Аметистовая история Мурзинки

Аметистовая история Мурзинки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Название происходит от греческого Amethystos; - a — отрицательная частица и methystos — быть пьяным; Amethisto; Amethist; по-персидски «Джамаст». Прозрачный кварц, светло-фиолетового, темно-фиолетового или красно-фиолетового цвета.

Аметист в крупных кристаллах находился на Урале, в гранитных жилах близь Мурзинской слободы, также около деревень Липовой, Шайтанки и в других местах Екатеринбургского уезда.

Такие знаменитые жилы, как Ватиха и Тальян, входящие в Мурзинский аметистовый пояс, славились редкими по красоте и цвету камнями. 

Месторождения Мурзинского района давали камни очень высокого качества: в ювелирном деле наиболее ценится сырьё с розовато-пурпурным и багряно-красным оттенком, ранее добывавшееся в копях Ватихи и Тальяна. Аналогичные кристаллы высочайшего качества находились и на Приполярном Урале.
Правда, такие экземпляры попадались нечасто, и иногда ювелиру требовалось несколько лет, чтобы подобрать нужное их количество для ожерелья.

аметист

самоцветы

Маленькая деревенька Мурзинка спряталась среди лесов, словно хоронясь от сторонних взглядов, на восточном склоне Уральских гор. Здесь в 80 километрах от Нижнего Тагила и в 120 от Екатеринбурга совсем недавно по меркам истории кипела бурная жизнь. 
Ходят слухи, будто три с небольшим века назад здешний крестьянин Мартын нашел на своем огороде камушки. Только деревню выстроили, а он откопал возле дома разноцветные камешки. Мартынов лог прозвали то место. Прознали про богатство Мартына бояре Тумашевы. Отослали каменья в Симбирский приказ да царю. Так и остались рудознатцы Тумашевы в истории как открыватели мурзинских жил самоцветных. Появились здесь со временем и скупщики. За хороший камень корову можно было выручить или лошадь.

Добыча велась 350 лет. Местные жители ничем больше не занимались кроме добычи камней. Это была история везения или неудачи. Идет горщик, кланяется Хозяйке Медной горы, старается, чтобы она не заподозрила корысти, мол, я так, поинтересничать... На копи надо было идти лишь с чистой душой, получив в церкви отпущение грехов. Ибо Природа живая и ее подземные произведения искусства сами выбирают себе хозяина. Недоброму человеку не покажутся они, спрячутся поглубже. Предполагается, что камни тянутся к свету, вот ведь когда на своем огороде убирает человек камни, на следующий год появляются новые, как-то вылазят что ли из-под земли. Горщики считают, что камни тянутся к солнцу.

О богатствах Мурзинского края прослышали итальянцы. На ближайшей к деревеньке горке они стали находить аметисты, поразившие рудознатцев своей красотой да чистотой. Горку ту прозвали Тальяном от слова итальянец. Итальянцы основали тут казенные копи. Сами добывали аметисты в пользу государства, потом у него же скупали и развозили уже по всей Европе. Уникальность тальянских аметистов признали во всем свете. Но кроме аметистов находили здесь бериллы, топазы, турмалины, и даже поговаривают, алмазы. Местные горы больше похожи на поля военных действий: все здесь изрыто вдоль и поперек. Кустарных шахт и промышленных копей на горе Тальян около 300. На соседних горах не меньше. А по всему самоцветному поясу Урала им просто нет числа.

урал

история

В открытых шурфах частенько можно встретить коллекционеров. Три столетия назад горщики вскрывали землю лопатой да киркой. Позже в советские времена техника смогла углубиться на 30 и более метров. Сегодня эти шахты и переходы между ними затоплены или засыпаны, но на отвалах до сих пор находят камушки. Порой человек проходит десятки раз по одному месту и вдруг находит камушек. Множество мистических и сказочных историй рассказывают о драгоценных камнях и рудознатцах.

камни натуральные

Говорят, что по Тальяну бродят духи горщиков, засыпанных в завалах в старинных шахтах. Люди с неординарными способностями повязали вдоль тропинки ленточки-приметки, чтобы указать призракам путь на свободу и отпугнуть их. Есть на Тальяне и совсем новые копи. Одна из них, открытая в 1997 году, получила название Халявка и вполне заслуженно. Сама Хозяйка Медной горы решила одарить людей своими богатствами. Упала старая береза, оголила корни, а в корнях грибники нашли аметисты. Понаехали, выбрали камушки, жила ушла вглубь.
Среди почвы можно проследить как рождаются кристаллы. Темная горизонтальная полоса — собственно жила, ее как начинку слоеного пирога окружают кварцевые породы. Вертикальные темные полосы оставили проводники камней — ядовитые газы, они искали себе выход на поверхность. По таким признакам горщики определяли где искать самоцветные жилы. Сама колыбель драгоценных камней зовется занорышем. В нем, как в инкубаторе, на протяжении миллионов лет природа вершит таинство рождения кристаллов. Своим совершенством повторяют они гармонию строения атома. Особыми приметками для рудознатцев были деревья, необычной формой своей говорившие: «Здесь что-то не так в земле, поищи под моими корнями!».

Никому о своей удаче не рассказывали горщики, дабы не отпугнуть Хозяйку. Не каждому открывала зеленая ящерка свои тайны. А кто ей по сердцу приходился, того осыпала дарами всю жизнь. Самый известный ее любимец Данила Зверев, ставший прообразом Данилы-мастера в сказах П.П.Бажова. Прозвали его профессором камня. В Мурзинку к нему за советом приезжали ученые из столицы, да и из-за границы. Внук Данилы Иван Иванович Зверев также стал рудознатцем. Благодаря ему и появился музей камня в Мурзинке. Он отдал музею все самое дорогое, что у него было.
Мурзинский музей — это культурная матрешка. Сокровища земли Уральской располагаются в здании бывшей Сретинской церкви. Самоцветы и минералы, которые на протяжении трех с лишним веков находят в Мурзинке можно увидеть в Госхране России, во многих зарубежных коллекциях и конечно же здесь в Мурзинском народном минералогическом музее имени академика Ферсмана. У каждого камушка в музее своя история. 
Главное богатство Мурзинки — это прежде всего аметисты с Тальяна и Ватихи. 

камни для украшений

Поражает умение рудознатцев находить именно то место, где под землей проходит самоцветная жила. Отыскивали ее по особым приметкам, и всегда попадали в десяточку. Найдя жилу глубоко под землей, горщики строили шурфы, похожие на колодец. Инструменты были примитивные: лопата, зубило, кайло. И этими инструментами и создавалась самоцветная слава Урала.

Комментарии (25)
Добрый день! Даже очень интересная информация... Благодарю! ;-)

Спасибо за статью.

Вспомнился Д.Н. Мамин-Сибиряк и его очерки о самоцветах, впервые опубликованные в 1890 году. Это целая книжка именно о Мурзинке и её окрестностях, о самоцветах, об их добыче и разных трудностях этого дела.

«Мурзинка – большое село Верхотурского уезда; оно «с незапамятных времён» пользуется репутацией нашей уральской Голконды, как центр самых типичных уральских самоцветов. Считаю нужным оговориться, что Мурзинок на Урале не одна, как есть много Белых и Тёплых гор, речек Каменок, Карасьих озёр; но настоящая Мурзинка одна. Сложились даже свои эпитеты, как «мурзинский камень», потому что самоцветы попадаются по всему Уралу, хотя не в таком количестве и не такого качества, как в Мурзинке. Большая разница между топазом ильменским (Ильменские горы – отрог Южного Урала) и мурзинским, а ещё большая разница между аметистом из Мурзинки или из Богемии. Конечно, такая разница существует только для знатока или, по крайней мере, для любителя, а не для большинства непосвящённой публики. Я беру именно Мурзинку, как типичный уголок, где добывание самоцветов уже утвердилось прочно и создало «интересного мужика», который «любопытничает по части камешков», с одной стороны, а с другой образовалась кучка торгашей, забравших всю торговлю добытыми самоцветами в свои руки».

«Аметист, по преимуществу, встречается только в кварцевых жилах, которыми прослаивается гранит. Такие жилы кварца не отличаются особенной величиной и наполнены пустотами, в которых, главным образом, и встречаются щётки аметистов. Уральский аметист не знает соперников, хотя бразильские аметисты и окрашены гуще. Ещё ниже бразильских ценятся саксонские, шотландские и тирольские аметисты, которые на рынке камней почему-то носят общее название «богемских аметистов». Аметист легко обделывается, сравнительно недорог и поэтому остаётся любимым камнем средней публики. Ценятся больше всего аметисты тёмной воды, впадающей в синие тона. Конечно, существует масса подделок, но настоящий аметист всегда легко отличить: стоит только опустить его в чистую воду, и вся краска в камне сбежится в одну точку или образует неправильные полосы. Попутно с аметистом особенно много встречается горного хрусталя как бесцветного, так и дымчатого. Этот не особенно видный камень в промышленности и торговле едва ли имеет не больше значения, чем его дорогие собратья. По крайней мере, до сих пор русские горные хрустали удерживают за собой рынок в Западной Европе, а идёт их туда со всего Урала и из Сибири несметное количество. Отдельные экземпляры дымчатого горного хрусталя достигают веса в несколько пудов. Один такой кристалл стоял, вместо тумбы у какого-то дома в Екатеринбурге, пока его не заметил проезжий минералог и не отправил, как редкость, в один из столичных музеев. Самыми ценными остаются, всё-таки, мурзинские горные хрустали, особенно золотистого или розового цвета. Это последнее вызывает, конечно, усиленную подделку: обыкновенно отжигают раух-топазы, запекая их в тесто.

Соперником Мурзинки по богатству и разнообразию минералов служат Ильменские горы, отрог Южного Урала. Там, в доброе старое время заложены десятки всевозможных копей, но южно-уральский камень имеет скорее научное, а не промышленное значение». (Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Самоцветы. Очерки». – Нижний Тагил, 2013).

Спасибо за публикацию! Захотелось собрать рюкзак и посетить эти чудные места!

длжд 17.08.2016

Интересно и познавательно

Ольга. Olive. 12.08.2016

Спасибо Вам большое! Очень интересно, да-да, уральский сказ! Прикосновение к таинственной уральской старине!

Ирина (swecha) 12.08.2016

Спасибо, с интересом прочитала!

Горняки-самая мужественная профессия!Даже не представляю, как можно спуститься под землю,зная,что там можно остаться навсегда!

Спасибо за статью! Теперь и самой захотелось походить по тем местам и поискать камешки :)

Очень интересная статья. Прочитала с удовольствием! Спасибо.

Обожаю аметисты! Статья очень интересная, не уступает сказам Бажова. Спасибо, прочитала с удовольствием!

Как интересно! Понравилась и сама история, и манера повествования {#}.

Большое спасибо за публикацию! Чудесный рассказ - прочитала с интересом))

Ах, как интересно поведали, словно сказку сказали!!! Спасибо!

Такая интересная публикация, спасибо! Сразу вспоминается Бажов и Хозяйка медной горы)) Один из любимых авторов в детстве.

Сказ хороший, прямо бажовский. Спасибо, порадовали! Приятно было почитать про наши уральские места.

Будто скачки Бажова в современном прочтении читаю! Аж дух захватывает! Спасибо за интересную публикацию{#}

Спасибо!

Изумительный рассказ. Урал - вообще волшебный край. Очень люблю Урал и восхищаюсь им все время. 9 лет моей жизни, но какие чудесные!

DeLuca 11.08.2016

Читается, как сказка в детстве про клады. Спасибо, интересно!

Спасибо за статью!{#} Я как раз из Екатеринбурга! Наша земля полна такими историями. Когда-то точно так же случайно нашли на Урале изумруды.

Для туристов из других городов и иностранцев главные сувениры с Урала- самоцветы. А мы здесь живём и практически не обращаем внимание на богатства природы- пригляделись и привыкли.{#}

А у вас в магазине отличные работы!{#}

Спасибо большое за интересную и познавательную публикацию!
The CHM VINTAGE 11.08.2016

Как я люблю читать такие познавательные публикации! Спасибо!:)

ТАТОША 11.08.2016

спасибо, очень интересно!

С интересом прочитала статью. Спасибо.

Очень интересно! Спасибо за публикацию)