица, качаясь и сотрясаясь всем телом поднялась вверх. Не успел стихнуть грохот удаляющегося вертолёта. Вместо ожидаемой тишины, (ведь пожар по расчётам пилота и лётнаба должен быть в нескольких километрах). Раздался быстро нарастающий страшный гул и сотрясающий землю топот.

Перед глазами пожарников предстала неожиданная картина. Как в замедленном фильме. Из густого клубящегося дыма прямо на них бежали высокие лоси с огромными ветвистыми рогами и матёрые медведи.  Все таёжные жители от мала до велика летели, бежали, прыгали и скакали. Нельзя медлить! Иначе быть раздавленными обезумевшими от огня и дыма зверями. Мужчины не сговариваясь скидывали, срывали с себя и друг друга рюкзаки и ранцы. Бросили всё, что мешало бежать, и побежали!

 Это было невероятное движение. Люди и животные на одном дыхании несколько километров бежали, догоняя и перегоняя друг друга. Позади них, сжигая всё на своём пути, шёл стеной от земли до неба,  верховой ураганный огонь. Казалось одежда и волосы начинают спекаться от жара. А уши оглохли от гула и воя разбушевавшейся стихии. Пожарники многое повидали за годы работы, но что бы такого –никогда!

Когда силы начали иссякать, а лёгкие казалось вот-вот разорвутся от напряжения и боли,  впереди завиднелось озеро. Люди, птицы, звери, все кто успел добежать до спасительной прохладной воды сыпались - падали и ныряли на дно. Выныривали, хватали ртом горячий воздух и вновь погружались в спасительную воду. Огонь прошёл над большим озером и как ни в чём не бывало пошёл дальше. Продолжая ненасытно пожирать всё живое на своём пути. Воздух над озером постепенно остыл. Но лесные обитатели и люди не спешили покидать убежище.

На многие километры вокруг, где совсем недавно шумела щебетала и бурлила на всех растительных этажах- ярусах жизнь, простиралась чёрная, догорающая редкими всполохами тайга. Огонь не пощадил ни траву, не кустарник, ни вековые огромные сосны. Друзья по несчастью, точнее по счастью потихоньку начали выходить из озера на берег. Это чудесное безымянное таёжное озеро в тот день спасло и сохранило не мало разных жизней!

Слава Богу!

Фото из инета

Комментарии (17)
Майорова Оля 21.09.2016

О, господи, у меня аж мурашки по спине....

Еще раз убеждаюсь, что люди и звери одной крови, надо учиться понимать и уважать друг друга!!!

Совершенно согласна!

Пожарник — разговорное наименование работника пожарной охраны (правильно — пожа;рный)

Сегодня слово пожарный употребляется в значении «боец пожарной команды» и считается нейтральным, а слово пожарник — просторечным.

Жуть , не позавидуешь....Но рассказ отличный ! Все очень ясно представила...{#}

Спасибо Наташа, я очень старалась{#}

Потрясающая история. Страшно...

Спасибо Ульяна. Меня аж потрясывало отчувств и эмоций, когда писала рассказ...

Спасибо за интересный рассказ. Героическая профессия, удивительные люди!
Мой дедушка был лётчиком и в середине прошлого века работал в Иркутской области на тушении пажаров. Рассказывал он интересно, но я была маленькая и запомнила очень не много.

Вам спасибо. Наши родные - мужественные люди!

Тяжелая работа... Папа несколько лет проработал в лесничестве, в их обязанности входило тушить пожары. А потом родились дети. К сожалению, честные пожарные и лесничие зарабатывали мало...

Пожар - это очень страшно. Те, кто бросает в лесу не затушенные костры - просто не представляют - что такое пожар... У нас весной горели поля вокруг дачных поселков. Огонь распространяется с неимоверной силой, это просто не представить, пока сам не увидишь... К чести пожарных - они выезжали на все звонки, но, к сожалению не везде успевали. Не пострадали те дачные поселки, где хорошие председатели, подготовились, и где обпахали поля перед дачами.

Да, работа очень тяжёлая. Я видела как горят горы на Алтае. Огонь как живой огненный ручей опаясывает гору. Но ветра не было, и пожар был низовой. Горел стланник и кустарник. Всё равно страшно. Село Саввушка, где мы тогда проживали вплотную окружёно высокими горами.

Светлана, действительно жуть, даже представить трудно. Я не думала, что у огня может быть такая скорость. Очень сильно написано. Благодарю за труд и писательский талант. Такая работа не для слабых людей Ваш папа был мужественный человек.

Валентина, спасибо за заботу и помощь! Мой отец всю весну- лето-осень гасил лесные пожары, а всю зиму ходил в тайгу на промысел. Был удачливым охотником с 12 лет. Все его женщины(остячки(ханты) и русские) и их дети всегда были с рыбой и мясом. У нас в семье рыба и мясо тоже была в доволь. Всем приносил по ровну, что бы никто не обижался. Следующий рассказ напишу о детстве и молодости отца.

Светлана, написано хорошо! Только режет слух "пожарник". Издревле пожарниками называли погорельцев. Лучше говорить пожарный.

Тоже никогда не слышала, чтобы погорельцев называли "пожарниками". Мой отец тоже немного поработал почти пожарным.)

Нашла статью - Слово пожарник вплоть до конца XIX века обозначало не тушителя пожара, а погорельца, человека, чье имущество пострадало от огня. Назвать пожарного пожарником значило превратить его из спасателя в жертву или, еще хуже, – в поджигателя.http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-pozharnik-ot-pozharnogo/" target="_blank">Подробнее.

Думаю, это из лексики жителей Европейской части России. Мой отец русский из Казахстана, потом мы жили в Забайкалье. В этих регионах пожарник =пожарный.

Еще нашла:

В конце XIX – начале ХХ вв. в в просторечии стало употребляться разговорно-обиходное слово «пожарник». Пожарные-профессионалы такое именование не приняли, считая его для себя оскорбительным, потому что, в отличие от слова пожарный (член, служитель пожарной команды), пожарниками обычно называли инвалидов заштатных пожарных команд, а также пожарных-любителей, членов добровольных пожарных дружин (такое значение слова пожарник зафиксировано в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова; ср. известное спит, как пожарник) (см. Скворцов, 1995).

У слова пожарник встречалось ещё одно значение: погорелец, поджёгший своё имущество ради выгоды, либо нищий, прикидывающийся погорельцем. У В. А. Гиляровского читаем:

«В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные – добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.

Делалось это под видом сбора на "погорелые места". Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожжёнными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня».

источник сайт грамота.ру

Евгения 19.09.2016

Даже читать страшно!

Отец любил трудности{#}