Вязание в чем-то сродни музыке. Крючок и спицы словно смычок и струны. Петельки похожи на разноголосые нотки. И каждое изделие имеет собственное звучание: от задорной польки в виде ажурной кофточки до напевного романса в исполнении шали или бравурного марша мужского свитера.
Особыми тонкостями «музыкального» вязания в совершенстве владеет замечательный мастер из Казани Татьяна Балантаева. Она согласилась поделиться тонкостями своего профессионального подхода к делу.
Елена: Когда Вы научились вязать? Помните ли свою первую работу?
Татьяна Балантаева: Вязать научилась давно, в раннем детстве. Вспоминаю, как, сидя на коленях у мамы, держалась за спицы и пробовала что-то сделать. Потом самостоятельно пыталась «поиграть» с клубочками, спицами. Однажды нашла крючок, и стала «работать», пока мама не видит, чтобы её удивить. Так появились коврики для кукольного дома: квадратные, связанные спицами и круглые — крючком. Затем попробовала вязать одежду для куклы — накидушки-пончо, настоящие носочки на 4 спицах. Потом, сидя около бабушки, смотрела, как получается нитка из пучка шерсти. Сама втихаря старалась прясть, не признаваясь, что брала веретено в руки. Радовалась от похвалы, что и моя спряденая ниточка не так уж плоха. Всевозможные попытки рукоделия с моей стороны поощрялись старшими. Бабушка очень хорошо пряла, вязала, шила руками, как не всякая машинка сошьёт — стежки один к одному. Так я узнала, что означает слово «белошвейка», познакомилась с искусной вышивкой гладью, крестом (обычным , болгарским и пр.). Вскоре поняла, что вязание — моё истинное увлечение. Первая большая работа случилась в 5 классе. Связала себе модную кофту с поясом, купить похожую из-за тотального дефицита было довольно сложно. Длинная кофта трёхцветной нити (настоящий шик!), с карманами, воротником, с рисунком! Учительница в школе была в шоке. С этого момента меня постоянно привлекали к участию в конкурсах ко всем мыслимым и немыслимым праздникам, которые непременно сопровождались выставками работ учеников. Были приятные награждения. Потом стала пробовать вязать по схемам более сложные рисунки, ажуры. Всё было увлекательно, интересно. Делились с девочками умениями вывязывать какие-то узоры, орнаменты. Так научилась вязать шапочки, манишки — папе, брату, себе. А маме ажурные кофточки, да такие красивые, что никто не верил, что это вяжет ребёнок. Стали просить мамины коллеги, чтобы им тоже что-нибудь связала.
Е.: Каким материалам и техникам вязания Вы отдаете предпочтение?
Т.Б.: Люблю хорошие нитки, качественных производителей, приятный состав, который не раздражает кожу, не вызывает неприятных ощущений. Это идёт с детства. Папа всегда приветствовал моё увлечение рукоделием, поэтому привозил отовсюду пряжу, которую тогда было не достать. И пряжа эта тоже была разной — просто хорошей, очень хорошей, суперовской или просто пряжей, которую смогли достать.
Умею многое, но учусь и по сегодняшний день — это необъятное поле, которое не перестаёт удивлять своими «плодами». Даже элементарный набор петель можно делать самыми невероятными способами, их десятки. Что уж говорить о техниках...
Е.: Что для Вас первично при создании новой работы — цвет, узор, фактура пряжи?
Т.Б.: Всегда по-разному: от сильной необходимости, от страстного желания связать просто очень понравившуюся вещь, от желания удивить или порадовать кого-то близкого. Часто дарила и дарю свои вязаные вещи, зная, что им всегда рады мои близкие и знакомые; те, кто не вяжет сам или вяжет, но не так как я :) Часто идею подаёт цвет пряжи, либо её фактура, либо настроение, но чаще всего всё вместе — выбирая нить, ориентируюсь на уже выбранную модельку.
Е.: Как появляются названия Ваших изделий?
Т.Б.: Название моделей довольно часто идёт от имени будущего владельца: мамина кофточка, папин свитер, Сашин пуловерчик, Юлькино платье, свитер Дэвиду, кофта Николя, кардиган Николаю II и так далее.
Е.: Приходилось ли Вам вязать на заказ? В чем трудности и прелести такой работы?
Т.Б.: Вязать на заказ приходилось с детства, с того момента, как поняла, что мои вещи нравятся и их носят с удовольствием. Поносив сама что-то связанное и уже слегка поднадоевшее, быстренько перевязывала во что-то другое либо просто дарила. Вещи расходились и разъежались по разным городам. И вот однажды моя подруга спросила, почему я всё раздаю даром, если при моём отличном вязании можно зарабатывать на Ярмарке. Сначала оторопела, довольно долго сомневалась, смогу ли работать с продажами на расстоянии? И лишь получив в подарок уже зарегистрированный на моё имя магазинчик, ничего не оставалось делать, как начать работать.
Е.: Как Вы относитесь к ярнбомбингу? Это желание приукрасить мир или неоправданный расход пряжи на пустяки?
Т.Б.: К этому виду деятельности я отношусь, как сторонний наблюдатель. Слишком ценю время, чтобы делать не очень практичные вещи. Иногда бывает красиво, но чаще всего возникает при виде подобного вопрос — кому и зачем это надо?
Е.: Сотрудничали ли Вы с журналами по вязанию? Считаете ли публикацию в них мерилом успешности?
Т.Б.: Да, имели место публикации моих работ. Было приятно, что их заметили здесь, на Ярмарке Мастеров, предложили поделиться опытом, да ещё и гонорары присылали! :) И номера с выпущенными журналами! Мои близкие были горды мной более меня :) Не знаю, можно ли считать это мерилом успешности, но хорошим рекламным шагом, конечно, да.
Е.: Пробовали ли Вы себя в других видах творчества?
Т.Б.: Рукоделием в любых видах восхищаюсь всегда — то, что сделано руками человека, бесценно. Сама умею вышивать, шить, даже гвозди забивать. Однако более всего люблю вязать — спицами и крючком.
Вяжу давно, вяжу хорошо, вяжу с радостью. Именно так написано у меня в магазинчике — «Вяжу с радостью!», и это не просто слова. Это чистая правда, потому что каждая связанная вещь наполнена любовью, теплотой моего сердца и рук .
Е.: Мне во время вязания хорошо думается. А еще люблю слушать музыку. Чем занимаетесь Вы, когда вяжете?
Т.Б.: Вязание — это увлечение, это релаксация, это простор для воображения, это труд — кропотливый, дорогой, любимый. Бывает, что вяжу в тишине, когда нужно внимательно выполнить сложный рисунок, сделать расчёт. Бывает, что слушаю музыку, аудиокниги — люблю читать, но времени на настоящие, живые книги не хватает. И чтобы как-то утолить голод на второе любимое увлечение, приходится выбирать пассивное чтение. Иногда получается посмотреть во время работы с вязанием фильм, интересную передачу, послушать лекцию или мастер-класс.