Как наладить творческий процесс, или Договорись с собой!

  • Рубрика: Хитрости и советы / Lifehack
  • Виды творчества: Скрапбукинг

Должна сразу признаться, я обожаю раздел «Журнал», люблю читать публикации на разные темы, смотреть полезные мастер-классы и много раз задумывалась написать что-то свое, но, если честно говорить, стеснялась. Притом, что «возраст» моего магазина на Ярмарке Мастеров уже не мал  и как мастер я не новичок, но написание какой-либо статьи повергало меня в страх и ужас.

творческий процесс

Возможно, вы зададитесь вопросом, в чем же причина моего страха?!

Ответ достаточно обыденный. Я все время думала, чему я могу кого-то научить, ведь не я все это придумала, поэтому и учить не мое дело. И вот я нашла выход из этой ситуации. Меня осенило, что учить не обязательно, можно пойти другим путем. Можно просто поделиться своими рассуждениями, вдруг они кому-то будут полезны.

Часто, изучая публикации в Журнале, я заметила, что одна из самых волнующих всех ярмарчан тем — это продажи, как научиться это делать и как это делать более эффективно.

Действительно! Давайте будем откровенны.

Мы все зависим от продаж:  не будет продаж, не будет возможности снова сесть «за верстак», дабы создать новый рукотворный шедевр.

Так как продажи — это основой двигатель творчества, кто бы что ни говорил, а творчество в современных реалиях не дешевое удовольствие, и элементарная закупка материала требует средств. Материалы, которыми все мы пользуемся, зачастую импортные, подорожали из-за курсовой разницы.

 И даже если рукодельница планирует творить исключительно ради удовольствия и не морочить себе голову продажами, средства на закупки материалов все равно найти придется. Если без продаж, значит, эти средства будут «отъедены» из семейного бюджета, что априори не хорошо.

Почему не хорошо?! Не хорошо, потому что далеко не все могут себе это позволить, семейные бюджеты, как говорится, они не резиновые, денежки в них зарабатываются не просто, поэтому сказать, что вот прям так легко вытащить оттуда лишние (бывают ли лишние ?!) 5-7 тысяч рублей в месяц на творчество, это только легко сказать…

Поэтому мы продаем или ищем способы продавать, чтобы иметь возможность дальше творить. Замкнутый круг, но это обычная жизнь любого творческого человека.

Творец, он сродни зависимому от какой-либо привычки человеку:  мастер создал один шедевр, и еще хочется.

Поэтому я решилась на написание публикации.  Но моя публикация будет не о продажах :) Неожиданно?!

Извиняюсь, если кого-то заманила вводными рассуждениями на важнейшую из важнейших тем.

как наладить

Я хотела бы порассуждать на тему: «Если ваши усилия по продвижению магазина дают плоды,  как справиться с растущим объемом заказов».

Сразу оговорюсь, что я буду опираться исключительно на свой «случай».

И заранее прощу прощения у тех читателей, кому статья покажется неинтересной или не несущей практической пользы, но ведь все мы разные, на разной стадии развития творческого процесса, поэтому строго не судите. 

Я работающий мастер. Как принято говорить, «на дядю».

У меня стандартный график 5/2, с 8 до 17, без учета дороги, пробок и прочих периодических нужностей.

Работа моя приносит мне средства, но не приносит морального удовольствия. Поэтому несколько лет назад я занялась творчеством.

Чаще всего я домой попадаю после 18 часов, в любимый и уютный дом, в котором периодически заканчивается обед, зверствует пыль на полках, зарастает травой палисадник и так далее.

В общем, я живу нормальной жизнью обычного счастливого человека, с его каждодневными усилиями. Но ведь часть моего мозга поражена творчеством. И кроме домашних обязанностей, хочется найти время на приятный труд.

И вот тут-то и начинается публикация по теме.

Как наладить тот самый творческий процесс, какие использовать уловки для того, чтобы выкроить больше времени из дня трудоустроенного человека, как многое успеть, и порядок в доме сохранить, мужа вкусно накормить и творить, творить, творить…

1. «Договорись с собой!»

Суть в том, что в начале своего творческого пути, я себе пообещала, что буду подстраиваться под меняющиеся объемы заказов, то есть я никогда не отказываю заказчикам из-за загруженности.

Если покупатель обращается ко мне, я отношусь к этому с благодарностью. И даже если у меня очередь в этот момент достаточно приличная, я ищу возможность вклинить покупателя в строй.

Для этого я использую разные методы. Если заказ небольшой, например, это открытка, делать ее не так долго, и, естественно, покупатель не должен ждать месяц, пока я свои заказы подделаю, я открываю блокнот и выискиваю местечко между ближайшими большими заказами.

Большим заказам это не вредит, так как когда я беру подобный заказ, я всегда стараюсь назвать чуть большие сроки именно потому, что часто приходится вклинивать мелкие.

Особенно этот метод полезен при работе с постоянными покупателями.

Есть у меня покупательница, она заказывает исключительно открытки, и всегда в очень короткие сроками, я никогда ей не отказываю, хоть это бывает и не просто.

Мне нравится, что покупатель возвращается ко мне при каждой своей необходимости, поэтому иногда мне приходится делать ей открытку к утру или, наоборот, на вечер.

Да, это не всегда удобно, но если заранее договориться с собой, тогда это не будет выглядеть повинностью или ущемлением себя.

Правда, должна повториться, что на подобные уступки я иду в части постоянных покупателей, то есть  это все же исключительный момент, чем правило поведения со всеми покупателями. Иначе просто не останется времени на семью, сон и тем более жизненных сил.

Но иногда можно позволить себе потрудиться чуть больше, зная,  что в благодарность покупатель придет к тебе снова.

хендмейд

2. «Делай вперед».

Этот метод очень полезен при изготовлении блокнотов, книг пожеланий, альбомов и так далее.

Смысл его в том, чтобы делать заготовки, когда есть оказия, а не когда придет их очередь.

Итак, к примеру, я знаю, что взяла несколько подобных заказов на ближайший месяц, я делаю внутренние блоки для них все сразу, печатаю, сгибаю, сшиваю и везу резать в типографию. И пусть потом эти заготовки могут лежать в шкафу, ожидая свой очереди, они уже готовы. А когда выдастся удобная минутка, я могу схватить любую и оформить.

Также я делаю всегда два-три блока в запас.  Например, мне не заказывали кулинарную книгу, но я знаю, что блоков, не оформленных у меня не осталось, я сшиваю и их и кучей везу обрезать, иногда такие блоки лежат не одну неделю, так как нет времени взяться поработать просто для наличия.

Но иногда такие «запасные» блоки очень вовремя пригождаются. Звонит заказчик и, очень извиняясь за малые сроки, интересуется, могу ли я кулинарную книгу сделать за три дня.

И казалось бы, надежды нет на это, а я раз и могу :)

Достаю блок из шкафчика и оформляю обложечку.

Когда доктор сыт, и пациенту легче. Заказчик счастлив и мне приятно.

хендмейд как бизнес

3. «Пиши список».

Вы скажете, это банально! Да, банально, но удобно.

Я пишу списки, что мне надо сделать, и в них есть один необычный моментик.

В процессе творческого развития к обычному списку добавилась дата.

Объясню. Я пишу список дел на конкретный день.

Суть в том, что если я что-то не доделываю в этот день, задача переходит в следующий, тем самым смещая будущие дела.

Работа затягивается, результат откладывается, и сдача заказов переноситься.

Это неудобно и стыдно. Стыдно мне перед собой, что задачу себя поставила, но не выполнила, отвлекаясь на что-то еще.      

Обещаешь – выполняй.

А если доделаю все из списка, ложусь спать с легким сердцем, день прожит не зря, все спланированное сделала, и встаешь утром с ощущением, что долгов не висит.

ручная работа

4. «Кто хорошо работает – тот потом отдыхает».

Этот метод мне помогает построить свое время таким образом, чтобы высвободить немного времени для себя, на отдых, чтение книг, просмотр фильмов, общение с семьей.

Суть в том, что если раньше я больше рукодельных дел оставляла на выходные (от основной работы) дни, то теперь наоборот, я стараюсь большую часть заказов обработать в будни, чтобы в выходные уделить время себе и близким, сходить на день рождения, посидеть с чашечкой чая в своем саду, сходить погулять или почитать.

То же самое касается работы по дому, уборку, стирку и приготовление еды я стараюсь делать в будни.

Но помогает мне этот метод только в случае планирования в понедельник, на всю неделю, я составляю примерный график, в какой вечер за какую работу я берусь. И тем самым, идя по заготовленную графику, к пятнице я «подчищаю» хвосты этой недельки.

Иногда это не просто, особенно когда случится какие-нибудь внеплановые дела и накладки, или другие отвлекающие факторы, но я стараюсь, иначе жизнь пролетит без удовольствий.

скрапости и скрапульки

5. «Называй разумные сроки».

В начале творческого пути почти наверняка каждый из нас совершал те или иные ошибки, моей ошибкой было стеснение назвать заказчику более долгие сроки.

В силу высокой конкуренции  кажется, что никто не намерен ждать, покупатель уйдет к другого мастеру, коих немало. Поэтому называешь заведомо губительные сроки для себя, потом работаешь ночами, недосыпаешь и даже заказу не рад.

Я думаю, это в корне не верный и контрпродуктивный подход, творчество должно быть в радость и удовольствие.

Однажды, мне заказали одновременно два больших детских альбома, но я в силу еще малого опыта, постеснялась сказать заказчицам, что мне надо чей-то альбом сделать вначале, а кому-то из них придется потерпеть, я не могу два таких масштабных проекта делать сразу, есть вероятность перепутать все на свете, и сделать не качественное изделие.

Я боялась обидеть кого-то из них. В итоге, назвала хоть и относительно реальные сроки, но из-за накладок все пошло не по задуманному сценарию, и второй альбом вовремя сделать не удалось. Мне было очень неловко, хоть меня покупатель и не торопила, но тем не менее. После этого случая, я не создаю себе дополнительных сложностей.

Лучше назвать чуть больший срок и сделать раньше.

хитрости и советы

И несмотря на все усилия, как бы много времени не удавалось урвать на творчество, это настолько увлекательный процесс, что можно заниматься им бесконечно долго.  Всегда хочется освоить какое-то новое направление или технику, сходить на «живой» мастер-класс, научится классно обрабатывать фотографии, и много чего еще.

Поэтому полезных уловок никогда много не бывает, и, если вам было не скучно читать и вы хотите поделиться в комментариях  какими-то полезными методами для организации творческого процесса, я буду вам за это очень признательна.

Спасибо за внимание!

С уважением, Надежда. Мастерская «Скрапости и Скрапульки».

P.S.: все фотографии маленьких обаяшек взяты из интернета.

Комментарии (44)

Ох это планирование... Я лично не умею. {#} Всё делаю по вдохновению.

Если нет у меня сил (даже при наличии желания) посвятить время продажам, не буду насиловать себя. (Исключение - работа под заказ и чётко ограниченные сроки).

Не знаю как и не хочу загонять себя в рамки. Особенно остро поняла это, родив ребёнка.

Прихожу домой с работы, дела сделаю...и вроде надо "работать" в творческом направлении, запланировала эту работу.(Притом отлично понимаю, что надо, если я хочу держать продажи). Но на улице солнце, тепло, ребёнок хочет гулять. И что я выберу? Конечно гулять с ребёнком!!! Если заказ - выполню к ночи, если текущая работа - даже не переживаю, семья важнее. {#}

Добрый день, Светлана!

спасибо за комментарий,

абсолютно с вами согласна, семья на первом месте, и да, в весенне-летнее время планировать особо тяжело, так как солнышко очень манит выйти из дома и погреться в его лучах!

И не надо этому препятствовать)) если вам комфортнее так, как вы поступаете, я думаю,это единственно верный путь. А если же вы захотите "усилить свои позиции" в продажах, я уверена и желание у вас найдется.

Однако же, большое заблуждение думать , что только вам тяжело найти желание планировать свою жизнь и дела,

всем тяжело это дается, каждому в своей степени, у меня тоже бывают "ленивые" дни, ну не хочу работать и все тут, и надо, и срочное есть, а я не хочу!иногда уговариваю себя, иногда нет) даю себе возможность закрыть глаза на безделье, но всегда надо понимать, что если сегодня отдыхаешь - завтра работаешь вдвойне.

Благодарю за публикацию, очень вдохновляющая! Очень понравилась ваша оптимистичная фраз "я стараюсь, иначе жизнь пролетит без удовольствий".

Добрый день, Марина! спасибо за комментарий!

я по сути оптимистичный реалист, если можно так сказать. Мне всегда хочется думать и видеть хорошее, а уж тем более стремится к лучшему результату. Но я понимаю что без моих усилий этого не случится, поэтому я строю планы, и обдумываю свои шаги на пути к выполнению плана.

Конечно, можно хотя бы "лечь в направлении мечты", но мне кажется "идти к мечте" получится быстрее.

Статья длинная,но читается легко.

Тоже планирую на весь день( и на неделю). Но иногда могу и отступить от плана- мы же не роботы!

(А если доделаю все из списка, ложусь спать с легким сердцем, день прожит не зря, все спланированное сделала, и встаешь утром с ощущением, что долгов не висит.)- с этим полностью согласна!

Про разумные сроки( и сроки с запасом) тоже согласна- всегда держу в уме форс-мажор. Торопиться не люблю,тогда нет удовольствия от творчества.

Как уменьшить количество заказов,если их слишком много?- наверно это каждый мастер мечтает, чтоб у него было постоянно так много заказов,чтоб их количество нужно было регулировать.{#}

Спасибо,что затронули такую тему!

Татьяна, добрый вечер! Спасибо за комментарий!

Про уменьшение количества заказов это вы , пожалуй, из комментариев подхватили) я об этом не мечтаю, меня очень устраивает их увеличение)))))

Мозг "заражён" идеями....+ ещё натура увлекающаяся+ в год козы родилась (скачу постоянно {#})+ по знаку зодиака- весы (а у весов ТОЧНО золотой середины нет),,,,вот и клинит- если творить,-то творить, если дети- то дети,,,,и т.п.

Поэтому, если можно так сказать: "Горжусь людьми, которые могут распоряжаться временем!!!!" Они- настоящие молодцы. И Вам, спасибо))))

Ой, девочки,,,,я похоже одна такая- неорганизованная(((( Пыталась планировать ещё со школы и поражалась, как это? У людей получается, а у меня нет?! Вот ВСЕГДА что-нибудь или кто-нибудь помешает, отвлекёт, вклинится,,,и как быть?

Добрый день, Ирина! Спасибо за комментарий! зря думаете что другим организация времени даётся легко)) Всегда найдётся что-то, что будет вас отвлекать! Думаю что все сталкиваются с одной и той же проблемой, решать её не просто,но я поставила себе задачу найти способ совместить работу, семью, уход за домом и творчество, чтобы ничего не страдало. При этом лишив себя , например, просмотра телевизора, зависания в соц.сетях, и тому подобного ненужного времяпровождения) Расставьте приоритеты, что вы хотите точно успеть, а от чего вполне сможете отказаться не страдая!

Да, заготовки - это вещь полезная! Когда заказывают котика, то делаю сразу ещё одну такую же заготовку - в 90% случаев в ближайшее время будет такой же заказ)

добрый день, Ольга! спасибо за комментарий!

да, заготовки бывают очень даже вовремя)) понятно, что не всегда удается четко угадать какую же заготовку сделать на будущее, но часто я попадаю "в струю спроса" среди своих заказчиков.

С объемом заказов научилась справляться путём очерёдности их исполнения - никаких "вклиниваний", только очередь, чтобы избежать нервотрёпки.

На счёт "делай вперёд" - а как иначе-то подготовиться к выставкам? Нет, это уже образ жизни - встал, сделал необходимые домашние дела и вперёд image

Добрый день, Лида, спасибо за комментарий,

у вас чудесный магазин, я буквально сегодня заходила посмотреть и публикацию вашу тоже прочитала по дороге на работу))

в моей случае вклинивать очень часто приходится именно мелочи, открытку, коробочку, шоколадницу и т.д.

Покупатели часто просто не закладывают месяц на заказ открытки, и тогда в конец очереди не поставишь)

Спасибо image

Когда скапливается несколько внеочередных мелочей, они легко могут превратиться в большую проблему image

Вполне возможно, особенно перед отпуском так происходит)

как только начинаешь собирать чемодан, сразу заказы сыпятся!

Только что писала письмо с извинениями, связанное с неразберихой предотпускной image

Надежда, на мой взгляд, отличная статья: все по сути, без воды. Планирование - наше все. Я тоже не могла с собой договориться, пока не начала писать списки всего, что есть в моей жизни. Не только по материалам или подчеты расходов, а также и некоторые домашние важности, и сразу в голове освободилось много места для "дальнейшего поражения". Спасибо за публикацию!

Ирина, добрый день, спасибо за комментарий,

должно быть у нас с вами один подход))

Надежда, вы решились на написание публикации не зря. Один человек вам уже благодарен {#}. Спасибо!

Спасибо, что задачку договориться с собой вывели в фокус внимания. Для меня ее успешно решить архиважно сейчас.

Когда жизнь идет ровно, как по накатанной, все пункты работают, если их в работу включить и самой включиться в четкий процесс. А вот если жизнь выбивается из привычного ритма, если меняется в ней что-то кардинально, и никаким написанным планам на день-неделю-месяц-год ее подчинить простыми и понятными способами не получается, пора ..."садиться за стол переговоров". С самой собой в первую очередь.

В этом году с пятым пунктом у меня совсем беда. Столько извиняться перед заказчиками за срыв сроков, сколько я сейчас извиняюсь, мне не приходилось. Вот пока не договорюсь с собой, пока не завершу все процессы и заказы, которые уже есть, новых решила не брать совсем. Такая перезагрузка {#}.
Когда доктор сыт, и пациенту легче. Мастер спокоен, собран, организованно и вдохновенно трудится - и заказчик с качественным сервисом. А сервис в нашем деле - всё!

Единственный пункт, который лично мне не подходит, это третий. Чувство вины за незавершенки прошедшего дня мне портит всю картину текущего.
В моем ежедневнике все нужные дела идут общим списком, но дата, когда дело записано ставится обязательно. Около каждой строчки-дела стоит предположительное количество часов/минут, которые надо затратить.
Далее все просто. Утром из списка выбираются сначала важные и срочные с большой циферкой времени. В обязательном перерыве на отдых выискивается из списка дело с маленьким временем на выполнение и не сильно трудозатратное, которое вполне сойдет за отдых. И так далее, проще говоря творческая работа со списком дел.
Чем больше вычеркивается выполненных, тем на душе легче. И общая картина всегда перед глазами. Отвертеться забыть не получится.{#}

Долго я такие списки вела и все успевала. Потом случились перемены (приятные, но дезорганизующие {#}{#}) и все, списки забыты, и вот результат - в рабочий процесс вкралась, с позволения сказать, энтропия.

Надежда, спасибо еще раз! Встряхнули легонько. {#}

добрый день, Марина! спасибо за комментарий,

о да, чувство вины это возможно лично моя заморока, но должна вам сказать, тот маленький вредный человечек, который сидит внутри меня, и постоянно корит за не сделанное, он неплохо выполняет поставленные перед ним задачи))))

для меня внутренняя критика, скажем так, очень сильный пинок в сторону "иди и делай" от "не сиди и не ной, что ничего не успеваешь")))

я живу по принципу: " хочу успеть, что для этого нужно сделать"))

Конструктивный подход. Заучу-ка я себе эти золотые слова: "Хочу успеть! Что для этого нужно сделать?"
Еще один вопрос себе мне очень помогает: "Что надо перестать делать, чтобы успеть то, что я хочу сделать?"
Когда я задумаешься, что крадет ценное время, от некоторых дел запросто можно отказаться, а часть из них свести к минимуму или определить четкое время.

На самом деле в режиме учета времени постоянно жить неинтересно. Но как временная мера вполне такой режим применим. Чтобы потом с легкой душой выполнять пункт четвертый {#}{#}.

очень правильный вопрос, потому как я тоже за собой подмечаю что бывает отвлекаюсь на ерунду всякую)))

и тут вы совершенно правы, постоянно жить, считая время нельзя. Надо отдыхать,и от графика тоже, если есть возможность дать себе поблажку, поработать медленно, не торопясь, когда нет заказов, это обязательно надо сделать)) чтобы разнообразить процесс.

Списки не пишу,планы не строю.Работаю.

добрый день, Наталья! спасибо за комментарий, у каждого мастера свой метод)

это всего лишь мои умозаключения и мой стиль работы, не факт что он кому-то еще удобен)

Надежда!Вы молодец!Смогли упорядочить свою жизнь.У меня это никогда не получалось.Вы правы,каждому своё.

Спасибо, Наталья! смогла хоть немного) и все равно постоянно обумываю, где бы еще времечка урвать)но так чтобы не в ущерб семье и здоровью)

А меня зацепила фраза: " Продажи- двигатель творчества" , не могу согласиться, творчество и ремесло, это разные понятия, а статья замечательная))) в конце концов, если бы это было так, мы не узнали бы огромное количество мировых художественных шедевров)))

Спасибо за ваши мысли, много интересного и полезного.

добрый день, Алена!спасибо за комментарий,

возможно мы с вами разный смысл вкладываем в эту фразу,

я поставила для себя задачу не тянуть деньги из зарплаты для творчества, весь инструмент и материал, который я покупаю для скрапбукинга, я покупаю на строго заработанные скрапбукингом средства.

Поэтому, исключительно для меня, продажи двигают мое творчество.

RosyRosyShop / Анна 26.07.2016

ох, время-время)) больная тема )) особенно ощущается его нехватка, когда не терпится новую идею реализовать )) я прям в такие моменты "вся чешуся" ))))

и еще поняла, что надо списки покороче писать {#} а то как понастроишь планов наполеоновских))

добрый день, Анна!спасибо за комментарий,

да, пожалуй, вы правы, списки из 100500 пунктов нам только навредят))) если следовать моему опыту "пока не доделаешь-спать не пойдешь"))))

обычно, в моем списке на день 7-8 пунктов, и чаще всего выполняю, если, конечно, лень не пригвоздит к дивану))(ничто человеческое нам ведь не чуждо)))

Спасибо за статью! Вопрос, который мучает меня в статье нашел "как справиться с растущим объемом заказов", а ответа на него так и не увидел. И помощник никакой не поможет - нет у меня неквалифицированной работы.

Андрей! Ответ на ваш вопрос прост. Повышение цены. Заказов станет меньше. Работы меньше + доход больше или сохранится на том же уровне. (это не я придумала))) {#} Регулирование спроса - ценой

WlaDana 26.07.2016

Анжелика, такой маневр есть - искусственно нарастить цену. Я до апреля тоже ощущала себя "негром на плантации", а потом глянула: "Батюшки, что за цены у меня в магазине?"

Ха, а народ-то привык. Зачем покупать по более высокой цене? Пускай и в кризис. Все экономят и жаждут привычную продукцию по привычной цене!!

Перескочить на новую нишу потребителей, увы, очень сложно!

Анжелика, да и так за последний год в 2-3 раза поднял цены, уже стал одним из самых дорогих в своем сегменте. Куда уж дальше поднимать {#} Тут последнюю братину выставил за 12 тыщ, сроду по таким ценам не продавал, думал 100 лет буду продавать - через 2 дня забрали и еще 2 раза заказали.

Андрей, вот и классно вышло, и не бесплатно поработал, и ещё пару таких заказов можно и в отпуск идти {#}

Татьяна, да какой там отпуск {#} Дрель гавкнулась, лобзик на последнем издыхании, дерево кончилось - только и успеваешь дырки затыкать! А тут еще и гости понаехали, развлекай их теперь!{#}

Андрей, Дрель надо купить {#}, а я взаймы попросила, дырочки сверлю, жаль в отпуск наверно не дадут

Так скоро глядишь и 100 тыщ в месяц будет?! ))))) .... Делайте выводы Андрей {#} (в ресторан пойдем! {#} ))))))

Андрей! Как же я Вас понимаю!!! Я сама уже 3 раза цены поднимала на 100%, но все равно чувствую себя китайцем в швейном цеху))))))))

Добрый день, Андрей!спасибо за комментарий,

соглашусь, что планирование не всем подходит, и возможно для ваших нужд это не решение)

более того, кому то покажется это скукотищей, но лично мне помогает)) я стала больше успевать)

Андрюша, а я знаю {#} надо увеличить цену на товар.

ещё добавлю, лучше пусть будут побольше товара готового, и чтоб выбор был,

тогда не придётся работать как сумашедший. Сейчас такая пора можно и спокойно поработать.

Зацепила фраза "Но ведь часть моего мозга поражена творчеством". Как верно подмечено, мозг поражен!!! Иначе не назовешь {#}

добрый день))) спасибо за комментарий)

после того, как я решила заниматься творчеством, поняла что мой мозг уже не станет прежним) и это прекрасно)))