Медовый Спас

Медовый Спас – народно-христианский праздник восточных славян – отмечается в России в воскресенье, 14 августа. На этот же день приходится начало Успенского поста у православных христиан – самого короткого, но почти такого же строгого, как Великий пост.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Медовый Спас также называют Первый Спас, Спас на воде, Маковый Спас, Маковей.

Медовым спас называют в связи с тем, что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник «не заломает сота», то соседние пчелы вытаскают весь мед. По традиции с этого дня разрешалось есть мед, предварительно освятив его в церкви.

На Первый Спас замаливаются «бабьи грехи»: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

Также в этот день в церквях начинали отправлять послеобеденную службу, святили мак, васильки и бархатцы. Из васильков и бархатцев делали отвар, в котором купали больных детей. Считалось, что ванны из бархатцев хорошо помогают при желтухе.

«Спасом на воде» медовый Спас называют в честь малого водосвятия. В этот день освящали колодцы и чистили колодцы, а также совершали крестный ход для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.

После этого дня уже не купались. Наши предки считали этот день последним отрезком летнего времени: лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Именно поэтому существовал обычай на Медовый Спас нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины.

С Медовым Спасом связано начало двухнедельного Успенского поста – Спасовки (14-27 августа). Считается, что Успенский пост по строгости уступает лишь Великому, однако из-за обилия пищи и созревших плодов считается легким.

В первый день поста, 14 августа, женщины пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили знаменитые маковики – вкусные украинские коржики.

(моя анимация)

картинка, открытка, анимация, медовый спас, христианство, православие, праздник, народный, мёд, пост, замаливание грехов, славяне

Комментарии
Комментариев пока нет