Сухое валяние. Выбор шерсти

Продолжаю тему о сухом валянии.

В первой, немного шуточной части (с практической точки зрения можно упустить) я рассказала о том, как я начинала.

Во второй части поведала о вкусностях и прикрасах сухого валяния, как вида рукоделия.

В этом блоге я расскажу всё, что считаю нужным о шерсти. Как выбрать, что использовать, в каких случаях применять.

Почему валяют именно из шерсти? Причем использовать можно не только овечью, но и шерсть других животных: коз, верблюдов, собак, кошек и всех тех, у кого шубка имеет более-менее длинный ворс. И совершенно не получается эффекта прочного сваливания из растительных и синтетических волокон.

Все дело в строении волоса. На снимке человеческий волос, но шерсть животных имеет практически такое же чешуйчатое строение. Так вот в чем секрет - в чешуйках. Именно они, когда начинают плотно прилегать друг к другу при сваливании, цепляясь друг за друга, обеспечивают будущему изделию прочность.

сухое валяние, игрушки из шерсти, войлок для новичков, валяние из шерсти, войлочные игрушки, кардочёс, гребенная лента, шерсть для игрушек

Кстати, если вы занимались мокрым валянием, то конечно знаете как важно использовать теплую воду в начале и холодную при окончательном ополаскивании. Так вот, к этому опять же причастны чешуйки, которые топорщатся в горячей воде и плотно прижимаются в холодной.

Мы выяснили, что использовать как в сухом так и в мокром валянии можно любую натуральную шерсть. Но рассматривать будем всё же овечью шерсть. Это самый удобный, недорогой и доступный материал.

Немного банальных вещей, но безусловно полезных. Опишу самое необходимое, на что следует обратить внимание при выборе шерсти. Коснусь только самых популярных видов шерсти, распространенных в продаже.

1. Какую выбрать тонкую или полутонкую?

Полутонкую (толщина около 25-28 мкм) свалять быстрее, она лучше держит форму при валянии игрушек. Тонкой (толщина 17-19 мкм) неплохо покрывать поверхность, но... этой же шерстью возможно придется делать довольно тонкие детали - лапы, хвосты, уши. И они могут не получить желаемой жесткости. Так что новичкам рекомендую покупать полутонкую. Но как понять в чем отличие не попробовав ручками? Так, что и тонкую тоже покупайте - не пропадет! 

Обратите внимание! Тонкая шерсть при валянии (особенно грубыми иглами) до максимальной плотности может начать разрушаться. И случится самое неприятное - перевал. Это то состояние, когда изделие или его часть превращается в труху и рассыпается. Ведь шерсть при сухом валянии не только спутывается, но и рвется. Когда количество этих разрывов превышает критическое значение, поделать уже ничего нельзя, только заменять. На моей практике встречалась разная шерсть. Иногда тонкая вела себя весьма прочно даже при максимальном уваливании. Та шерсть, с которой у меня случался первал, изначально была непрочная. Волокна очень легко рвались при небольшом усилии.

2. Топс (гребенная лента) или кардочес (шерстяная вата)? Вдруг кто еще не знает: топс - это когда на фабрике шерсть расчесали и уложили ровненькими лентами, волокна довольно длинные и ровные. У кардочеса волокна расположены по всем направлениям, волокна могут быть волнистыми и довольно короткими. Кардочес - да он просто сам валяется, ложится удобно. Особенно новозеландский латвийского производства. У него волокна не просто хаотично лежат, а еще как бы смяты и шерстинки довольно короткие. Есть минус - при распушивании его обратной иглой игрушка будет не столь пушистая, как при распушивании топса, и даже несколько кудрявая. 

фелтинг, валяние для начинающих, валяние для новичков, валяные игрушки, мастер-класс по валянию, топс, как выбрать шерсть

Немецкий кардочес (вот пример) существенно отличается от новезеландского. шерсть довольно длинная и менее смята. Он больше похож на топс, только не уложенный в ровную ленту. Валять его дольше, чем новозеландский, но я его очень люблю. Он такой гладкий и приятный, и пушистики из него получаются замечательные.

Топс легко превращается в кардочес в домашних условиях. Можно его пропустить через простую пуходерку. Я просто руками отщепляю кусочки шерсти от ленты, складываю в хаотичном  порядке, а еще спутываю в ладошках, как бы катая колобок. При этом шерсть дополнительно мнется.

В принципе, при выборе шерсти, лично я в первую очередь ориентируюсь на цвет. А вообще люблю, чтобы у меня была и та и другая. Топс порою необходим при выполнении некоторых дополнений к игрушкам, особенно когда нужны длинные пряди шерсти. Я его использую при изготовлении тонких пальчиков, лапок для птичек, как обмотку веточек и стебельков. Еще, когда мокрым способом валяю одежду для игрушек. Так же использую для кукольных волос (правда для этих целей я сейчас приобрела козью шерсть - она больше подойдет).

3. Сливер. Не окрашен и имеет незначительные растительные вкрапления. Его цена вполовину, в то и втрое меньше, поэтому незаменим для экономии.  Используется в объемных игрушках. Я покупаю обычно сливер Троицкой фабрики. У них он в виде гребенной ленты из тонкой шерсти.

Уже несколько лет шерсть я покупаю только на Ярмарке мастеров. Я не буду описывать все преимущества покупки здесь. По-моему они очевидны.

У меня есть маленький секрет, как начать делать игрушку, изначально задав хорошую плотность. Обычно я беру ленту сливера и сматываю в клубок, как сматывается пряжа. Только очень-очень плотно. Потом этот клубочек всё равно нужно провалять, но так начинать гораздо проще. Этот объем уже практически не уменьшится.  Так обычно для головы. Для туловища, особенно длинного, я складываю сливер в несколько слоев по длине туловища, а затем обматываю эту колбаску тем же сливером. Получается такой шерстяной и очень плотный скелет, на который потом очень удобно наращивать мышечную массу. Фотографии с этим процессом я обязательно сделаю и вскоре опубликую.

А в следующем блоге я расскажу всё, что знаю о иглах для валяния. 

Очень буду рада вашим вопросам и замечаниям. Спрашивайте, не стесняйтесь.

До следующей встречи, с любовью Наталья.

Комментарии (17)
❁ МИРАБЕЛЬ ❁ 11.09.2016

Согласна с Эллоной {#} Так по чуть-чуть - и на книжечку наберется {#}

Спасибо Ирина! Ну ладно, может и наберется через несколько лет {#}

❁ МИРАБЕЛЬ ❁ 11.09.2016

Нет, ждать не надо {#} Глаза боятся, а руки делают.

Уже и вступление есть и вводная часть. И техника пошла {#}

И я тут уже в очереди стою на книжку {#}

Картинок главное побольше и поподробнее.

Надежда SweetsSoap 07.09.2016

Наталья, спасибо за ценные советы!{#} Еще пока далека от валяния, но все равно читать интересно!

Спасибо Надежда! {#}

Анна (валяшки) 07.09.2016

Наталья, спасибо! Вроде бы и знаю, но когда читаю, в голове как то лучше укладывается! Жду новых публикаций!

А синтепон Вы используете?

Анна, спасибо. Синтепон я не использую совсем. Он никогда не сваляется так, как шерсть. Но в принципе для особо крупных игрушек другие мастера его используют.

ЕвгенИчка 07.09.2016

Наталья,замечательно!!!! Спасибо! Тоже нравится Новозеландский кардочес,мечтаю попробовать немецкий)

Женя, спасибо! Немецкий особенно хорош для мокрого валяния, но все равно попробовать его стоит и в сухом.

Спасибо!!!{#}

Спасибо, Ирина, что заглянули! {#}

Наталья, очень нужные статьи Вы пишите!

Когда я первый раз столкнулась с перевалом, сначала не поняла, что такое: лапка раздулась, на ощупь стала как желе....Нерпиятная, конечно, вещь. И сейчас случается. И дело не в излишнем усердии, а именно в пряже. Наталья, а есть ли какие-либо способы определить, будет ли пряжа превращаться в труху во время валяния? Ведь не вся тонкая пряжа подстраивает такие каверзы.

А плотность (да и вес) игрушке хорошо задавать ватином. У меня игрушки в основном каркасные. Обматываю плотненько каркас полосками ватина, ватин - шерстяной пряжей или мохером (вот и остаточки есть куда пристроить), а затем в дело пускаю сливер -очень хорошо приваливается.

Наталья, читаю Ваши публикации с большим интересом, с нетерпением буду ждать новых!

И удачи Вам и Вашему магазину в конкурсе!

Спасибо Татьяна!

Про перевал: я как-то сразу чувствую на ощупь. Можно попробовать на разрыв пучка волокон. Есть шерсть, которую очень трудно разорвать, а есть которая легко рвется. Вот она скорей всего и даст перевал. Я сейчас использую только троицкую полутонкую, новозеландский кардоцес и немецкий кардочес из магазина Марии Шатровой. С этой шерстью у меня всегда всё в порядке. У меня кажется рассыпалась шерсть какая-то "Валяшка" из длинных пакетиков. Лет сто уже такую не беру.

спасибо, Наталья )

читаю очередную Вашу статью и ловлю себя на мысли, что вступление и первая часть книги о валянии уже готовы. здОрово!

Эллона, спасибо! Ну книга - это сильно круто. Так заметки, может кому окажется полезным.

спасибо) есть желание попробовать, но возможности пока нет... но информация пригодится{#}

Спасибо Елена, я буду рада если что-то пригодится {#}