Народный календарь

Народный календарь | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

- 30 августа – Мирон-Ветрогон, Вдовьи Помочи. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки». День помощи в хозяйственных делах вдовам и семьям, в которых нет мужчины-кормильца.

31 августа – Флор и Лавр. Почитали святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. В этот день давали лошадям отдохнуть, купали и заплетали им ленты в гривы, пекли хлеб с оттиском в виде лошадиного копыта. К этому дню уже заканчивались посевы озимых: «Кто сеет рожь на Флоров день, у того родятся одни «флорки»-цветочки, но нет плодов», «С Флора и Лавра начинаются осенние утренники». «Если будут часты утренники, переходящие в заморозки, - стало быть, до зимы осталось всего ничего». Смотрели корни у полыни: «Если корни полыни толсты – следующий год урожайным будет». Этот день благоприятен для засолки огурцов.

- 1 сентября – Андрей Стратилат, Тепляк, Фёкла Свекольница. «Стратилат Тепляк с теплом приходит», «Если дует ветер с севера – осень будет холодная, если с юга – тёплая», «Южный ветер – к урожаю кормовых культур, овса». «Стратилатов день приспел - овес поспел». «С Фёклы начинают дёргать свеклу». Примечали погоду: «Каков первый день сентября, такова и осень».

- 2 сентября – Самойлин день. Пророк Самуил считался покровителем и заступником мужиков-крестьян: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». В этот день просили хорошей погоды для грядущих осенних работ.

3 сентября – Фаддей, Василиса-Льняница. «Если на Фаддея погода ясная - ещё четыре недели хорошая погода будет». В этот день убирали лён: «Баба Василиса о льнах радеет».

- 4 сентября – Агафонник. «Если Агафонников день ясный, то хорошая погода будет держаться еще четыре недели».

- 5 сентября – Луп Брусничник. Этот день тоже считался погодоуказателем на долгий период, когда судили о предстоящих заморозках и зиме: «Если на Лупа журавли на юг потянулись, то зима будет ранняя», «Если журавли летят низко, то зима предстоит теплая, а если высоко – холодная», «Если журавли летят низко, быстро и «молчком» - жди скорого ненастья». В этот день льны «лупятся»: «Лён две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит-«лупится». С этого дня нередки заморозки: «Лупенский утренник – первый предвестник осенних заморозков: михайловских (19 сентября), покровских (14 октября) и екатерининских (7 декабря), «Коли на Лупа не будет заморозков, то и сентябрь не заморозит», «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся», «Если на Лупа брусника поспела, то и овес дошел», «На Лупа поспевает клюква».

- 6 сентября – Евтихий. В этот день, который чаще бывал тихим и безветренным, примечали погоду: «Если на Евтихия дождь, то будет сухая осень и хороший урожай в будущем году; снег хорошо землю укроет, а весной ко времени сойдёт».

Комментарии
Комментариев пока нет