> Журнал > Публикации > История рукоделия > «Крестецкая строчка» — старинное ремесло строчевой вышивки

«Крестецкая строчка» — старинное ремесло строчевой вышивки

Виды творчества:   Вышивка
«Крестецкая строчка» — старинное ремесло строчевой вышивки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я сегодня хочу рассказать  про очень интересное ремеслео, так называемую, строчевую вышивку.
Начну по порядку, познакомилась я недавно с одной женщиной, которая творит такие чудесные вещи из простого льняного полотна! Материал грубоватый, почти рогожа, но зато натуральный. Женщина эта, как и я, носитель старинного ремесла, я думала, такие уже перевелись, а их целый городок, да не где-нибудь, а у нас в области. Город этот называется Крестцы, и живут там, сплошь и рядом рукодельницы, делают красоту под названием «крестецкая строчка».

крестецкая строчка

На Ярмарке Мастеров была уже публикация об этом, но мне захотелось раскрыть тему поподробнее, не глазами туриста, а глазами местного жителя, так сказать, и понять с чего же началась вот эта красота.

ручная работа

Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Надомный промысел Крестецкая строчка распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области.

старинное ремесло

Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. 

строчевая вышивка

крестцы

великий новгород

сувениры

Издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других районов занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из полотна выдергивали нити, превращая его в сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры. 

лен

В 1910-е гг. выделяются два центра строчевой вышивки — крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени складываются местные особенности строчки, получившей название крестецкой. Определяющую роль в ее формировании сыграло создание сновочной строчки (сновки — дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной канве сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра. Крестецкими и валдайскими мастерицами было разработано много разнообразных гипюрных узоров: «старинный», «рассыпной», «мыльный пузырь», «тарлата», «вологодское стекло» и др. 

Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. На выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры. Важным этапом в развитии промысла стала организация в 1930 г. Крестецкого межрайонного строчевого промыслового союза, объединившего многочисленные артели и мастерские. Создается экспериментальная лаборатория «Строчпромсоюза», в которой велась разработка новых вариантов гипюрных орнаментов и их комбинаций. Появление с середины 1950-х гг. машинной строчки не прервало традиции ручной вышивки. На фабрике «Крестецкая строчка», основанной в 1959 г., существует цех ручной строчки и экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.

Крестецкие изделия неоднократно экспонировались на зарубежных и отечественных выставках, в том числе и в Новгородском музее, в залах которого в 1976-1977 гг. была развернута выставка «Творчество крестецких мастериц», построенная на материалах музея фабрики «Крестецкая строчка». Произведения крестецких вышивальщиц в разное время входили в состав целого ряда комплексных выставок Новгородского музея: «Современное декоративно-прикладное искусство» (1957 г.), «Достояние народа» (1980 г.), «Промышленность Новгородской области» (1982 г.), «Русская народная вышивка конца XIX-XX вв. в собрании Новгородского музея» (конец 1980-х гг.). Первая монографическая выставка, посвященная крестецкой строчке и созданная на основе собрания Новгородского музея, была открыта 6 июня 2002 г. в пяти залах здания Лихудова корпуса и экспонировалась более трех лет (до 26 сентября 2005 г.). Масштаб выставки позволил достаточно полно представить богатейшую коллекцию крестецкой строчевой вышивки Новгородского музея, а также показать развитие промысла с его зарождения до наших дней. 

Спасибо всем, кто дочитал до конца! На удивление самой, было интересно узнать столько нового о местах, где родилась и выросла. Воистину, порой стоит только оглянуться и прямо рядом можно найти столько интересного и чудесных людей, которые обладают замечательными знаниями!
P.s.:Если кому-то покажется, что в публикации маловато фотографий, то это сделанно намеренно, чтобы вызвать у вас интерес развить тему самостоятельно и может быть приехать к нам в город и посетить музей, а может быть и саму фабрику!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email