Бедная ли Золушка? Часть 3
В детстве, когда я смотрела мультфильм "Золушка" времен СССР, помню, уже в довольно раннем возрасте, меня удивлял один момент. Сцена, в которой Золушка моет посуду, опуская руки в булькающую (кипящую) воду:
Ребенком, я недоумевала, как бедной девочке не больно окунать руки в кипяток. В более взрослом возрасте, прочитав роман Маргарет Митчел "Унесенные ветром", в одном из эпизодов которого Рэт Батлер за три секунды разоблачает Скарлетт ее материальное положение по ее натруженным рукам, я удивлялась, как Принц не понял по рукам девушки ее реальный статус. Ведь они должны были быть красными и опухшими от мытья посуды в кипятке.
Соответствие-несоответствие - эта тема красной нитью проходит сквозь всю сказку. Несоответствие натруженных рук Золушки ее супер-роскошному серебряно-золотого наряду, в котором она поехала или пошла на бал - это лишь небольшой кирпичик из целой груды несоответствий, на которые сплошь и рядом натыкается здравомыслящий человек, читающий сказку. Несоответствия или непонятно зачем установленные рамки, которым герои обязаны соответствовать. Можно сказать, возможно, не так уж тяжело работала Золушка, раз принц не заметил ее натруженных рук. А может не внимательный был, не Рэт Батлер все-таки, а неопытный юноша. А может он и не на руки девушки смотрел, а на ее прекрасные глаза или иные прелести... Может то, може это... Любое на выбор объяснение подошло бы, если бы подобных несоответствий не было так много.
Взять хотя бы преславутую фею-крёстную из сказки Шарля Перро. Раз крестная, значит подразумевается крещение - акт, через который крещёный, посредством крёстного, присоединяется к эгрегору христианства. К тому самому христианству, которое сжигало сотни и тысячи женщин за одно лишь подозрение к потустороннему (колдовству, магии и т.п.) А тут, можно сказать, один из главных героев сказки оказывается ведьмой, волшебницей, магиней. Куда, интересно, смотрел Святой отдел расследований еретической греховности европейской Инквизиции, у которого под самым носом заправляла еретичка фея-крестная?
Если же предположить, что фея-крестная является более ранней своей "инкарнацией" до-христианского периода, хотя бы тех же друидов, то наличие"крёстной" напрямую указывает, что Золушка прошла инициацию - определенный ритуал, который инициирумый вместе и/или под руководством "крёстного" проходит на более высшую ступень развития посредством ритуала посвящения. То есть перед нами Золушка - не зелёный несмысленыш, а прошедший инициацию человек. И вновь это приводит к тому, о чем я писала в
Следующие основное соответствие-несоответствие, которое имеется во всех сказках - это соответствие ступни девушки своей туфельке и несоответствие с размерами обуви ее сестер. Кое-что об этом я писала во
В русском языке есть такие выражения "корона стала жать", "корона не жмет?". Фразы отображают наступившее неоответствие внешнего статуса (символа власти - короны) и внутренних качеств его носителя (головы короля). Странно, если учесть, что голова взрослого человека не может вырасти, а корона сама по себе не может уменьшиться. Соответствие ступни туфле, которая является продуктом неземного происхождения (материлизованная ли деревом или феей-крёстной) - это намек на то, что данный человек, в частности сводные сестры Золушки и другие девушки королевства, несоответствуют положению, которое желают занять.
Следующее небольшое несоотвествие - плач Золушки оттого, что ее не берут на бал: "Обрадовалась Золушка, принесла миску своей мачехе - думала, что ей можно будет идти на пир, но мачеха сказала: "Нет, Золушка, ведь у тебя нет платья, да и танцевать ты не умеешь. Там над тобой только посмеются. Заплакала Золушка..." Хотя в сказке прямо указывается: "И когда Золушка ей высказывала какое-нибудь желание, птичка сбрасывала ей то, о чём она просила." Представляете, иметь собственный материализатор чего угодно и плакать от того, что из-за отсутствия платья не берут на бал? Конечно, со стороны мачехи это был всего лишь предлог, чтобы не брать падчерицу с собой. Дальнейшие действия Золушки показывают на то, что она была способна действовать без мачехи. Скорее, наоборот, возьми ее мачеха с собой, не были бы у девушки так развязаны руки и по поведению, и по выбору наряда, чтобы произвести желаемое впечатление на принца, как это сделала она в одиночку. Получается, что слезы лживые?
Читаем дальше... Еще одно несоответствие чисто бытовое. И, наверное, заметить его может только женщина, которая знает, что такое сборы на бал (праздник). Представим девушку, которая годами ходила вымазаная в золе, делала черную работу, ходила босая. То есть руки у нее были натруженные, волосы спутанные (Замарашка), лицо грязное. Мне не хочется приводить в пример бомжа, но сделаю это для понимания контраста. Вообразим бомжа, которому дали красивую одежду от модного дизайнера + обувь + часы и запонки. Одел он его и что? Станет ли он щеголем или денди? Нет, конечно. Потому что одежда - это небольшая часть образа. Основное, конечно, это внутреннее состояние, к которому обязательно прилагается состояние кожи лица, рук, волос и всех остальных частей тела, наравне с наличием здоровых зубов и свежестью дыхания. Одним словом - ухоженность! И чтобы привести все это в надлежащей вид, одного часа или даже дня, может и не хватить. Но Золушка не просто блестяще с этим справляется. Она точно также развоплощается из прекрасной принцессы в привычную Замарашку буквально за несколько часов.
Следующие два несоответствия объеденю в одно. В сказке братьев Гримм нет часов, нет дедлайна, до которого Золушка должна решить все свои дела с Принцем. Золушка просто собралась уходить, так как наступил вечер. И в провожатые к ней напросился королевич. Неизвестно что происходило с молодыми людьми во время "провожания", нам известно лишь то, что Золушка по каким-то своим причинам залезла на голубятню. То ли убегала от домагательств, то ли просто имидж у девушки такой был - вводить в заблуждение других людей неадекватными выходками. Представляете, в бальном платье, шитом золотом-серебром, залезать на/в домик, где живут голуби. Иметь голубятню могли иметь люди с определенным достатком и статусом. И хотя это могло быть довольно заметное строение, но все же по сравнению с человеческим жильем - это был небольшой домик для птиц с малюсенькими окошками и очень небольшим входом.
Интересно, какими способностями скалолаза должна обладать девушка, чтобы в бальном платье залезть на эту голубятню? Да, и не забываем, что скалолаз не тот кто залез на скалу, а кто смог спуститься.
А на второй день Золушка отмочила такую же выходку. Только она залезла уже на дерево. Тоже в бальном платье, которое было еще более пышным и красивым. Дерево было грушей. Неизвестно какого сорта была та груша, неизвестно какой величины был ствол. И хотя в благоприятных условиях (на юге) грушовое дерево может достигать от 5 до 25 метров в высоту и 5 метров в диаметре кроны. Но все же грушовое дерево мало способствует тому, чтобы по нему лазить в бальном платье. Даже если иметь навыки лазания по деревьям "как белочка". Обратим внимание, что в сказке подчеркивается такой момент: "и висели на нём чудесные груши":
Еще одна странность, которую хочется отметить. В сказке создается впечатление, что папа принца - король откуда-то знал Золушку лично. Причем знал ее не прежнее имя, а уже после того, как имя сменили на Замарашку-Золушку. Цитата: "Подумал старик: "А не Золушка ли это?" И так целых два раза папа-король высказывал версию, а не Золушка ли скачет белкой по деревьям и голубятне. Интересно, откуда столь высокопоставленное лицо знало о такой ничтожной персоне, как наша героиня? Да не просто знал, но и предполагал, что именно ею увлекся его родной сынок.
Отдельно отмечу несоответствие из сказки Перро - это полночь, время, когда чары рассеиваются. Золушка не смогла спланировать и закончить свое общение с принцем, таким образом, чтобы в 12 часов быть, по крайней мере, за порогом дворца. Думаю, что этот дедлайн - поздний новодел, включенный авторами в сказку, чтобы подчеркнуть, что фея-крёстная в своей магии использует светлые силы, которые прекращают свое действие после полуночи, время, когда темные силы захватывают власть над Землей и чары светлые рассеиваются.
Все это нагромождение несоответствий можно списать на то, что история де сказочная, а сказка она и есть сказка, развлечение и никакой логики в ней искать нет смысла. Но так как с этим утверждением я не согласна и считаю, что в каждой сказке записана некая идея, которую можно понять, если рассматривать историю под особым углом восприятия. Как стереокартинку:
Что-то отбросить, что-то усилить и обозначить - и проявится... Что изображено на стереокартинке, кто видит?
Но, возможно, кто-то давно понял к чему я клоню в своем рассказе
В этой части не поместилось про Золушкину магию, поэтому продолжение
Текст полностью авторский, фото взяты из свободных источников интернета. Полное или частичное копирование разрешается только с указанием ссылки на мой магазин!
Виктория Солнцева, ©