Здравствуйте уважаемые покупатели, гости, друзья!
Все мои работы выполнены в технике древнерусского золотного шитья. И я хочу познакомить вас с этим видом искусства Древней Руси. Сейчас это искусство возрождается и уже во многих уголках России существуют мастерские, которые профессионально занимаются шитьем, возрождая утраченные традиции. Древнерусское шитье - это вышивка золотными, серебряными и шелковыми нитями, жемчугом, каменьями, канителью, битью, шнурами. Это искусство пришло к нам из Византии, когда Русь приняла христианство. Произведения шитья - это тканые предметы храмового обихода ( покровы на раки святых, пелены, плащаницы, хоругви, облачения священников ), которые украшались вышивкой. Такая церковная вышивка делится на два вида: лицевое шитье и орнаментальное. Я расскажу о лицевом шитье. К нему относятся изображеия Святых, Богородицы, Спасителя. Древнерусское лицевое шитье пользовалось заслуженной славой. И этой славой оно обязано мастерству русской женщины. От ее способности и таланта зависела красота и наполненность образа, который она наполняла миром разноцветных шелков. Шить и вышивать должна была уметь каждая женщина Древней Руси. Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель. Вменялось в подвиг, если женщина "по вся нощи без сна пребывала, в молбах и рукоделии, в прядиве и пяличном деле". Женщина того времени вела очень замкнутый образ жизни, особенно состоятельного класса, и рукоделие было единственной доступной ей областью творчества. И не случайно приезжие иностранцы отмечали, что лучше всего здесь русские женщины могут шить и вышивать шелком и золотом. Церковое шитье со сложными многофигурными сюжетами требовало предварительных рисунков профессиональных художников и большого количества дорогих тканей, жемчуга, драгоценных камней, шелка и золота. Поэтому, в отличие от шитья орнаментального ( одежда, головные уборы, платки, сумочки и другие прикладные вещи ), доступного всем слоям населения, лицевое шитье развивалось в светлицах княжеских и боярских, в богатых домах торговых людей и в крупных монастырях. Рукоделиями занимались в светлой комнате - светлице. Большие вещи, такие как покровы на раки святых или плащаницы, которые достигали в длину до двух метров, шили одновременно несколько мастериц. Такие работы шили от одного до трех лет. Сюжеты для шитья выбирала сама хозяйка мастерской. Чаще всего это было моление о чадородии или исторические события, например, победа Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. И это историческое событие изобразилось в шитье. Самым древним дошедшим до нас произведением шитья является пелена 1389 года "Спас Нерукотворный с предстоящими". Это самый ранний памятник московского шитья. Шитье выполнено на очень высоком уровне. Создательница пелены Мария Александровна Тверская, дочь князя Александра Михайловича, который выступил против насилий ханского посла Чол-хана и был за это убит в Орде, сумела выразить в своем произведении мысли и чувства, волновавшие людей, переживших Куликовскую битву и разорение Тохтамыша. Произведения древнерусского шитья поистинне драгоценны, это искусство элитарное - не только по социальной принадлежности заказчиков, но и по трудоемкости исполнения и цене используемых матералов.