В поисках идей для создания своих работ я часто обращаюсь к работам больших мастеров прошлого. Рассматривая и изучая их творения, невольно задаешься вопросом, как им удавалось создать такую «живую» работу, что она вызывает во мне определенные чувства, что я начинаю рассуждать о каменной статуе, как о живом существе, наделенным своим характером, чувством, настроением.
Читая книгу В. В. Нестерова «Львы стерегут город», среди множества фотографий скульптур львов я натолкнулась на фото Львов в Шуваловском парке Питера, которые показались мне совершенно особенными. Чем? Почему именно они привлекли мое внимание? Что в них такого особенного? Почему разыгравшееся воображение так и видит, что ночью, когда из никто не видит, эти Львы сходят со своих постаментов рядом со ступенями парадной лестницы, и отправляются на прогулку по тропинкам парка. А может быть не просто на прогулку, а на Охоту?
Книга датирует создание этих скульптур у входа в Большой дворец 1914-1915 годами. То есть они сравнительно молоды. Всего-то сто лет. Но за свое столетие Львы успели побывать свидетелями и революции, и падения Империи, и войны, и снова разрушения государства. Так что у этих Львов была невероятно насыщенная жизнь, и много чего они видели за эти бурные годы.
Но они улыбаются и смотрят так, что кажется, что знают и видят они намного больше. Только хранят гордое молчание. Философское. Или им любопытно лежать тут, скрестив лапы, и наблюдать, никуда не спеша. Наблюдать за течение времени, за миром у их могучих лап, за изменением цвета листы окружающих деревьев, за грозами и ветрами, которые теребят их гранитную гриву. И потом, когда они сполна насладятся красотами и событиями этого мира, они встанут и величаво прошествуют дальше туда, куда смотрят их глаза и ведет их звериный нюх.