Первая ярмарка-продажа: как подготовиться за две недели

Рано или поздно перед каждым мастером встает вопрос: «Выходить в свет или не вылезать из интернета?». 

У меня пока что этот вопрос в длинной стадии решения, однако кое-какие выводы уже сделаны — чем и хотелось бы поделиться. Новичкам — опыт, «матёрым» мастерам — ностальгия :)

Для первого участия в «живой» ярмарке было выбрано мероприятие в моем городе, посвящённое стилю бохо.

Минусы: мероприятие проходит впервые, неизвестно сколько народу будет и чего ожидать.

Плюсы: хорошо известная и близкая мне тематика мероприятия, бесплатное участие (при наличии собственного стола), знакомые мастера. 

Когда организатор утвердил моё участие, на подготовку осталось всего две недели. Сама виновата: поздно узнала и потом долго не решалась написать организаторам. А в магазине у меня на тот момент готовых работ было всего шесть. А основную часть времени по будням занимает «официальная» работа. А ещё столько дел, а ещё страшно, а ещё...

Кинулась я в Журнал — начиталась публикаций, набралась чужого опыта, выписала заинтересовавшие вещи... Хочу сказать спасибо всем, кто не поленился поделиться своим выставочным опытом — это действительно очень полезно! Отдельной проблемой было оформление выставочного стола, она решилась благодаря чужим публикациям и опыту знакомых мастеров, так что не буду на этом сейчас зацикливаться дабы не повторяться.

Пришлось первым делом составить план, в котором очень чётко прописать:

- список и количество работ, которые я планирую сделать за оставшиеся две недели;

- список материалов для их изготовления (и примерные затраты на эти материалы);

- список необходимых для оформления стола декораций, драпировок и пр.;

- идеи оформления упаковки для проданных вещей, ценников;

- список всего, что мне понадобится непосредственно на выставке: сдача, еда-вода и прочее. 

Отдельно хочу остановиться на вопросе: нужны ли визитки? Мой ответ: однозначно нужны! Очень, очень непрофессионально выглядит мастер, записывающий свои контакты «на коленке» — к сожалению, не единожды была свидетелем такого. Также по собственным наблюдениям: некачественная визитка портит всё впечатление от работ. Впрочем, своими визитками, изготовленными за один вечер, я, мягко скажем, пока не до конца довольна. Обобщу идеи, которыми я руководствовалась при их создании:

- гораздо бОльшую пользу принесёт визитка, на которой имеется изображение продаваемого товара. Помню по личному опыту: приходишь домой с ярмарки, в карманах куча визиток, все черно-белые, и везде одни и те же однотипные «подарки-украшения-хэндмэйд»+название мастерской+контакты. И поди вспомни, какие именно украшения и какой такой хэндмэйд. Также нелишним будет указать виды творчества, которыми промышляет ваша мастерская;

- цветные визитки заведомо привлекательнее черно-белых. Использование плотного материала, ламинирования и прочих услуг типографии добавляет «профессионализма»;

- крупные визитки психологически труднее выбросить или потерять. Опять же, их часто используют в качестве книжных закладок или вкладывают в ежедневники. У меня для простоты печати визитки были формата 10х15, и покупатели клали их в сумки, так как в карман такой формат просто не помещается. Опять же, на визитках крупного формата посещается больше текста и клиенту не придётся искать лупу, чтобы его разглядеть;

- про шрифт, цвет, размер и прочее, что делает текст читабельным, останавливаться не буду, просто упомяну. При желании можно найти множество статей по грамотному проектированию визиток. 

Теперь непосредственно к результатам: ожидания vs реальность. 

1. Ассортимент магазина был увеличен, но план — не выполнен. Более того, чтобы увеличить количество работ хотя бы в два раза, мне пришлось буквально каждую минуту дома проводить за работой. Напрашивается очевидный вывод: к выставкам готовимся заранее, даже когда на горизонте они ещё не появились. 

2. Миска/корзиночка с конфетами на столе — прошлый век, особенно когда действие происходит на фестивале с бесплатными печеньками. Больше креатива! Моя соседка в качестве оформления стола использовала оранжевую скатерть, поверх черного бархата разместила свои украшения... и поставила стаканчик очищенной морковки в тон скатерти. И предлагала угоститься задержавшимся у стола посетителям. «Берите морковку, она вкусная и полезная!» — фраза, которую меньше всего ожидаешь услышать у стола с украшениями, не так ли? :) Люди от удивления выходили из задумчивого транса, от неожиданности забывали «отказаться из вежливости» и проявляли больше интереса к работам. 

3. У многих покупателей присутствует так называемый психологический барьер, мешающий взять в руки понравившийся товар и рассмотреть получше. Это же все ручной работы, а вдруг хрупкое, а вдруг мастер против, а вдруг сломаю...Поэтому всем задержавшимся у стола покупателям предлагаем лично убедиться в качестве работы и взять в руки понравившиеся товары. За весь день отказались только двое человек. Многие с видимым облегчением начинали брать в руки товары и подробно их рассматривать, было заметно, что им не хватало такого «разрешения» от мастера. 

4. В связи с предыдущим пунктом напрашивается вывод: на краю стола кладём то, что привлечет внимание и вызовет желание получше рассмотреть. К сожалению, это я осознала лишь к середине выставки: на фото видно, что в первых рядах у меня открытки, а более «интерактивные» и интересные товары — блокноты и альбом — стоят в другом конце стола. В дальнейшем я несколько раз меняла расположение работ и следила за реакцией посетителей. 

ярмарка-продажа, ярмарка ручной работы, выставка-продажа, выставка-ярмарка, продажи, участие в выставке, участие в ярмарке, скрапбукинг, как продавать, психология, первый опыт

В моём случае оказалось самым выигрышным расположить ближе к покупателям фотоальбом в открытом (!) виде, так как он привлекал больше всего внимания и вообще был самым дорогим и зрелищным товаром из всех, что я выставляла на той ярмарке. Открытый альбом на краю стола снимал тот самый «психологический барьер» и как бы приглашал полистать страницы. А после альбома многие проявляли интерес и к остальным товарам на столе. 

5. Рассказываем про возможность сделать индивидуальный заказ вместо того, чтобы молча протягивать визитку. Конечно, это актуально для тех мастеров, которые на момент выставки принимают заказы. 

6. Ну и конечный результат ярмарки: визиток взяли больше, чем товаров :) Такая тенденция наблюдалась не только у меня, а у большинства мастеров. Вызвано это во многом спецификой мероприятия: в первую очередь, это был фестиваль, праздник с культурной программой, куда люди пришли развлечься, а не закупаться безделушками. Вывод: не расстраиваюсь малым продажам, радуюсь и получаю отдачу от комплиментов моим работам (даже не ожидала столько получить!),  продолжаю искать свою целевую аудиторию и задумчиво облизываюсь на новогодние ярмарки. 

Надеюсь, кому-нибудь пригодится мой опыт — так же, как мне пригодился чужой :) Неизменно призываю делиться собственным опытом в комментариях :)

Благодарю за внимание!

Комментарии (32)
Best-shop-V 03.03.2017

Спасибо за опыт которым поделились!!!{#}

Здравствуйте! Очень позновательная информация... Огромное спасибо! )

Тоже очень хочется поучаствовать в какой нибудь ярмарке, у меня другая проблема, в нашем городе и в ближайших таких ярмарок не проводят, а ехать куда то пока не решаюсь{#}

Попробуйте взять дело в свои руки и организовать мини-ярмарку совместно с другими мастерами Вашего города, будьте первопроходцем! Уверена, что Вы не единственный мастер в городе с такой проблемой, объединяйтесь!) Тем более, если в городе не проходят ярмарки, то на первую точно сбежится народ поглазеть) Кстати, здесь, на ЯМе, есть статьи с полезной информацией по организации ярмарок. Удачи Вам!

Валерия Скиба 02.09.2016

Спасибо за Ваш опыт. {#} Я пока что все никак не могу собраться на выставку. Хочется чтоб все было идельно, поэтому из-за разных причин по организации места, логотипа, упаковки вечно все откладывается

Благодарю за отклик! Очень Вас понимаю, сама именно из-за этих причин долго откладывала своё желание принять участие в выставке в долгий ящик. Мой опыт показал, что порой всё же следует поддаваться спонтанным решениям и даже за две недели можно если не успеть, то хотя бы начать двигаться в сторону идеальных визиток, логотипа и прочего необходимого)

Алина, спасибо, что делишься опытом!

Я и не предполагала, что у тебя на подготовку было всего 2 недели. Ты молодец, что решилась на участие image

Вот только фотографий бы побольше...Наверное, не до того было... Все равно молодец!

Фотографии в хорошем качестве сегодня выложили, но мне хотелось написать пост, пока свежи впечатления image

Спасибо за Ваш опыт -очень интересно, морковка рассмешила...с покупателями я не заигрываю - корзины с конфетами иморковками не ставлю. Если клиент делает большую покупку - дарю ему шоколадную конфетку в виде цветочка из креп-бумаги, которые используют для составления шоколадных букетов. Здесь они в диковинку- все думают, что это цветок из бумаги и радуются как дети, однако радость обычно вдвойне, когда сообщаешь, что внутри цветочка конфета - удивлению и радости нет предела...

о визитках - в начале своего ярмарочного пути радовалась тому, что брали визитки, теперь к этому отношусь настороженно -в открытый доступ не ставлю, даю только тем, кто действительно заинтересован. Почему? - да потому, что на ярмарках большое количество людей, среди которых не только твои потенцильные покупатели, но и люди, продвигающие свой бизнес - набрав с каждого стола визиток, начинают потом долбать тебя рекламными смс-ками и майлами...

В четверг иду как участница на тематическую средне-вековую ярмарку. Товар мой, конечно, под ту категорию не подходит {#}, но не так важно - важно то, что я должна быть одета в средневековое платье и стол должен быть оформлен в этом стиле - вместо скатерти мешковина или грубая ткань{#}. Не первый раз участвую в таком мероприятии - посмотрим, что будет {#} на этот раз.

Спасибо, что поделились мнением! Кстати, именно поэтому у меня на визитках нет ни почты, ни телефона - только ярмарка, блог и группа вконтакте. Тоже спама опасаюсь)

Лада 29.08.2016

Была только на трех выставках : Куклы, мишки и предновогодняя на Тишинке.Мое личное мнение (может полностью отличаться от вашего и вы не будете со мной согласны). КУКЛЫ - все хотят полюбоваться этой красотой, нафоткать побольше, познакомиться с мастерами - запоминаются имена мастеров, взять визитки - ну и наверное дома все осмыслить, и подумать - у какого мастера ближе по вдохновению к вам кукла и вы захотите ее заказать. МИШКИ - и посмотреть и прикупить - материалов и всего для мишек. Подход как и на выставке кукол. Больше всего понравилась предновогодняя - и выбор, ну и наверное желание предновогоднее для покупок подарков. И посмотрев все вживую - когда подойдет у знакомых день рождения - и есть визитка - можно и заказать, тем более покупатель видел и смотрел уже работы.

Спасибо, что поделились опытом и мнением, это всегда ценно!

Кстати, Вы меня успокоили: я-то ждала, когда же все, кто взял визитки побегут делать заказы или хотя бы добавятся в подписчики {#}

Лада 29.08.2016

Визитки стоит раздавать - я через некоторое время - сделала заказы, посмотрела подробнее ассортимент магазина, а так как я это уже видела на выставке вживую, я уже представляла, что я получу в итоге. И разочарований никаких уже не будет.

тоже так считаю! Спасибо!

Спасибо за подробный отчет и рекомендации. Я, как и многие, только присматриваюсь к выставкам и тоже задаюсь вопросом: А оно надо? И уже понимаю, что надо, но начать трудно, надо знать куда в первую очередь кинуться, на какую площадку, с каким ассориментом. Чтобы тематика была подходящая для реализации украшений. Надеюсь, к новому году все же совершу прорыв.

решиться проще, когда сотрудничаешь со знакомыми мастерами) не последнюю роль в моём решении принять участие в ярмарке сыграло наличие в списках моих знакомых мастериц. Так что рекомендую пошерстить по друзьям-знакомым, вместе принимать участие намного веселее!

В Волгограде предстоит празднование Дня города. Наметила себе участие. На улице и на столах. Наверное тяжеловато будет. Но пробовать надо, немного переживаю. Всем удачи.

Здорово, что решились принять участие! Я вот уличных выставок пока побаиваюсь, так как все мои работы очень боятся влаги image Пробовать новое однозначно нужно, мне вот в первую очередь важно было узнать реакцию на мои работы у покупателей image

Благодарю,расказ интересный.Всё познаётся опытным путём.Из всех моих попыток выхода к живым людям только "Стильная кукла" в Одессе (в прошлом декабре) дала какойто материальный результат.А так -классно,весело {#}пообщались,комплименты получили,визитки раздали и по домам.Творить!

вот уж точно: любой опыт - полезен. потому и решила поделиться своим) спасибо за комментарий!

Юлия Орлова 29.08.2016

Милые девушки )) я на всех ярмаках и выставках всегда на стороне продавцов , которые тратят много времени на подготовку , платят аренду ( и не малую ) , оформляют рабочее место , украшают собой пространство , а потом позитивно анализируют произошедшее. Опыт от неуданчных продаж сомнителен ) Ходить стоит только туда где есть ваша целевая аудитория, то есть люди которые покупают и пользуются тем то вы делаете. Все остальное не работает .От внешнего вида стола ( не кидайте в меня тапками ) продажи мало зависят .Хорошо когда места достаточно что бы работы было видно . Это же ярмарка , а не музей . И не надо винить себя в отсутствии опыта и подготовки ) Опыт нужен , что бы найти правильные для себя ярмарки .

спасибо, что поделились мнением!

у меня сегодня нет настроения и поэтому добавлю небольшую ложку дегтя. Действительно, пока не участвуешь в выставках, то не возможно учесть все нюансы, и хотя мы зачастую берём участие в местных выставках, то вот некоторые моменты: мы обязательно репетируем выставку, тогда гораздо легче всё расставить по местам; бросилось в глаза - помятая скатерть, которая сильно портит внешний вид( у нас тоже такое бывает на выставках, но так как у нас есть отвественное лицо, то сильно по этому поводу не заморачиваемся), выход в этом случае: подбирать ткань, которая не мнется или сбрызнуть водой, тогда более-менее складки могут уйти; и ещё - две недели для подготовки к выставке это очень мало, особенно если участие платное, будет жаль потраченных денег, некоторые уже сейчас начинают готовиться к новогодним ярмаркам. А вообще удачи и творческих успехов)))

спасибо за пожелания)

Алина, поздравляю с первой выставкой! Главное - начало положено!

По поводу визиток. Из моего опыта я сделала вывод - что совершенно не важно, какая из себя визитка. Есть люди которые визитки хранят, а есть - которые их тут же теряют. При этом важно то что у человека остается в памяти то что мастера можно найти. И кто ищет - тот всегда находит.. И как мне кажется - совершенно нет связи с креативностью визитки и продажами.

И что-то я не встречала покупателей с психологическим барьером взять в руки понравившуюся вещь. Другое дело, что люди стараются не трогать вещи из сообращений - взял что-то в руки, понравилось - захотелось купить, а люди сейчас не очень-то позволяют себе покупки.

P. S. Очень милое фото с выставки

Лада 29.08.2016

Как покупатель - НУЖНО на визитках фото товара. Пришла домой - даже те товары которые покупала - не смогла все правильно разложить к визиткам, а брала только к покупкам!!!{#}

ценный комментарий, благодарю!

Благодарю за поздравление и за подробный комментарий!

Полезная публикация.

Я пока только мечтаю о выставках. Главная проблема та же, что была у Вас: готовых работ маловато. Я много делаю на заказ, а изготовление украшений - дело неторопливое. Придется сначала накопить товар, а потом искать подходящую площадку.

Насчет визиток "не карманного" размера - очень ценное наблюдение. И о размещении на них фото товара тоже стОит задуматься. Тут Вы правы: какой текст не напиши, но покупателю проще вспомнить мастера по виду его работ.

Спасибо!

Благодарю за отклик, рада, что пригодилась моя публикация.

Я вот тоже думала, что сначала накоплю побольше работ - например, к новому году - и только тогда уже начну искать подходящие выставки-ярмарки. Но как-то спонтанно решила принять участие и не пожалела: надвигающаяся ярмарка оказалась мощным увеличителем работоспособности image

Интересный опыт! Спасибо, что поделилисьimage

Рада, что мой (пусть небольшой) опыт может пригодиться! Благодарю за отклик!