Восточные мотивы в текстиле. Пейсли
Я много лет работаю с текстилем. И довольно часто слышу как люди, подбирая материал для штор, категорично отвергают: "Ой, только не казахские огурцы!..".
Надеюсь, статья поможет многим взглянуть на этот рисунок по-новому, а может быть даже и полюбить его! А если он вам всегда нравился- тем более будет интересной!
На самом же деле, ткань с "турецкими огурцами" покорила сердца миллионов людей во всем мире — причудливый и затейливый узор притягивает взгляд и вносит в интерьер неповторимый восточный колорит.
У мотива, наиболее известного как пейсли, на самом деле множество имен и интереснейшая история, уходящая корнями в Персию XV века. Его могут называть индийским или восточным огурцом, турецким бобом, слезой Аллаха, персидским кипарисом; в Азербайджане и Кашмире этот мотив известен как бута.
Очевидно, что узнаваемый рисунок в форме запятой родился из стилизованного изображения растения или цветка, но какой именно элемент флоры послужил прообразом — точно неизвестно. Бута — персидское слово, обозначающее «куст», «кустарник», «трава». Говоря о пейсли, часто упоминают растущий побег финиковой пальмы.
История мотива
Шали саржевого переплетения, которые изготавливались из шерсти кашмирских коз в XV веке в Индии, поражали богатством цвета и сложностью узора. Не удивительно, что европейские путешественники высоко ценили эти изделия и с начала XVIII века привозили их домой в качестве экзотических и дорогих подарков. Монополистом в поставках предметов роскоши с востока была Британская Ост-Индская компания. Кашемировые шали, настолько высоко ценимые, что они часто были дарами для высокопоставленных лиц на востоке, были также высоко оценены и европейцами. Очарованные качеством текстиля, служащие стали привозить шали в Британию. Общество приняло восточные изделия с огромным энтузиазмом, а когда императрица Жозефина во Франции стала носить их как дополнение к платью, пейсли стали писком моды. Стать владелицей редкой кашмировой шали хотела каждая модница, но подобная роскошь была по карману только очень обеспеченным людям.
Второе рождение
Повышающийся спрос на редкие и дорогие импортируемые индийские огурцы побудили европейских мастеров в конце XVIII века начать самостоятельное производство тканых шелковых шалей, имитирующих кашмирские ткани. Лондонские Норидж и Эдинбург стали центрами производства текстиля в Британии. На протяжении XIX века такие города, мастера Лиона и Вены поддержали Соединенное Королевство, а шотландский город Пейсли позднее вышел на первое место среди производителей, дав новое название традиционному мотиву. Европейские шали были практически равны восточным по качеству, разнообразию цветов и узоров, экспортировались в другие европейские страны и даже в США.
Поскольку напечатанный узор пейсли проще и дешевле в производстве, чем тканый, многие европейские пейсли были напечатаны с доски на хлопковой или шелковой основе. К концу 19 столетия новая технология барабанной печати потеснила старую. Собственное производство появилось и в США.
Новинку быстро освоили французы: они стали штамповать узор в промышленных количествах. За ними подтянулись голландцы и, собственно, сами британцы. Растущая конкуренция привела к тому, что во Франции королевским указом производство и импорт «пейсли» был запрещён с 1686 по 1759 годы. Интересно, что в XVIII веке в странах Балтии «пейсли» воспринимали как амулет - якобы он отгонял злых духов, а нынче балтийская молодёжь использует его как знак бунтарства.
Вы, должно быть, спросите, откуда же у него ещё и название «турецкий огурец»? Это русское название: в отечественном текстиле узор приобрёл форму огурца, а поскольку Восток у нас ассоциировался с Турцией, а вовсе не с куда более близким Азербайджаном, Узбекистаном и Таджикистаном, как это ни странно, то получился такой симбиоз. Кстати, на ближнем Востоке «огурец» в качестве декоративного мотива до сих пор пользуется большой популярностью.
В наши дни в Шотландии существует даже Музей и Арт-Галерея Пейсли. Тем не менее, тем, что мотив пользуется спросом до сих пор, мы обязаны не только шотландцам. В 60-е годы ХХ века, когда мир захватила субкультура хиппи, «пейсли» пользовался бешеной популярностью из-за своей психоделичности и принадлежности к индийской культуре, которую пропагандировали музыканты The Beatles, совершившие паломническую поездку в Индию. Джон Леннон даже заказал мастерам расписать свой жёлтый роллс-ройс.
Интерес к мотиву в среде дизайна и моды резко возрос, он стал своеобразным символом бунтарского этнического дизайна для молодых радикалов 60-х годов. Индийский огурец становятся неразрывно связан со всем богемным, артистическим, его обожают поэты, музыканты и дизайнеры.
Вот ещё несколько легенд возникновения этого удивительного узора:
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
Сегодня встретить этот узор можно в самых различных сферах:
- в интерьере
- в одежде, обуви
- аксессуары
- в вязании и вышивке
- в кулинарном искусстве и посуде
- креативном творчестве и декоре
- в графике и тату
В дизайне интерьера этот игривый "огуречный" узор можно встретить на постельном белье, шторах, посуде, обоях, обивочных тканях мягкой мебели, декоративных подушках, различных аксессуарах и элементах декора. Пейсли следует применять с осторожностью, т.к. из-за насыщенности своего узора он может добавить помещению ненужную тяжесть. Органичнее всего будет смотреться на предметах декора.
Как видите, это очень красивый узор, достойный внимания и любви!