> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Советские елочные игрушки в моей коллекции.

Советские елочные игрушки в моей коллекции.

Виды творчества:   Декорирование

Помните? Это отрывок из "Чук и Гек" Аркадия Гайдара. С него и начнем

«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было…».

 Вот и прошла новогодняя ночь, отгрохотали за окном петарды и салюты, оливье съеден, подарки подарены. Елка отстояла свою самую главную ночь в году, сверкая гирляндами и поблескивая разноцветными шарами...Для нас, нынешних жителей России, привычно наряжать елку и отмечать Новый год и Рождество.

А ведь в России был период, когда праздновать Новый год и наряжать елки было запрещено. Посчитали "отцы революции" это действо буржуазным пережитком. Начался этот период в 1925 г., окончательная отмена Рождества произошла в 1929 г. С ней отменили и обычай ставить елку, которая стала называться “поповским” обычаем. (Борьба с религией и религиозными "пережитками" в тот период велась очень активно)

И только в конце 1935 г. было принято решение о возобновлении празднования Нового года. Тогда же разрешили устанавливать и наряжать елку — уже не рождественскую, а новогоднюю — советскую. Артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли "строители коммунизма"- красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты (ну, любил тов. Сталин цирк ). Кроме ваты в производстве использовали серебристый картон. Склеивали между собой две выпуклые половинки будущей игрушки. Такие фигурки напоминали "дрезденские" картонажные дореволюционные игрушки, но были более плоскими. Кусочки картона с тиснением покрывали серебристой фольгой, а потом красили из распылителя порошковыми красками. Картонажные елочные игрушки выпускались очень долго, вплоть до 1980-х годов.

 новогодние игрушки

( к сожалению, в моей коллекции, они уже изрядно покоцаны временем...)

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, Красная Шапочка, Кот в сапогах, доктор Айболит. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.
Игрушки 30-х годов сделаны из ваты, картона и стекла, поскольку до 35 года производства елочных игрушек в стране не существовало. Редчайшими экспонатами считаются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, грибочки, зайчики-лисички.Елочные украшения из ваты были очень популярны в 30-60-е гг. двадцатого века в СССР. Производство ватных игрушек осуществлялось различными способами, в том числе намоткой на станке-веретене.

 советские елочные игрушки

Еще до войны начали выпускать и стеклянные игрушки, а первая фабрика «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, машины, фигурки зверей. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, среди них есть уникальные экспонаты — например, шары с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса.

шаров с портретами у меня нет, зато есть вот такой стеклянный кофейничек

елочные игрушки

Уникальны и редки елочные игрушки военного времени. В столь сложное время производство елочных украшений не прекращали, но в условиях дефицита материала игрушки штамповали из жести, а затем раскрашивали. На заводе «Москабель» крутили проволочные украшения из отходов производства, получались великолепные работы: клетки для птиц, звезды из переплетенных золотисто-красных нитей. Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Из того, что было под рукой.

С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». С этого момента стали выпускать игрушки мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики.

 история елочной игрушки

К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде часов, стрелка которых замерла на "без пяти двенадцать". -"Пять минут, пять минут- это много или мало..."
Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех республик СССР.

С начала 50-х годов в стране появились подарочные наборы игрушек-малюток. И елочки были им под стать- такие же маленькие. Что было очень удобно, ведь большинство советских людей жили в стесненных условиях советских коммуналок. Этими миниатюрами можно и сейчас украсить игрушечную елочку.
В начале пятидесятых годов во многих домах появились елочные украшения, связанные с Китаем: чудесные китайские фонарики, шарики с надписями «Москва - Пекин», большие шары с портретами Мао Цзэдуна.

После полета в космос была выпущена серия советской елочной игрушки — украшения в виде спутников, ракет и космонавтов.

К сожалению, в середине 60-х годов произошел отказ от технологий, требующих ручной работы, а производство игрушек было поставлено на поток. Игрушки потеряли свою уникальность, "тонкость" исполнения, стали более грубыми, менее прописанными и разнообразными. Поэтому к коллекционным в основном относятся елочные украшения, произведенные до 1966 года.

В семидесятые вместо непременной красной звезды, водружаемой на макушку ели,  появляются множество верхушек-пик - совсем по-западному. Первые наши пики- наконечник появились в виде ракеты, отрывающейся от земли (60-е гг).

ракет у меня тоже нет- только наконечники- пики

 Среди игрушек, произведенных в 70-е годы часто можно встретить игрушки из пенопласта. Ну а что? По крайней мере они точно не разобьются)

Вот так по елочным игрушкам вполне можно прочитать как историю страны, так и историю семьи.

_____________________________________________________________________________________

Один из самых старых шаров, хранящихся дома. Покрыт фосфором и весьма облезлый...время не щадит никого...

 И в конце, небольшая подборка елочных игрушек. Понастальгируем?

Колокольчики- все имеют "голос"

Еще один наконечник. Была и пятиконечная звезда, с подсветкой...но, увы, не сохранилась.

Замечательнейшая корзина с цветами( вверху) и ее более поздние "копии"

Куда же в зимнем лесу, да на елке, без шишек?!

"ассорти"

Фрукты- ягоды

А вот эти шарики я очень любила в детстве) Могу ошибаться, но вроде бы они из немецкого набора...

Шарики, покрытые фосфором были довольно популярны.

Более современные игрушки- года 80-е.

p.s. В статье использованы фотографии игрушек, сохранившихся у меня дома. Безусловно, они показаны не все. Некоторыми из них мы до сих пор украшаем елку, а некоторые просто хранятся, как память ушедшей эпохи.

(В статье использованы факты по истории елочной игрушки, взятые в интернете.)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email