Статью я решила написать под впечатлением от мультимедийной выставки "Микеланджело. Сотворение мира". Ожившие образы кисти Микеланджело в сочетании с современными спецэффектами на огромных экранах в сопровождении гениальной музыки Генделя, Баха и Моцарта - это яркое эмоциональное шоу, которое лично мне открыло новые трактовки его величайших произведений. Хотя формально выставка представляла гений великого мастера, за ним для меня незримо стояла семья великих Медичи, как вдохновителей целой эпохи Возрождения. Удивительны судьбы у каждого из представителей этой семьи. Но чисто по-женски, меня заинтересовала Екатерина Медичи. Репутация отравительныцы, холодной, властолюбивой женщины - что это? Наследственность и гены Медичи и она просто не могла поступать по-другому... Или только так можно было выжить маленькой одинокой девочке с в той Европе, которая уже вступила в эпоху великих открытий и разделения христианства и религиозных войн...
Я не претендую на историческую достоверность и четкую последовательность событий. Я попробовала изложить факты, которые мне позволили составить свой вывод. В работе у меня были не только статьи с просторов интернета, я с удовольствием прослушала лекции удивительной Натальи Басовской, поработала с книгой Василия Балакина. Погрузившись в сбор, изучение и анализ информации, я прониклась большим уважением к силе характера своей героини. Хоть и пыталась всячески сдерживать себя, получила вот такой объем текста . Разделила его на три поста. Если лень все читать, идите сразу в третий пост - там мои выводы. Но я собрала столько материалов и иллюстраций, что очень надеюсь вас заинтересовать этой неоднозначной исторической личностью. Давайте на нее взглянем с нашей, женской колокольни... Специально подписываю под иллюстрациями даты, чтобы вы прикинули, что и в каком возрасте происходило с моими героями. Итак, начнем!
Дофи́н (фр. Dauphin), полностью дофин Франции ( фр. Dauphin de France) или дофин Вьеннский ( фр. Dauphin de Viennois) — с XIV века титул наследника французского престола (но только потомка правящего короля). Википедия
В 14 лет ее выдавали замуж вовсе не за наследника французской короны. Ее муж был только вторым в очереди на престол и теоретически, она могла и не стать не просто Колоевой, но и Дофиной. Трон предназначался Франциску, старшему брату ее мужа. Но после смерти наследника, в 1536 году, титул дофина Франции перешел к ее мужу, Генриху, а Катерина, соответственно в 27 лет, все-таки стала дофиной Франции и осьановилась в полушаге от короны Франции.
13 апреля 1519 года у Лоренцо II, ди Пьеро, де Медичи, герцога Урбинского и Мадлен де ла Тур, графини Оверньской родилась малышка. Согласно летописцу, они «были довольны так же, как если бы это был сын». Но, к сожалению, их радости не суждено было длиться долго: родители Екатерины умерли в первый же месяц её жизни — мать на 15-й день после родов (в девятнадцатилетнем возрасте), а отец пережил супругу всего на шесть дней, оставив новорождённой в наследство герцогство Урбино и графство Овернь. После этого за новорожденной, почти год, вплоть до своей смерти в 1520 году, заботилась её бабушка Альфонсина Орсини.
В дальнейшем, забота о девочке перешла к ее тете, Клариссе Строцци, которая вместе со своими детьми, воспитывала и будущую французскую королеву. Смерть папы римского Льва X в 1521 году привела к перерыву власти Медичи на Святом престоле, пока в 1523 году кардинал Джулио де Медичи не стал Климентом VII. В 1527 Медичи во Флоренции были свергнуты, и возрасте 8-ми лет Екатерина стала заложницей – ее заточили в монастыре. Папе Клименту пришлось признать и короновать Карла Габсбурга императором Священной Римской империи взамен на его помощь в освобождении юной герцогини и ее возвращении во Флоренцию.
После 1530 года Папа Клемент озаботился устройством судьбы бедной сироты и стал рассматривать различные варианты. И когда в 1531 году французский король Франциск I предложил кандидатуру своего второго сына Генриха, Климент сразу же ухватился за этот шанс, ведь молодой герцог Орлеанский был выгоднейшей партией для его племянницы Екатерины. Четырнадцатилетняя Екатерина, покинув Флоренцию 1 сентября 1533 года, навсегда простилась с Италией. Екатерину нельзя было назвать красивой. Во время её прибытия в Рим один венецианский посол описал её как «рыжеволосую, небольшого роста и худую, но с выразительными глазами» — типичная внешность семьи Медичи. Но Екатерина смогла произвести впечатление на избалованный роскошью и утончённый французский двор: для юной невесты один из флорентийских мастеров изготовил туфли на высоком каблуке…
Свадьба, состоявшаяся в Марселе, 28 октября 1533 года, стала большим событием, отмеченным экстравагантностью и раздачей подарков. Такого скопления высшего духовенства Европа не видела давно. На церемонии присутствовал сам папа Климент VII в сопровождении многих кардиналов. Свадьба Генриха Валуа и Екатерины продолжалась тридцать четыре дня. На свадебном пиру итальянские повара впервые познакомили французский двор с новым десертом из фруктов и льда — это было первое мороженое. Папа потребовал, чтобы оба эти подростка стали фактически мужем и женой в самый день торжества – до такой степени он боялся разных хитростей и уловок, которые были в эти времена в ходу». Он хотел убедиться, что союз отныне нерасторжим и Франциск I не сможет сослаться на «несовершение брака», чтобы вернуть ему Екатерину. Впрочем, и сам король объявил о своем решении присутствовать на брачной ночи юных молодоженов – этот факт подтверждается несколькими свидетельствами.
Свадьба Генриха Валуа и Екатерины Медичи.
А уже через год, 25 сентября 1534 года, неожиданно умер папа Климент VII. Сменивший его Павел III расторг союз с Францией и отказался выплатить приданое Екатерины. А приданое было неплохим: за Катериной ведь давали Пизу, Ливорно, Модену, Реджио, Парму и Пьяченцу. Политическая ценность Екатерины внезапно улетучилась, ухудшив этим её положение в незнакомой стране. Король Франциск I жаловался, что «девочка приехала ко мне совершенно голой»… Чтобы понять изначальную причину ненависти к Екатерине Медичи, следует учитывать, что в семействе Валуа она с первого дня воспринималась как чужеродный элемент, итальянка, отпрыск банкирского рода, лишь недавно достигшего вершин власти и к тому же пользовавшегося дурной славой, — пишет автор новейшей биографии Екатерины Медичи, историк Василий Балакин. Екатерине, рождённой в купеческой Флоренции, где родители не были озабочены тем, чтобы дать своим отпрыскам разностороннее образование, было весьма трудно при утонченном французском дворе. Она чувствовала себя невеждой, не умевшей изящно строить фразы и допускавшей много ошибок в письмах. Нельзя забывать, что французский язык был для нее не родным, она говорила с акцентом, и хотя говорила достаточно ясно, придворные дамы презрительно делали вид, что плохо понимают её. Поэтому она была изолирована от общества и страдала от одиночества и неприязни со стороны французов, которые высокомерно называли её «итальянкой» и «купчихой».
В 1536 году неожиданно умер восемнадцатилетний первый претендент на французскую корону - дофин Франциск, герцог Бретонский (1518-1536) , и муж Екатерины стал наследником французского престола – дофином, а она, соответственно – дофиной. Теперь Екатерине предстояло заботиться о будущем трона. Детьми за три года пара так и не обзавелась. Некоторые историки склоняются к тому, что Генрих якобы имел некоторую патологию. Но тем не менее, в бесплодии была обвинена сама Екатерина, и ее положение при дворе стало весьма и весьма шатким. Многие советовали королю аннулировать брак. Под давлением мужа, желавшего закрепить своё положение рождением наследника, Екатерина долго и тщетно лечилась у всевозможных магов и целителей с одной единственной целью - забеременеть. Были использованы всевозможные средства для удачного зачатия, в том числе питьё мочи мула и ношение навозa коровы и оленьих рогов на нижней части живота. А рождение в 1537 году внебрачного ребёнка у мужа только лишь подтвердило слухи о бесплодии Екатерины. Некоторые историки видят в «чудесном исцелении» Генриха обыкновенный женский обман, но как было на самом деле мы не узнаем никогда… Но откуда у Екатерины могли бы появиться дети, если ее муж большую часть времени проводил у своей фаворитки Дианы де Пуатье?!
Диана де Пуатье (1499-1566)
С самого начала их супружеской жизни, главной женщиной в жизни новоиспеченного мужа все же была Диана, которая была старше его на двадцать лет. Со временем это позволило ей стать чрезвычайно влиятельной особой, а также (по мнению многих) истинной правительницей государства. Даже при коронации Генриха, которая прошла в базилике Сен-Дени в июне 1549 годa, она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Это показало всем, что Диана полностью заняла место Екатерины, которая, в свою очередь, вынуждена была терпеть возлюбленную своего супруга. Ей, как настоящей Медичи, даже удалось превозмочь себя, смирив гордость, и расположить к себе влиятельную фаворитку мужа. Диана же напротив, была очень довольна, что Генрих женат на женщине, которая предпочитала не вмешиваться и закрывала на всё глаза.
Но вернемся к Генриху. В конце-концов, он согласился на операцию, и почти через десять лет напряженного ожидания, 20 января 1544 года Екатерина родила сына. Мальчика назвали Франциском в честь деда, правящего короля (тот даже прослезился от счастья, узнав об этом). После первой беременности у Екатерины, казалось, больше не было проблем с зачатием. Рождением ещё нескольких наследников Екатерина упрочила своё положение при французском дворе. Долгосрочное будущее династии Валуа, казалось, было гарантировано.
Екатерина Медичи с детьми.
Внезапное чудодейственное излечение от бесплодия связывают с знаменитым врачом, алхимиком, астрологом и предсказателем Мишелем Нострадамусом — одним из немногих входивших в тесный круг доверенных лиц Екатерины. Генрих часто играл с детьми и даже присутствовал при их рождениях. В 1556 году, при очередных родах, Екатерину спасли от смерти хирурги, обломав ножки одной из двойняшек, Жанне, которая пролежала в утробе матери мёртвой шесть часов. Впрочем, и второй девочке, Виктории суждено было прожить всего лишь шесть недель. В связи с этими родами, которые прошли очень сложно и едва не стали причиной смерти Екатерины, врачи посоветовали королевской чете больше не думать о рождении новых детей; после этого совета Генрих прекратил посещать спальню своей супруги, проводя всё свободное время со своей фавориткой Дианой де Пуатье. Став верным рыцарем Дианы, Генрих носил цвета владычицы своего сердца: белый и черный, — до самого последнего вздоха и украшал свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (Диана — Генрих).
Генрих II Валуа, король Франции (1549-1559 г.)
Смерть Генриха 30 июня или 1 июля 1559 года была нелепой. Вопреки предсказаниям придворных астрологов Луки Горико и Нострадамуса, Генрих, решил сразиться в поединке с лейтенантом своей шотландской гвардии графом Габриэлем де Монтгомери. Неудачный удар - и расщеплённое копьё Монтгомери прошло в прорезь шлема короля, а далее, через глаз Генриха, дерево вошло в мозг, смертельно ранив монарха. Король был увезён в замок де Турнель, где из его лица были извлечены остальные обломки злополучного копья. Лучшие врачи королевства боролись за жизнь Генриха. Екатерина всё время находилась у постели супруга. Диана же, напротив, мгновенно удалилась из Парижа. Время от времени Генрих даже чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы диктовать письма и слушать музыку, но уже скоро он ослеп и потерял речь. 10 июля 1559 года умер Генрих II. Екатерине в это момент было 40 лет. С этого дня и до конца своих дней в знак траура носила чёрные одежды и вошла в историю Франции под именем «Чёрная королева». До этого в средневековой Франции траур был белым. Своей эмблемой Екатерина выбрала сломанное копьё с надписью «Lacrymae hinc, hinc dolor» («от этого все мои слёзы и боль моя»). Оцените теперь весь масштаб противостояния Екатерины и Дианы: Черная Королева против Белой Королевы.
После смерти Генриха II, Екатерина не стала мстить фаворитке своего мужа. Диану просто заставили вернуть драгоценности Короны в соответствии с составленной описью. Герцогиня испугалась, просила прощения у Екатерины, вручила ей свое имущество и свою жизнь. Королева-мать проявила великодушие. Она ограничилась тем, что запретила Диане и одной из ее дочерей являться ко двору.
Если вам понравился пост, не забываем лайкать! Вам - плюс в карму, а мне - бальзам на душу )))
II часть
III часть: