Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Покупатель ручной работы: собирательный образ

Покупатель ручной работы: собирательный образ

Виды творчества:   Разные виды творчества
Покупатель ручной работы: собирательный образ | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Нет!!! Это не портрет покупателя! Я это. В образе. Опять залегла дома с какой-то гадостной заразой. Поэтому и образ такой - жалостный.

То ли в сопливом бреду, то ли наоборот, по причине освободившихся от привычных дел мозгов, явилась мне мысль нарисовать обобщенный портрет покупателя вещиц ручной работы. Ну, совсем "общего обобщения", наверное, не получится, а получатся некие мои личные наблюдения за собой и окружающими, упакованные в типажи. Не утверждаю, что удалось охватить все-все варианты, и тем более не утверждаю, что получился исчерпывающий трактат. Но надеюсь, что некоторые посылы будут полезны. Хотя бы как повод задуматься.

Для начала обращаю ваше внимание на то, что я неслучайно отказалась в заголовке от термина "хендмейд", предпочтя слова русского языка. Не то, чтобы я уж так не любила заимствования, просто мне показалось, что словосочетание "ручная работа" сейчас выглядит как-то благороднее, что ли. А слово "хендмейд" в последнее время как-то замылилось. Вот, например, платки Hermes называют "ручной росписью", а не "хендмейдом". И платья Chanel, сшитые вручную, хендмейдом почему-то не называют, и яйца Фаберже ручной работы - тоже.

         собирательный образ                     покупатель

                          покупатель хендмейда

Но вернемся к покупателям. Есть те, кто хочет сэкономить, продолжая считать, что вещи, сделанные руками одного человека, уступают тем, что вышли с конвейера. Думаю, не ошибусь, если предположу, что количество таких граждан постепенно убывает, и скоро сойдет к статистически незаметной величине. Уверенность моя базируется на том, что массовые вещицы становятся все доступнее, а люди все реже делают что-то руками просто для того, чтобы сэкономить. А это значит, что вещи ручной работы постепенно остаются в тех нишах, где важны не только цена и функциональность, но и что-то еще. Что - это отдельная тема. Сегодня я не об этом.

Мне могут возразить, что цены-то на хендмейд у нас не слишком высоки. А я не соглашусь. Во-первых, достаточно зайти на крупнейшие иностранные сайты, продающие ручную работу, чтобы понять, что цены у нас по большей части очень даже хорошего уровня. А во-вторых, надо бы уточнить, какие именно страны выбираются для сравнения. Думаю, логично сравнивать подобное с подобным, а не с тем, что больше нравится. Тогда возьмем страны, которые экономисты объединяют аббревиатурой БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай. С этими странами Россия худо-бедно похожа по экономическим показателям, и не только. А вот с Европой и США - нет. И в какой же из этих стран цены на хенмейд выше наших, хотела бы я знать?!

                                     ручная работа                         
Ладно, с первой категорией покупателей, вроде, все ясно. Не будем на ней останавливаться подробно, потому что она имеет тенденцию к постепенному вымиранию. И это, в общем-то, хорошо.

Тогда вернемся к тем, кто покупает "ручные" вещи не из экономии, а по разным другим причинам. Хотя, конечно, никто не утверждает, что желание сэкономить тут совсем не присутствует - еще как! Но оно другое. Приведу в пример себя: после того, как я осознала, что вещи, продающиеся в галереях и "магазинах колониальных товаров", у мастера напрямую можно купить в разы дешевле, я только так и покупаю. Но это другое желание сэкономить, правда же?
Какие же общие качества имеются у большинства любителей ручной работы? Для начала я покопалась в рабочих своих базах данных, описывающих потребительское поведение, но - увы - ничего внятного там не нашла. Не интересует пока эта тема крупный бизнес. Пока.

Пришлось напрячь память и мозги, а также призвать свой исследовательский опыт, и... просто порассуждать.

Итак, начну с того, что уточню: я НЕ УТВЕРЖДАЮ, что абсолютно все покупатели являются именно такими, как я опишу. Я всего лишь полагаю, что описанные ниже черты встречаются в среде любителей хендмейда чаще, чем среди "среднестатистических" граждан. В маркетинге это называется "высокая аффинитивность", и именно под эту самую аффинитивность и разрабатываются рекламные кампании и планируются акции продвижения (Это я так, для важности упомянула - все-все, больше ругаться спецтерминами не буду:-)).
Так вот, во-первых, у этих людей весьма независимое мышление - иначе они бы давно уже купились на масс-маркетовую рекламу, и не искали вещички, которые и на прилавках-то редко встретишь. А по телевизору их и подавно не показывают.

А во-вторых, у любителей ручной работы уровень образования и культуры выше среднего уровня. Почему я так решила? Да потому, для того, чтобы оценить сделанное в индивидуальном порядке, в единственном экземпляре, требуются знания в области прикладного искусства и ремесел, а еще интерес. Иначе зачем выискивать необычные вещи?
По возрасту наши покупатели очень разные, но, скорее всего, молодых людей среди них больше, чем людей старше 50-55 лет. Я сделала этот вывод из того, что именно в советское время сложился стереотип, что в условиях тотального дефицита единственным способом хорошо выглядеть и иметь красивый дом было все сделать своими руками. Причем из того, что нашлось - некондиции, старья, убогих уцененных вещей, кривых досок и плохих красок. И делались вручную часто вещи, которые невозможно было купить в фабричном исполнении, а потому ручное считали суррогатом, заменителем фабричного, который почти всегда дешевле, и только изредка - лучше. Именно люди, привыкшие к тому, что ручная работа - суровая необходимость, не слишком-то ее ценят.

А вот те, кто помоложе, уже сформировали свои покупательские привычки, когда товары массового спроса стали относительно доступны. И поэтому у них совсем иные критерии оценки ручной работы. И они выбирают хендмейд осознанно.

Если коротко, вот что у меня получилось. Любители ручной работы в массе своей - относительно молодые люди, с уровнем образования и культуры значительно выше среднего, и при этом способные мыслить независимо. Еще раз повторюсь: этот собирательный портрет говорит не о том, что все без исключения покупатели именно таковы. Он лишь предполагает, что такие люди среди наших клиентов встречаются значительно чаще, чем в автобусе, продуктовом магазине или просто на улице.

"А какую практическую пользу можно извлечь из всех этих измышлизмов?" - спросит пытливый мастер хендмейда, - "Да и вообще - есть ли в этих построениях хоть что-то полезное для моей работы?"

Думаю, есть, дорогие мои, и не так уж его мало. Зная, какие характерные черты есть у покупателя хендмейда, значительно проще для него работать. А еще - проще ему продавать: писать тексты, искать значимые аргументы, форму подачи своих работ. Да и вообще - ниши, в которых вероятность успешных продаж будет выше.
"Это как?" - спросите вы. А вот.
Если мой покупатель - человек с хорошим образованием, да еще и умеющий мыслить независимо, я ни за что не стану обращаться с ним как " с серой массой". Иначе я рискую потерять и его доверие, и уважение. Люди с независимым мышлением, как правило, плохо поддаются не только манипулированию и психологическому давлению, но даже и гипнозу. Это уже не мои измышления, а медицинский факт. Поэтому я очень, очень заинтересована общаться со своими покупателями с максимальной открытостью.
Если я знаю, что клиент мой - человек, уважающий материальную культуру и прикладное искусство, я буду стараться предлагать ему вещи, которые сама считаю гармоничными, сбалансированными, интересными. Да что там - для такого покупателя и квалификацию свою растить интересно. Я готова рассказывать ему о том, что я делаю. Но готова и к критическим замечаниям, и к изменениям в своей работе в соответствии с его запросами. Конечно, все это в разумных пределах. Но я же уверена, что покупатели ручной работы - разумные и культурные люди. Очень мило с их стороны!
Да, и еще: мне почему-то кажется, что любители хендмейда часто имеют богатое воображение. И поэтому я с большим удовольствием буду стараться продать образ, ауру, настроение, а не просто нечто, сделанное моею рукой в единственном экземпляре.
А это подразумевает качественные фото, передающие нечто, выходящее за пределы цвета и формы. Внятные описания, поданные доступно и уважительно (что совсем не исключает юмор, иронию, игру и прочие мелкие радости). И максимально дружественное общение с любым обратившимся.

Я, конечно, еще не все это научилась делать хорошо и отлично, но я в пути, а дорогу осилит идущий.

       Чего и вам, коллеги, от души желаю!

                                     С наступающими!!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email