Китайская традиционная живопись — гохуа, что дословно переводится как «государственная живопись», — древнее и уникальное явление в изобразительном искусстве. Длительная обособленность Китая позволила развиваться культуре и живописи в частности собственным путем.
Принято считать, что традиция китайской живописи как таковой приписывается четырем деятелям, живших, впрочем, в разное время, 4-8 века нашей эры: Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы.
Однако, ученые-археологи считают этот факт спорным и относят зарождение живописи к гораздо более ранним срокам.
Китайское живописное искусство кардинально отличается от европейской живописи: в ней нет понятий перспективы в привычном понимании, нет источника света и главная задача — передача сути, духа, мысли, эмоции, отражение впечатления. Главное не осознать, а непосредственно пережить явление.
Отличны и используемые для гохуа материалы и инструменты. Китайцы выделяют четыре предмета, без которых немыслима живопись, и их называют «четыре сокровища». Это тушь, рисовая бумага, кисть и тушечница.
Следует отметить, что сегодня, как и две тысячи с лишним лет назад, рисовую бумагу для живописи и каллиграфии, кисти и некоторые особо ценные сорта туши делают вручную по старинным технологиям из натуральных материалов.
Монохромная (черно-белая) живопись тушью была признана одной из высших форм искусства, которое было доступно лишь знатным высокообразованным людям и монахам, последователям учения Дао.
Тем не менее, использование в изображении цвета, который как таковой несет смысловую нагрузку, также широко использовалось.
Итак, основной философский источник китайского стиля рисования — даосизм, согласно которому все возникло в результате слияния инь и ян. Инь — негативное, темное, влажное женское начало, ян — дополняющее его позитивное, светлое, сухое, мужское. Гармонию инь и ян обеспецивает ци — явленная форма Дао или глубинная природа вещей.
Задавая ритм композиции, используя взаимодействие проявлений инь и ян, то есть объединяя противоположности, художник передает движение энергии.
Истинные мастера гохуа писали свои работы только в умиротворенном состоянии духа, поскольку считали, что душевная дисгармония отражается в картине и пагубно влияет на зрителей.
Черно-белую живопись оценили и последователи дзен-буддизма, используя ее как дзен-упражнение.
Изначально живописные работы использовались в ритуальных целях для украшения храмов и усыпальниц. Позже живопись становится более светской. В средние века открываются Императорские художественные академии живописи. А основным заказчиком становится, естественно, император и его двор.
В средние века происходит постепенное разделение живописи на стили.
С одной стороны востребован парадный и детальный стиль изображения, который назовется стиль «гунби» или «тщательная кисть». С другой стороны художники, как образованные и почтенные люди, постоянно находились в поиске новых выразительных живописных приемов. Так зародился свободный стиль живописи философов и поэтов, названный «сеи» или «живопись идеи».
Что дает нам сейчас китайская живопись?
Во-первых, занятие гохуа обуславливается полной концентрацией внимания, отрешенностью от внешнего, позволяет быть в настоящем моменте времени, проживать сиюминутные собственные впечатления. Ум успокаивается. В голове не роятся тысячи хаотичных мыслей.
Во-вторых, живопись гармонизирует внешнее и внутреннее по принципу подобия: гармония и покой в душе влекут покой и гармонию в событиях жизни. Умиротворение, равновесие, сдержанность и упорство — это основа. А как говорилось выше, заниматься восточной живописью возможно только в «срединном» состоянии дао.
Растирание плитки сухой туши в тушечнице подобно медитации. Художник обращается к размышлениям о предстоящей работе. Картина уже есть, остается ее лишь явить миру.
В-третьих, гохуа называют пассивным цигун. В процессе занятий китайской живописью работает не только сознание, но и тело. Разум достигает максимума концентрации, тело же наоборот, наиболее расслаблено, что вкупе с определенной техникой дыхания позволяет энергии течь гармонично.
И, наконец, китайская живопись учит находить прекрасное в происходящем, ценить и от души принимать любой результат усилий. И недаром один из мудрых китайских принципов гласит: «Следуй за кистью. Пиши, как пишется».
Иллюстрации сверху вниз:
1.Ван Вэй (род. ок.701 — ум. ок. 761), фрагмент шелкового свитка «Просвет после снегопада в горах у реки».
2. Ван Си Мэн, (род. ок. 1096 г. — ум. ок. 1119 г.), фрагмент шелкового свитка «Горы и воды на тысячу ли». Из всего его творчества до наших дней дошёл лишь один свиток, на котором оставил свой колофон Цай Цзинь, премьер-министр правительства императора Хуэйцзуна (1101—1125). Это единственный источник сведений о художнике. В нём Цай Цзинь сообщает, что свиток «Горы и воды на тысячу ли» был создан в 1113 году Ван Си Мэном, которому тогда было около 18 лет, и что художник через несколько лет после этого скончался совсем молодым.
3. Авторство работы приписывается Чжоу Фану, но мнения экспертов расходятся (годы жизни неизвестны, работал в период 765-800), фрагмент шелкового свитка «Дамы с заколками в волосах и цветами».
4. Джузеппе Кастильоне, (19.07.1688 — 17.07.1766), китайское имя Лан Ши-нин, итальянский манах-иезуит, миссионер, архитектор и придворный художник императоров дин. Цин (1644–1911). Мастер стиля гун-би (тщательная кисть), он особенно преуспел в жанре «цветы и птицы».
5. Хуан Юн Юй. Излюбленная тема художника — лотосы, стиль се-и.
© Арифуллина Татьяна, 11.03.2016