Сверчков Николай Егорович — забытое имя русской живописи ХIХ века.
Будущий художник родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов. Но посвятить себя только живописи долго не отваживался, и семь лет прослужил в канцелярии Министерства внутренних дел. В этот период Сверчков вольнослушателем прошел курс Академии художеств. Его работы, представленные на академических выставках, были замечены критикой, а он получил звание свободного художника портретной живописи и, оставив престижную службу, встал на тернистый путь живописца.
По приглашению коннозаводчиков и любителей лошадей, молодой художник начинает писать портреты лучших отечественных рысаков. Он побывал на крупнейших российских конных заводах, окунулся в новую для себя социальную среду, много и с увлечением рисовал. В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» — напишет он впоследствии.
Одними из любимых тем для своих полотен он видел в орловском рысаке. Орловский рысак — знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси.
Выведена в Росии, на Хреновском конном заводе, под руководством его владельца графа Орлова во второй половине XVIII — начале XIX веков методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской, мекленбургской и других пород.
Орловские рысаки используются также под седлом как прогулочные и спортивные лошади. Благодаря способности красиво изгибать шеи и держать голову орловцы хорошо смотрятся в упряжках и широко используются в драйвинге.
Алексей Орлов первым начал испытывать лошадей на резвость и отбирать для заводского использования наиболее резвых и выносливых на рыси. Система испытаний и тренировок рысаков включала бега на короткие и длинные (до 20-22 км) дистанции. Кобылы в тренинге находились с 3 до 6-7 лет, жеребцы бегали с 3 до 7-8 лет, а иногда и старше.
Граф Орлов завёл знаменитые в то время «Московские бега», быстро ставшие большим развлечением для москвичей. Летом Московские бега проводились на Донском поле, зимой — на льду Москвы-реки. Лошади должны были бежать чёткой уверенной рысью, переход на галоп (сбой) осмеивался и освистывался публикой. Орлов приглашал к состязаниям людей любых сословий на любой лошади, но неизменно его лошади одерживали верх. Вскоре вслед за Москвой бега стал проводить и Санкт-Петербург — зимой по льду Невы. С началом войны 1812 года бега были прекращены и возобновились только в 1834 году вместе с открытием первого в Европе бегового ипподрома и организацией Московского бегового общества. К этому времени термин «рысак» стал неотъемлемой частью названия породы.