Много сотен лет в азиатской культуре обезьяна была довольно почитаемым созданием, ее наделяли незаурядным умом и огромной физической силой, а в китайском гороскопе обезьяна служит знаком фантазии, так как она быстрее всех приспосабливается к меняющимся обстоятельствам и весьма любознательна. Китайцы видели в обезьяне острый ум, хорошую память и чувство юмора.
Но обезьяна в европейской культуре имела довольно негативный смысл. Само слово «обезьяна» считалось оскорбительным прозвищем и эти животные были символами злобности и отвратительной внешности. В мистериях обезьяна являла собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа.
Г. Гольдбейн. Портрет принца Эдварда
В христианском искусстве обезьяна почти всегда предстает в отрицательном смысле, она изображается как символ людей без твердых нравственных устоев, нечистоплотных и похабных. Обезьяна трактуется как злое существо, склонное к подражанию, что богословами истолковывается и как признак неуверенности, сомнения в своей собственной и как символ бесстыдства, тщеславия, алчности, распутства, хитрости, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени.
Г. Макс «Мартышки»
Так в готическую эпоху обезьяна с яблоком во рту символизировала грехопадение человека, а обезьяна в цепях — победу над грехом. Среди ранних европейских миниатюр (XV в.) известен сюжет сотворения богом: животных. Все звери обычно расположены по левую, сторону от господа. Причем, первым всегда изображался мифический единорог — любимец всевышнего, который держит это стройное благостное животное за рог (есть мнение, что единорог олицетворял Христа, а его рог — крест, жертвенную смерть спасителя). Далее стоят слева же другие животные. И только одна обезьяна находится справа от бога. При этом единорог и обезьяна пространственно размещены на одном плане, олицетворяя, таким образом, антагонизм сил добра и зла. В картинах Лукасу Мозера «Мария с младенцем» и «Последнее общение Марии Магдалины», специально введена обезьяна как антипод светлого и чистого образа Христа. Таков же смысл «Мадонны с обезьяной» великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног богоматери, опять же, как противопоставление.
А. Дюрер «Мадонна с обезьяной»
Госсен Ван Ден Вейден «Бракосочетание Девы Марии»
П. Брейгель «Обезьяны»
Примечательно также, что образ обезьянки в цепях, в качестве символа греха, скованного добродетелью, присутствует во многих средневековых полотнах, так или иначе связанных с темой брака. В них также изображена и собака, как символ верности.
Ян Минзе Моленар «Аллегория супружеской верности»
Мастер Девы среди дев. «Распятие»
Корнелиус Ван Харлем «Грехопадение»
С наступлением эпохи Возрождения, а более определенно уже в XVI в., официальное «порицание» обезьян церковниками несколько ослабляется. В то время появляются изображения обезьян даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне, Лондоне, Монсе. В литературе я искусстве обезьяна теперь фигурирует преимущественно в виде простака, шута, вертопраха или придворного льстеца.
А.Г. Декан
Р. Карьерра
Тенирс «Парикмахерская»
Интересно, что именно эти качества в то время приписывали художникам. Так как искусство художника по сути своей считалось имитацией, его связывали с животным, известным своей способностью подражать и передразнивать. Это отражено, в частности, в формуле «обезьяна правды», ибо живопись считалась искажением действительности, иллюзией для одурачивания зрителя и стало афоризмом: «Искусство — это обезьяна действительности».
У.Ф. Емес «Старые друзья»
Х. Гольциус
Шарден «Художник»
Постепенно эта пародия на творчество художника распространилась и на другие виды человеческой деятельности для того, чтобы высмеять человеческую глупость и суетность.
Шарден «Антиквар»
Э.Г. Ландсир «Обезьяна, повидавшая мир»
Так во Франции в конце XVII столетия уже возникла целая мода на картины, и предметы декоративно-прикладного искусства с изображениями обезьян. Чаще всего художники писали обезьян одетыми в человеческое платье и занятыми каким-либо человеческим делом.
Д.Тёнирс
Д. Тёнирс
В наши дни мода на изображение очеловеченных обезьянок вновь возвращается, даря зрителям много приятных и веселых впечатлений.
Д. Тёнирс
Некоторые из «обезьяньих» полотен принадлежат кисти весьма известных мастеров. Несколько подобных картин написал и Шарден. В их число входит «Обезьяна-художник», где изображена обезьяна, пытающаяся нарисовать разбитую статуэтку Амура.
Д. Тёнирс «Школа»
Д. Тёнирс
Д. Тёнирс
Бёрд «Игроки в покер»
В.Х. Бёрд «Родительское благословение»
В.Х. Бёрд «Открытие Адама»
Декан «Эксперты»
В наши дни мода на изображение очеловеченных обезьянок вновь возвращается, даря зрителям много приятных и веселых впечатлений.
Д.Р. Вилсон
С. Бузугбе «Три очень умных обезьяны»
Э. Браун
Э. Браун
Э. Браун
Д.Р. Вилсон