Сокровища бриллиантов и драгоценных камней России

Одна из печальных страниц в нашей истории.

В 1922 году во всех музеях страны начали работать, так называемые, научно-художественные экспертные комиссии. Их главной задачей было выявление предметов высокой материальной ценности для продажи за рубеж, чтобы вырученные от их продаж деньги направить на нужды государства. В том же 1922 году Ленин подписывает декрет о «Создании Гохрана», учреждения для учета и хранения всех запасов драгоценных камней и благородных металлов страны. В него поступают наиболее значительные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Попали туда и ценности бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, обнаруженные в подвалах Оружейной палаты в апреле 1922 года. Для их изучения была создана специальная комиссия под руководством академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945). Члены комиссии прилагали все силы к тому, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода. По результатам работы комиссии был составлен четырехтомный труд «Алмазный Фонд СССР», включивший подробное описание всех драгоценностей династии Романовых, вывезенных из бриллиантового кабинета Эрмитажа. В начале 20-х годов вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий России. У законных владельцев изымаются ценности, из церквей вывозятся золотые и серебреные вещи, дорогие предметы культа и даже иконы, а сами церкви превращаются в клубы или складские помещения. В специальных мастерских Гохрана из уникальных ювелирных изделий выламываются драгоценные камни, чтобы отдельно продавать бриллианты, жемчуг и благородные металлы. Для этого в Гохране были установлены плавильные печи и кислотные лаборатории. Каждая вещь XVIII-XIX веков, дожившая до наших дней и оставшаяся в России, событие невероятное.

Советские распродажи ценностей за рубежом стали нормой. Подробности и масштабы этих распродаж и по сей день остаются тайной. Безудержный сбыт большевиками антиквариата и драгоценностей не обошелся без скандала. В начале 1925 года на аукционах Амстердама, Антверпена, Берлина, Лондона были узнаны коронные драгоценности династии Романовых. Разразился политический скандал. Стране срочно требовались деньги, но получать кредиты не удавалось. Политические и деловые круги Запада были уверены в том, что ценностей в России не осталось, все разграблено и распродано, а кредиты даются под солидное обеспечение. Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов выставку Алмазного Фонда, куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом. Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии. Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

Иностранцы, посещавшие Россию в XVI и XVII вв., поражались неслыханным богатствам, которые они видели на приемах у великих князей и царей, и привозили на родину рассказы о сказочных уборах из золота. Осыпанных жемчугами, о нарядах, блиставших драгоценными камнями, о царских коронах и посохах с огромными сверкавшими карбункулами, яхонтами и аметистами. Они дивились при виде груд лучшего жемчуга, накопленного в монастырях, и редких камней, украшавших иконы, оклады книг и церковную утварь. Русскому царскому двору была свойственна сказочная пышность Востока: иноземные послы и купцы, изумленные ею, рассказывали на родине о драгоценных камнях, которыми Россию наделила ее природа. Однако в те времена Россия еще не знала своих минеральных богатств, и все самоцветы, которыми восторгались иностранцы, попадали в страну через посредство греческих и бухарских торговцев, из Византии, от кочующих народов Средней Азии или с Запада, через ганзейских купцов. Только гений Петра I создал в России горное дело; страсть к роскоши и пышному строительству, охватившая придворное общество во второй половине XVIII в., побуждала к поискам и к открытию собственных месторождений камня.

Комментарии
Комментариев пока нет