Многие помнят плетеных сов, которые глядели на нас со стен, и ажурные заплетенные покрывала, которыми накрывали пирамиды из подушек на кровати наши бабушки. У кого-то висят цветы в плетеных горшках, а кто-то и сам с большим удовольствием занимается плетением изделий в технике макраме. Но откуда же взялось это искусство?
Техника узелкового плетения уходит далеко вглубь веков и первоначально использовалась в сугубо практическом смысле. Собственно, как только появились первые веревки, вслед за ними появилась и необходимость как-то скреплять их вместе или крепить к чему-либо. Тогда и возникли узлы. Различного вида узлы использовались разными народами на протяжении всей истории. Узлы помогали в работе, служили амулетами, оберегами, лечили, использовались в магических ритуалах, запрещались, разрешались и, наконец, использовались в качестве украшений и декора.
Древняя цивилизация инков использовала узелковое письмо – кипу. С помощью кипу инки передавали сообщения, вели счет, записывали послания и указы.
В древнем Китае, до перехода на иероглифы, тоже было узелковое письмо. Китайские «узелки счастья» до сих пор широко распространены. Упомянутый в греческой мифологии Гордиев узел, стал нарицательным. Выражение «разрубить гордиев узел», говорить об успешном выходе из трудной ситуации. Вообще узлы, как тот или иной способ передачи информации, использовались многими народами. На Руси ворожеи вязали ведовские и обережные узлы – наузы.
С развитием мореходства происходит и развитие узелкового плетения. Существует не менее 100 различных морских узлов, которые используются и по сей день. Моряки, подолгу проводящие свое время в море, плели из морских узлов различные украшения, чтобы скоротать время. Считается, что жители Китая, Индии и Испании переняли от них искусство плетения узлов где-то в 14 веке.
Примерно в это время макраме увлекает и жителей Италии. Появляются различные школы, а в Турине Валентина Кавандоли начинает обучать этому искусству детей и, впоследствии, создает новый вид плотного плетения, который сейчас так и называют «кавандоли» или гобеленовое плетение. Затем этот вид рукоделия продвигается дальше в Европу. 17-18 век богат на плетеные изделия, которые присутствовали как в одежде, так и в повседневном быту. Высший свет Англии обязательно имел в элементах одежды украшения из плетеных золотых нитей.
Именоваться словом «макраме» данный вид рукоделия стал в 19 веке. Кто-то приписывает происхождение слова арабскому, а кто-то турецкому языку. Но в обоих языках значение сходно, присутствует и бахрома, и кружево. На это время приходится и новая волна популярности макраме. Французы выпускают «Энциклопедию женских рукоделий» с целым разделом о макраме. С конца 19 начала 20 века макраме приходит и в Россию, начиная свой путь с Прибалтики и постепенно завоевывая места в сердцах русских рукодельниц.
Так переменно, то затухая, то вновь возносясь на пик популярности, макраме добралось до нашего века. В последнее время вновь заметна волна интереса к этому древнему виду рукоделия. Панно и шали, шапочки и покрывала, кошельки и сумки, салфетки, ковры, гамаки, абажуры и шторы – вот далеко не полный список того, что можно сделать в технике макраме. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как микромакраме. Эта техника, взяв основной принцип узелкового плетения, основывается на использовании тонкой нити и искусственных или натуральных камней, бисера, бусин и другой фурнитуры. Она позволяет создавать потрясающие по красоте украшения, предметы быта и даже картины.
В итоге, пройдя путь от бытового и магического применения, макраме из обычного узла превратилось в произведение искусства. И каждый из вас при желании может украсить свою жизнь изделиями из него либо своими руками, либо обратившись за помощью к мастеру.