Дорогие мои Ку-ку и все заглянувшие на огонек!
Сегодня я хотела поговорить с вами о литературе и искусстве - и о том, как порой обманчиво понятными и кристально прозрачными кажутся нам книги и картины. Помните, мы говорили о
Порой такие обманки ждут нас и в литературе. Всем известно, что Козьма Прутков - не автор:) в полном понимании этого слова, а коллективный псевдоним для писателей Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых, которые друг другу приходились кузенами.
Согласно нескольким свидетельствам современников, в создании наследия Пруткова активно участвовал также Александр Аммосов, который и сам нередко выступал под псевдонимом «последователь Козьмы Пруткова»; к сожалению, его рано не стало.
Легенда была проработана с необычайным тщанием: не был тайной ни адрес Пруткова (он жил в большой казенной восемнадцатикомнатной квартире в доме № 28 на Казанской улице, отходящей от Невского проспекта), ни его внешность – портрет был создан студентами Академии художеств Львом Жемчужниковым, Александром Бейдеманом и Львом Лагорио. Описывая внешность своего героя, «издатели» не утаили и такие особенности внешности писателя, как «две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы» и «кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов»
Произведения Пруткова носят сатирический характер, а пьесы написаны как пародии — на тексты зарубежных драматургов-классиков: Шиллера, Гейне, а также на творения соотечественников — Хомякова, Аксакова, Щербина, Фета, Полонского и других писателей.
Был даже создан портрет Козьмы Петровича:
Однако в дебри взрослой литературы забираться не будем, поговорим о детской.
Все мы читали и по многу раз "Кошкин дом", помним цитаты из него. которые стали крылатыми - Ты с ума сошла, коза, бьешь десяткою туза:). А я обожаю вот этот пассаж: Слушай, дурень, перестань, есть хозяйскую герань! - ты попробуй, оченьвкусно, будто лист жуешь капустный.
Если я спрошу вас про автору, то ответ будет отнозначным (я так думаю:)) - Самуил Яколевич Маршак. Все правильно, вот только не совсем - идея была не его. И по этому поводу в свое время вышло некоторое недоразумение.
Все дело в том, что соавтором детских пьес Маршака в большей или меньшей степени была Елизавета Ивановна Васильева, она же всем известная Черубина де Габриак, из-за которой стрелялись Волошин с Гумилевым.
Для истории детской литературы она интересна созданием в 1921 году совместно с С.Я. Маршаком в Екатеринодаре (Краснодаре) первого в стране постоянного театра для детей, который по праву можно назвать «театром сказки».
Для этого театра Е.И. Васильева писала пьесы-сказки — многие также в соавторстве с Маршаком. Одно из первых изданий их пьес вышло под псевдонимами В. и С. Маршак. В книге «Театр для детей» (1922) важное место занимали не только пьесах для театра, но и статьи Б. Лемана о роли сказки в воспитании ребенка, А. Дмитриева об актере и принципах самого театра сказки. Сборник состоит из двух разделов. В первом — пьесы для малышей «Кошкин дом», «Сказка про лентяя», «Черствый хлеб» и другие, а во втором — три пьесы для юношества — «Финист Ясный Сокол», «Таир и Зорэ» и «Молодой король». Вопрос об авторстве позже разрешил С.Я. Маршак в письме к С.Б. Рассадину: «Волшебная палочка» написана мною совместно с Е.И. Васильевой так же, как и «Летающий сундук», «Финист Ясный Сокол», «Таир и Зорэ», «Опасная привычка» и некоторые другие пьесы. «Молодой король» и «Цветы маленькой Иды» написаны Е.И. Васильевой отдельно. «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка» и еще кое-что — мною одним».
Иллюстриции Юрия Васнецова
Если я спрошу вас, о чем эта чудесная пьеса, подавляющее большинство скажет - о том, как у кошки сгорел дом. А на самом деле идея-то совсем другая.
Вот как об этом пишет Дмитрий Быков:
"Сама Васильева писала прелестные грустные драматические сказки по мотивам Уайльда и Андерсена, двух великих мистификаторов, - а Маршаку она подсказала идею "Кошкина дома". Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом. Думаю, все они тогда чувствовали себя примерно так - была Кошка, глуповатая, кокетливая, истеричная, но добрая и гостеприимная. Дом ее сгорел, и теперь все, кто у нее пировал, не пускают ее на порог. Революцию все люди "серебряного века" воспринимали как расплату. И многим из них - начиная с Ахматовой, предрекавшей "трус, мор и затменье небесных светил" с начала империалистической войны, - казалось, что это возмездие ими заслужено".
Не менее известная сказка, также всеми любимая нами с детства - "Три толстяка" Юрия Карловича Олеши.
А вы знали, что Олеша собственно - не русский писатель? И русский для него вовсе не родной язык, а родной - польский?
В историю детской «сказочной» литературы Олеша вошел со своим романом-сказкой «Три толстяка», созданным для девочки Вали Грюнзайд и изданный в 1928 году с иллюстрациями Мстислава Добужинского:
«Три толстяка» - второе произведение Олеши на этот сюжет. Прямым предвестником сказки была пьеса «Игра в плаху» (1921). И это вовсе не легкая сказка для детей!
Роман представляет собой революционную сказку, в которой персонажи поделены на хороших и плохих (лишь дети Тутти и Суок выглядят живыми, остальные персонажи скорее можно сравнить с масками) и в которой синтезированы авантюрно-приключенческий роман, фельетон, сказка и сценарий циркового представления. Очевидно, что на роман «Три толстяка» оказали несомненное влияние революционные городские праздники и многие герои романа представляются персонажами балаганного действа или циркового представления (даже пространство романа выстроено по образцу шапито). При характеристике персонажей использованы приемы условного, шаржированного и реалистичного изображения.
В романе очень сильны ассоциации и аллюзии. Так, критики писали, что образ Тутти может быть связан и с образом сына Наполеона Первого Франца, и с сыном последнего императора России Николая Второго цесаревичем Алексеем; эпизод побега Тибула под куполом площади Звезды восходит к известной в эпоху модерна аллегории «акробат над городом», а сказочный город Олеши напоминает стеклянные города символистов. Во вступлении к роману звучат отголоски борьбы со сказкой, которая в 1920-е годы была объявлена «вредным» и «чуждым» советскому человеку жанром.
Осип Мандельштам писал о «Трех Толстяках»: «Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнем революции, книга европейского масштаба».
Вот такие "простые" детские сказки.
Произведения искусства - будь то книги, фильмы или предметы декоративно-прикладного искусства иногда кажутся нам совершенно простыми и понятными, но лучше все-таки знать, чем поверхностно судить о них.
Смотрите, какую чудесную историю я нашла на сайте "В мире чудес""
"Одна супружеская пара из Нью-Йорка, сама того не ведая, стала обладательницей настоящего сокровища. Несколько лет назад они прогуливались по своему району и в одном из дворов наткнулись на гаражную распродажу. Владельцы дома переезжали в другой город и, чтобы не возиться с вещами, решили продать всё ненужное.
Среди прочих вещей внимание супругов привлекла нестандартная пиала, украшенная интересным орнаментом. В результате эта небольшая фарфоровая чаша была куплена всего за три доллара.
Муж и жена не придали покупке никакого значения и в течение нескольких лет пиала просто украшала собой каминную полку. Кто знает, сколько бы она еще простояла на полочке, но однажды супруги увидели передачу, в которой рассказывалось о предметах коллекционирования, в том числе и о фарфоровых вазах и чашах. Тут то они и вспомнили о своем приобретении.
Без особой надежды супруги рассмотрели чашу и обнаружили на ее донышке едва заметное клеймо, похожее на те, о которых говорилось в передаче. На всякий случай они отнесли пиалу на оценку антиквару, и его вердикт превысил их самые смелые ожидания. Оказалось, что чаша не просто дорогая, а очень дорогая! Она принадлежит эпохе династии Сун, которая правила в Китае около тысячи лет назад.
По предварительной оценке цена этой пиалы равнялась 300 000 долларов. Но более тщательный анализ выявил настоящую уникальность этого предмета. Чашу выставили на знаменитом аукционе Сотбис, и в результате она ушла с молотка за фантастическую сумму: 2 225 000 долларов!"
Надеюсь, что я вас удивила и развлекала. Морализаторство - совсем не мой конек, и учителем и преподавателем в ВУЗе я бы, да простят меня представители этих чудесных профессии, никогда не захотела бы работать, потому что больше всего на свее люблю хулиганить:).
Но я подумала, что это важная тема - как порой легковесно мы подходим к литературе и прочим видам искусства и какошибочно позволяем себе судить о них.
Буду благодарна и вашим историям о таких вот "обманках" для восприятия:))). Мне ужасно интересно послушать и вас.
А в конце расскажу вам о чудодейственной мази, которую я получила от нашего Гения, летающего на пылесосе. У меня очень болит правая рука и плечо, потому что я много работаю за компьютером и рука все время в одном положении с мышкой. И Таня прислала мне суставную мазь - по ее собственному тайному алхимическому рецепту! Я с большой долей скепсиса (Таняяяя, прости!!!) мазью намазалась - и не сразу поняла, почему мне вдруг вечером после безумного дня захотелось шутить и смеяться! А оказалась - у меня прошла постоянно ноющая рука.
А в выходные я поехала на дачу и налетела там коленом на доску. Колено было синее с желто-багровыми разводами. Ничего из мазюкалок и народных срежств не помогало. И я от отчаяния на ночь намазала его Таниной мазью. Утром я глазам не поверила - синяк заметно посветлее, а через три дня сошел.
Тань, я знаю, что ты скажешь, что надо было все сфотографировать! Но я просто и представить не могла, что будет такой эффект.
Так что вот, девочки, я вместо фотографий, в деталях рассказала вам о чудодейственном средстве!
А от вас жду историй об обманках в искусстве:).