Наверное очень многие помнят детскую передачу "В гостях у сказки" с диктором центрального телевидения СССР Валентиной Леонтьевой или просто тетей Валей. В этой передаче показывали детские фильмы-сказки.
Какие красивые были эти фильмы! И какие в них играли красивые актрисы! Во всяком случае, нам они казались настоящими сказочными принцессами. Девочки мечтали быть такими же красивыми, как Варвара-краса или Людмила.
В Советском Союзе ежегодно снималось большое количество фильмов, которые сегодняшней молодежи кажутся немного наивными, но нельзя не согласиться, что все они без исключения были добрыми. Среди множества кинолент стоит особенно выделить волшебные и сказочные фильмы, из которых особенно запомнились актрисы, игравшие принцесс, королев и прочих красавиц. Актриса, сыгравшая одну из таких ролей, сразу же становилась чрезвычайно популярной.
Сегодня я хочу вспомнить актрис, подаривших нам чудо сказки и своей красоты
И первая из них ЯНИНА ЖЕЙМО – незабываемая «Золушка».
Популярность Жеймо ещё в довоенные годы была огромна. Зрители смеялись над её Кикой в «Горячих денечках», восхищались Асей –Пуговицей в фильме «Подруги» и плакали после её гибели, а уж как любили Золушку! Кстати, Жеймо благодаря своему невеликому росточку, единственная из актрис сыграла Асю и ребёнком и девушкой. А Золушку она играла, когда ей было 35 лет ( героиня была почти ровесницей её дочери). Но кто усомнился, что перед нами не юная девушка с доверчивыми глазами, золотыми волосами, хрупкой фигуркой и настоящими «золушкиными» ножками 33 размера? Хотя жизнь актрисы совсем не была сказочной, в полной мере она познала войну, разочарования, предательство.:
Людмила Глазова (1907-1981)
Эту актрису, популярную в 30-е и 40-е годы, сейчас уже очень мало кто помнит. Многие фильмы тех лет давным давно сошли с экранов телевизоров. Людмила Глазова снялась с Сергеем Столяровым в самой первой экранизации пушкинской сказки «Руслан и Людмила» (1938) в роли Людмилы.
Она играла в наивном, но бессмертном фильме «Небесный тихоход» командира женской эскадрильи . Самую симпатичную и сексапильную, несмотря на строгую военную амуницию.
У нее была слишком романтическая, слишком прелестная внешность. А кинематографу 30-х годов требовались девушки внешности социалистической… И все равно она сыграла в двух знаковых фильмах – про летчиков и про футболистов – «Вратарь». Были еще и эпизодические роли не в таких известных фильмах.
Судьба актрисы была горькой. В 12 лет утонул ее единственный сын. Рано умер муж – известный ленинградский режиссер. Она жила замкнуто, бедно и одиноко. Умерла при загадочных обстоятельствах – от удушья газом. То ли сама открыла вентили, то ли случайно забыла закрыть…
Валентина Сорогожская (1912-1988)
Это наша Василиса из замечательной сказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939). У Валентины Сорогожской – Василисы Прекрасной, можно сказать, классическая русская красота.
Чисто русская открытость и привлекательность лица. И статью хороша. В русском сарафане и кокошнике – услада сердцу! Ради такой можно было пойти за тридевять земель! Сколько лет будет стоять земля русская, столько лет Валентина Сорогожская будет возвеличивать красу русских девушек.
Но так сложилось что у этой красивой женщины только две роли в кино. Информации о Валентине Сорогожской очень мало.
Галина Григорьева (1917-1969)
Марья-Моревна, краса ненаглядная, из сказки Александра Роу «Кащей Бессмертный» (1944)
Галина Григорьева, в основном, свою творческую карьеру посвятила театру. В кино снималась мало. Одной из её самых ярких работ в кино является роль Маши в фильме «Дубровский», снятом в 1936 году.
Алла Ларионова (1931-2000)
Любава из киносказки Александра Птушко «Садко» (1952) – самая запомнившаяся роль этой талантливой актрисы и очень красивой женщины.
В 1970-е годы популярность Ларионовой сошла на нет. В последние годы жизни она практически не снималась, хотя и была удостоена в 60-летнем возрасте звания «Народной артистки». Ларионова умерла у себя дома во сне от обширного инфаркта.
Нинель Мышкова (1926-2003)
В кино у Нинель Мышковой долгое время не было больших успехов. За почти десять лет она сыграла считанные роли. Правда, две из них зрители помнят и сегодня. Речь идет о сказках: первая – Александра Птушко «Садко» (1952), где актриса сыграла прекрасную и несчастную Ильмень-царевну
Второй фильм-сказка – «Илья Муромец» (1956) (Василиса).
Нинель вообще очень любила сниматься в сказках — они увлекали ее в другой, необычный и завораживающий мир. Чуть позже, в 1959 году, она сыграла Марью-искусницу в одноименной сказке Александра Роу.
Но настоящий успех к актрисе пришёл двумя годами раньше. В 1957 году она снялась в фильме»Дом, в котором я живу».
Но более всего Нинель Мышкова запомнилась зрителю в экранизированной повести Алексея Толстого «Гадюка» — драматической истории купеческой девушки Ольги Зотовой, отринувшей прошлое и окунувшейся в пекло гражданской войны.
Наталья Седых (родилась в 1948 г.)
Седых прославилась на всю страну, получила титул «самой маленькой фигуристки Советского Союза» – девочка впервые встала на коньки в четыре года.
Неудивительно, что на талантливого и обаятельного ребенка обратили внимание кинематографисты. Режиссер Александр Роу увидел ее номер «Умирающий лебедь» по телевизору и пригласил 15-летнюю девочку на роль Настеньки в «Морозко» (1964).
Однако это не изменило решения Натальи выучиться на балерину. После окончания школы Седых поступила в хореографическое училище при Большом театре и одновременно разослала во все киностудии страны письмо: «Просьба изъять мое досье из ваших архивов. Больше сниматься не буду».
Вместе с театром девушка объездила весь мир, а ее партнерами по сцене были легендарная Майя Плисецкая и Марис Лиепа.
В молодости у актрисы было множество поклонников: ей писали письма, дежурили под подъездом. А в итоге Седых вышла замуж за мужчину, который не узнал в ней звезду.
Ее супругом стал композитор Виктор Лебедев, написавший музыку к знаменитым фильмам «Гардемарины, вперед!» и «Небесные ласточки». Но супруги жили в разных городах, поэтому через 10 лет им пришлось разойтись. Их общий сын живет с отцом.
Евгения Филонова (1946-1988)
В 1968 году знаменитый актер Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка».
Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища 22-летняя Евгения Филонова. Это была ее первая и фактически единственная роль в кино.
Ни малейшего упоминания о дальнейшей судьбе актрисы больше нигде нет. Ни документальных воспоминаний, ни интервью, ни передач по ТВ.
Ксения Рябинкина (родилась в 1945 г.)
Дебютом в кино для неё стала роль Царевны Лебедь в фильме Александра Птушко «Сказке о царе Салтане» (1966).
Ксения Рябинкина – актриса, которая отличалась особой грациозной красотой. И как оказалось, тому есть вполне логичное объяснение: Ксения была одной из солисток балета Большого театра. На ее счету роли во многих хореографических постановках.
А вот в кино она почему-то практически не снималась. Еще одна знаковая для нее роль – в фильме «Мое имя Клоун», где она сыграла вместе с легендарным индийским актером Раджем Капуром. В Индии после выхода фильма ее фото печатали на сувенирной продукции, а Советский Союз на пять лет сделал актрису невыездной.
Среди ухажеров Рябинкиной называют Андрея Миронова и других звезд советского кино. Тем не менее, на роль мужа актриса выбрала переводчика-синхрониста Алексея Стычкина. От этого брака у актрисы родился сын – популярный нынче актер Евгений Стычкин.
Татьяна Клюева (родилась в 1951 г.)
Режиссер Александр Роу познакомился с юной Татьяной на пробах к фильму «Огонь, вода и медные трубы». Улыбчивая девушка выделялась среди других актрис, поэтому свой следующий сценарий Роу пообещал написать специально под нее.
Роль в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969) стала визитной карточкой Клюевой.
После съемок девушка поступила в ГИТИС, снялась ещё в нескольких фильмах, а затем приняла неожиданное решение: вышла замуж за моряка и навсегда уехала в Севастополь.
После рождения сына Клюева продолжала сниматься в фильмах, но уже не так часто. Актриса признается, что пожертвовала кино ради семьи. Но ни о чем не жалеет.
Сегодня она - Татьяна Николаевна Гагина - много лет живет в Севастополе, считает его своим родным городом, хотя родилась в Москве, там окончила школу и ГИТИС Ещё одна работа в её фильмографии - романтическая комедия 1976 года «Встретимся у фонтана»
Наталья Петрова (родилась в 1953)
Исполнительница роли Людмилы во второй экранизации поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»(1972) реж. Александр Птушко.
Наталья Петрова – не только непрофессиональная актриса, но и человек, изначально далекий от мира искусства. Девушка закончила Московский институт иностранных языков, но ее красота не осталась незамеченной. Вначале она некоторое время работала манекенщицей, а потом ее пригласили на роль Людмилы.
Настоящая славянская красота актрисы во многом определила успех фильма. Но Петрова оказалась не готова посвятить свою жизнь кино. Правда, в 1979 году снялась в эпизоде фильма «Место встречи изменить нельзя».
Наталья вышла замуж за иранского бизнесмена Бабека Серуша, долгое время жила в США, Швейцарии, Германии, Италии.
После смерти мужа Петрова унаследовала солидное состояние и сама начала вести бизнес: открыла салон красоты, сеть ювелирных магазинов. Часто ездит за границу, но по большей части живет в Москве.
Светлана Орлова (родилась в 1956 г.)
Светлана Орлова – профессиональная балерина. Два года Светлана отработала артисткой балетного ансамбля «Эстрадные узоры», после чего перешла на выступления по контрактам. Впрочем, уже тогда в ее жизнь прочно и надолго вошел кинематограф
Актриса подкупала зрителей своей юной красотой, непосредственностью, обаянием и необыкновенно выразительными глазами. Она словно была создана для детского кино и сказок. И такие роли не замедлили ждать.
В 1975 году она снялась в фильме-сказке режиссера Геннадия Васильева «Финист – Ясный сокол», в котором исполнила роль Аленушки.
А затем ее «разглядел» наш знаменитый киносказочник режиссер Борис Рыцарев. В его фильме «Принцесса на горошине», поставленном по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена, актрисе досталась одна из главных ролей – Принцессы. Светлана Орлова стала одной из любимых актрис этого режиссера, приняв участие еще в ряде его картин: «Подарок черного колдуна» (Девица), «Ледяная внучка» (1980) (Люба)
Фильм снят по мотивам русской народной сказки «Снегурочка».
Также она снялась в фильмах этого режиссёра «Ученик лекаря» , «Возьми меня с собой».
С развалом Советского Союза Светлана Орлова (как и многие другие отечественные актеры) оказалась невостребованной кинематографом.
Ирина Алфёрова (родилась в 1951 г.)
Ирина Алфёрова – самая известная актриса из всех здесь представленных, к тому же одна из самых красивейших женщин кинематографа. У неё просто сказочные внешние данные, хотя Ирина в кино играла, в основном, роли своих современниц. Исключение составили лишь несколько ролей, одна из которых роль невесты Василия Буслаева из одноимённого фильма, вышедшего на экраны в 1982 году.
Несмотря на свою просто волшебную красоту, у Ирины Алфёровой относительно мало ролей в кино. Может быть, причина в её красоте, рядом с которой меркло всё вокруг?
А вот красота ЛИДИИ ВЕРТИНСКОЙ совсем другого плана – яркая, роковая, даже «потусторонняя»
С такой внешностью ей приходилось играть отрицательных героинь – Колдунью в «Новых похождениях Кота в сапогах»
Коварную Анидаг в «Королевстве кривых зеркал»
А в жизни она была любящей женой великого Александра Вертинского, за которого вышла замуж совсем юной девушкой, когда жила с родителями в Харбине и мамой двух очаровательных дочек.
Её отец - Владимир Константинович Циргвава - работал в управлении КВЖД, мать - Лидия Павловна Циргвава - была домохозяйкой. В 1933 году, после кончины Владимира Константиновича, семья переехала в г. Харбин к родственникам.
Весной 1942 года Лидия Владимировна вышла замуж за Александра Николаевича Вертинского, а поздней осенью 1943 года семья Вертинских вернулась на родину, в Россию. Дебют в кино состоялся в 1952 году - роль Птицы-Феникс в фильме "Садко" .
.
В 1955 окончила Художественный институт им. В. Сурикова. Увлекшись гравюрой, посвятила свое творчество искусству эстампа, работала как профессиональный художник на полиграфическом комбинате. Принимала участие в выставках.
МАРИНА НЕЁЛОВА сыграла в двух замечательных сказках: " Тень" и " Старая, старая сказка".
В обоих фильмах её партнером был Олег Даль. При этом в фильме " Старая, старая сказка" она исполнила сразу две роли, совершенно разных - капризную ( но такую обаятельную!) принцессу и кроткую дочку трактирщика.
С Олегом Далем в "Старой, старой сказке"
Принцесса из кинофильма "Обыкновенное чудо" (Мосфильм, 1978 год).
Роль Принцессы исполняет 23-летняя актриса Евгения Симонова.
Додо Чоговадзе (родилась в 1951 году).
«Волшебная лампа Алладина» была её вторая работа в кино. Ранее она сыграла ученицу Нану в школьной ленте грузинских кинематографистов «Маленькие рыцари».
Принцессу Будур в «Волшебной лампе Алладина» она сыграла в 14-летнем возрасте - и покорила неисчислимое количество сердец. До сих пор в интернете много восторженных отзывов о девочке – принцессе Будур ( при очень скупой информации о самой актрисе)
Окончила Тбилисский театральный институт. Спустя 15 лет после «Волшебной лампы Аладдина» она снялась в киноповести «В небе «Ночные ведьмы», о бесстрашных летчицах, крушивших во время ВОВ вражеские аэродромы. Актриса сыграла одну из таких летчиц по имени Софико. В настоящее время - преподаватель танца и ритмики в Тбилисском театральном университете.
Вот мы и вспомнили актрис, известных и ныне забытых, сказочных красавиц нашего детства, подаривших нам радость волшебства и красоты, в общем подаривших СКАЗКУ.