Создание нэцкэ из бивня мамонта

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

В этом мастер-классе рассмотрим японскую миниатюру — нэцкэ.

История возникновения нэцкэ (вкратце) — запрет на ношение поясных украшений из дорогих материалов для простолюдинов.

Ведь у кимоно нет карманов, японцы носили пояс, к которому подвешивали инро — своеобразный кошелек-штакулку, и в качестве противовеса использовали нэцкэ — вот уж где фантазия мастеров разгулялась !

То есть, фактически — нэцкэ это красивый брелок :) Шнур продевается сквозь гармонично расположенные отверстия — химотоши.

В современном мире нэцкэ в основном выполняют роль музейных экспонатов и образцов личных коллекций, но свою функциональность сохраняют — ведь благодаря высокопрочному материалу (бивень мамонта, слоновая кость, зуб кашалота, бивень моржа и прочие) нэцкэ не боятся падений и влаги :)

Лично я использую нэцкэ в качестве подвески на смартфон и, благодаря обширной коллекции, мой Huawei всегда выглядит по-новому и интересно :)

Многие мои клиенты используют нэцкэ в качестве подвесок колье, бусин для браслетов и даже пуговиц — декоративных элементов одежды, в качестве ключевых фигур в своих собственных ювелирных украшений ! 

Благодаря цветовой гамме и структуре материала, отлично вписываются в любой образ, а уж сюжет произведения подчеркивает настроение и направление мыслей своего обладателя.

Нэцкэ «Улитка и Цветок» я вырезал специально для мастер-класса по художественной резьбе, ведь их совсем не много на Ярмарке Мастеров! 

Вот как было дело:

1. Вооружаюсь смартфоном, смотрю на шевеление листьев в моем саду — и просматриваю эскизы. 

мастер-класс мастер класс

2. Нахожу соответствущий материал — в этот раз бивень мамонта, доставленный мне из вечной мерзлоты Сибири — и делаю первый набросок, задаю объем и форму.

мастер-класс по декупажу

3. Приступаю к резьбе (ниже целая серия фото, все описание здесь — для удобства)

Весь процесс происходит следующим образом: грубыми фрезами задается форма и объем.

Затем используются фрезы меньшего размера и более «мягкие». 

Следующий шаг — фреза «трехгранная пика» или «игла» — для миниатюрной проработки.

Когда все готово, приступаю к шлифовке — для этого я использую наждачную бумагу с различной зернистостью.

И финиш — обработка полировальными кругами и ювелирной полировочной пастой — для придания особой гладкости и блеска.

Прелесть бивня мамонта, как материала, в том, что его структура прекрасно сохраняется в естественном виде и не требует покрытия лаками, восками, маслами — что существенно(с моей точки зрения) портит внешний вид. 

Обработка грубым бором-бочкой.

мастер-класс по валянию

Задаем более мягкие формы бором «свечное пламя».

мастер-классы в москве

Теперь делаем изгибы более явные цилиндрическим бором.

мастер-класс по лепке

Выносим работу на солнечный свет, уточняем детали.

мастер-класс по цветам

Теперь занимаемся обратной стороной изделия — цветок, листья и химотоши. Располагаем так, чтоб было удобно носить.

мастер-класс по вязанию

Работаем бором «игла» и маленьким шариком.

мастер-класс по живописи

Здесь видно одну из граней «иглы».

мастер-класс по батику

Создаем ажурность и движение ракушки тончайшем бором шарик (0.3 мм).

мастер-класс по бижутерии

Выбираем лишний объем, используя различные боры.

мастер-класс по росписи

А вот опять бор «игла». Именно им создаем прожилки на листьях, придаем дополнительную четкость изгибам.

мастер-класс по сборке

Опять придаем ажурность шариковым бором. Неглубокие выемки делаем в шахматном порядке.

мастер-класс украшения

Форма и основные декоративные элементы практически готовы.

мастер-класс ювелирный

Практически готово! Внимательно изучаем «Улитку и Цветок», продумываем каким именно образом будем шлифовать, особое внимание трудноступным местам. Шлифовка уберет все угловатости и грубые участки резьбы.

мастер класс по живописи

мастер-класс по резьбе

мастер класс по резьбе

Внешний вид отшлифованного нэцкэ (но без полировки).

резьба по кости

резьба по дереву

И вот финиш, после полировки материал приобрел благородную структуру и красивый блеск.

резьба по камню

На этом мастер-класс закончен! Рад ответить на любые интересующие вас вопросы :)

Комментарии (9)
Как в том анекдоте: Встречаются два студента с общаги. — Вот давеча купил книгу кулинарных рецептов. Только ничего приготовить не могу. Ни одного толкового рецепта. — Почему? — Понимаешь, каждый рецепт начинается словами: «ВОЗЬМИТЕ ЧИСТУЮ КАСТРЮЛЮ…» Осталось дело за малым - найти мамонта и забрать у него бивень!))

Интересно было почитать! Хотелось бы продолжения статьи с описанием как Вы добываете материал для работы.

От удивления весь рот раскрыла... Это чудо расчудесное. Простите,членораздельного сказать не смогу,т.к. Под впечатлением. Зачем-то тащу в избранное. Ведь не светит мне делать нэцкэ из бивня мамонта. Бивня мамонта! Но так интересно понаблюдать за Вашей работой. Спасибо за мк!

Заинтриговала первая фаза: "Вооружаюсь смартфоном, смотрю на шевеление листьев в моем саду — и просматриваю эскизы. " - сразу настроила на просмотр процесса создания маленького шедевра, теплой и изящной миниатры. Спасибо за полученное удовольствие, за МК )))

Красивая улитка! А она тонировалась чем нибудь, или это кость такая проявилась после полировки?

И точно ! Забыл указать в МК.

Тонирую, как всегда, эльфийским чаем image

Красота!{#}

Я в восторге. Браво мастеру!!

Как красиво!

Рубрики мастер-классов