Некоторые тонкости терминологии, которыми манипулируют. Что понимается под термином — натуральный компонент? С точки зрения толкования термина, согласно Оксфордскому словарю языка английского (издание от 1998 г.), термин «натуральный» означает «существующий в природе» или созданный ею, а не сотворенный или произведенный человеком.
С точки зрения химии под термином синтетический компонент подразумеваются те вещества и ингредиенты, которые получают с помощью химических методов (химических реакций). Следовательно, натуральными можно считать те вещества и ингредиенты, которые получены без применения химических превращений, то есть изолированы из природных матриц физическими методами (фильтрация, центрифугирование, кристаллизация, экстракция, выщелачивание и др.). Например, спирт этиловый марки Люкс, полученный из пшеницы — это получается натуральный компонент, а вот метамизол натрия или попросту анальгин, который мы пьём наутро при избыточном употреблении вышеописанного натурального спирта эта типичная синтетическая активная фармацевтическая субстанция. Тут впору задумать и о пользе натуральных компонентов и о вреде синтетических.
А вот в косметологии всё совсем не так очевидно. Казалось бы, что может быть натуральней обычного мыла, да если ещё получено оно из натурального масла своими руками да без синтетических добавок, красителей и консервантов? Ответ на этот вопрос кроется в способе его получения. А получить мыло можно только одним путём — химической реакцией жиров с водой в присутствии щёлочи (натрия гидроксида или калия гидроксида) при нагревании. А вот на деревьях мыло не растёт и, вообще говоря, в природе не встречается (пенящаяся жидкость, которую получают из «мыльного корня» к мылам никакого отношения не имеет и представляет собой водный раствор сапонинов, которые относятся совсем другому классу соединений).
В настоящий момент времени строгого определения натурального компонента в рамках косметической отрасли нет. Принято называть натуральными компонентами (органическими) те вещества и ингредиенты, которые прошли сертификацию у национального органа по сертификации, причём в каждой стране он свой и даже может быть не один и в большей своей части это коммерческие агентства. Отсюда следует, что все те компоненты, которые такую сертификацию не прошли и не внесены в соответствующие реестры можно назвать не натуральными. Казалось бы вот он выход. Опытные эксперты, имеющие доступ ко всем тонкостям и хитростям технологии получения того или иного компонента в состоянии решить, что можно отнести к органическим продуктам, а что нет. А всем остальным остаётся только лишь проверить наличие соответствующей маркировки на упаковке и можно не ломать голову. Но подвох в том, что органы сертификации органической продукции в первую очередь строго регламентируют способ получения, вернее, способ культивирования исходного сырья, из которого той или иной технологической переработкой получаются косметические ингредиенты, а вот способам технологической переработки отводится не маловажная, но всё же вторая роль. То есть такие организации в первую очередь призваны защищать и отстаивать нормы экологического земледелия и окружающую среду.
Тем, кто не понял нюанс — всё тот же пример про мыло. Смешаем в кастрюле растительное масло, щелочь и воду и часок прогреем эту смесь при перемешивании. Получим простое ядровое мыло. Как мы уже выяснили выше с точки зрения способа получения — такой продукт не подходит под определение натурального, поскольку в технологии использованы химические превращения (химическая реакция называется омыление жиров и хорошо известна всем из школьного курса химии). А что скажет нам орган по сертификации, если мы захотели бы налепить на наш кусок вожделенную этикетку с надписью — органический продукт. В сертификационном центре в первую очередь поинтересуются соблюдением норм органического земледелия. Например, из какого зерна было выжато исходное масло, в каком регионе оно росло, применялись ли при его выращивании минеральные удобрения, использовалась ли технология отжима без применения органических растворителей, как были утилизированы отходы производства, не загрязнили ли они окружающую среду и так далее. Технологию получения нашего куска тоже придётся предъявить, но если выше перечисленные пункты не нарушены и тому есть документальное подтверждения, то скорей всего сертификат на органическую продукцию (обратите внимание на термин, не натуральную, а органическую) нам выдадут.
Почему же так происходит? Почему нет органов, которые бы могли сертифицировать и маркировать косметическое сырьё и косметическую продукцию по простому принципу «выросло на дереве или получено в пробирке»? А дальше каждый, как говориться, решает сам. Не спешите винить заговор корпораций против человечества, хотя в каждой шутке... В первую очередь такая ситуация сложилась на сегодняшний день, благодаря всем нам. Все мы потребители, в смысле покупатели каких-либо товаров, а покупатель голосует рублём.
Товары, в том числе и косметика, сделанная полностью из натурального сырья, имеет очень ограниченное число покупателей. Например, возьмём такой крем для лица 18 века из пчелиного воска, яичного желтка, эфирного масло ромашки и сока клюквы. Технология — погреть на водяной бане да тщательно перемешать. Кстати, реальный рецепт из монастырской книги. Он отвечает всем критериям натуральности, но по потребительским характеристикам он подойдёт очень небольшому количеству женщин с очень сухой кожей и то, если не каждый день. У остальных более вероятно возникнет аллергия на такой продукт, забьются поры, будут лосниться щёки и лоб, мараться наволочки, косметика, нанесённая поверх, собьётся в комочки. Я немного утрирую, конечно, и на рынке органической косметики вы вряд ли найдёте продукт по такому рецепту, но общий смысл, надеюсь, понятен — преувеличенная польза натуральных компонентов и преувеличенный вред синтетических не более чем маркетинговый ход. Современный мир и современный ритм жизни заставляет женщин и мужчин выбирать другие текстуры с другими потребительскими характеристиками, которые пока ещё не может себе позволить рынок натуральной косметики. Ну и самое главное — это эффективность и скорость действия. Даже десять дрожжевых масок за неделю не смогут справиться с тем, с чем обычная сыворотка с витамином С справляется за 10 минут (из личных наблюдений, правда масок было девять).
Таким образом, органические ингредиенты это вовсе не те вещества, которые получены без применения химических реакций, более того органические ингредиенты априори могут быть не натуральными, а наоборот, это новый уровень всё той же химии и химических технологий последнего поколения, так называемой «зелёной химии». Здесь и применение ультразвуковых методов синтеза, и отказ от использования катализаторов на основе редкоземельных и тяжёлых металлов в пользу ферментативных комплексов и целое направление биосинтеза с использованием простейших микроорганизмов и целое направления химии по конструированию биоразлагаемых и дружественных окружающей среде полимеров и оригинальные конструкторские решения аппаратов, которые позволяют гомогенизировать смеси с малым содержанием эмульгаторов или вообще без них.
Именно поэтому, среди сертифицированной по органическим стандартам продукции вполне мирно уживаются и оливковое масло, полученное методов холодного прессования, и продукты его этерификации в виде сложных эфиров, и продукты его взаимодействия с сахарами, и другие, синтезированные из него соединения. Чего стоит только один так называемый «растительный силикон», в получение которого входит около 12 стадий химического синтеза, многочисленные хроматографические методы очистки и фракционирования, что никак не мешает этому замечательному продукту, успешно вытесняющему силикон настоящий иметь зелёный эколэйбл!
А современная органическая косметика — это вовсе не гидролат с воском, смешанные деревянной палочкой, как нам преподносят, а технологии микродиспергирования с использованием волновых колебательных сред, микрокапсулирование и конструирование липосомальных и других микро- и нановизикулярных систем доставки и т.п. В общем — это последние достижения органической, неорганической, коллоидной, физической, фармацевтической химии, всё больше вытесняющие классические химические реакции, которые мы изучали в школе.
Натуральная косметика в истинном её понимании была возможна и осталась в историческом контексте 17-18 веков, когда знания и уровень технологии находились на зачаточном уровне развития, когда действительно было достаточно смешать ароматическую воду, природный воск и яичный желток (больше-то собственно ничего и не было) деревянной палочкой и тем довольствоваться. Попробуйте намазать такую болтушку на лицо. Какие бы дифирамбы не пели прозорливые маркетологи о пользе натуральной косметики, и как бы вы ни пытались её втирать, через пятнадцать минут вам непременно захочется смыть жирную плёнку прочь (вот в виде маски очень даже ничего).
Сейчас под натуральностью понимают тенденцию, философию и конкретные наборы правил регламентов и систем, которые являются их отражением, направленные на сохранение окружающей среды и увеличение безопасности, и которым должны подчиняться химические, фармацевтические и косметические компании, желающие производить продукцию, маркированную зелёным эколейблом, и всё. Это просто новый подход, а не характеристика какой-то особой чудодейственности. Как и любая тенденция, эко-направление в косметике и в нашей жизни должно пройти испытание временем, прежде чем о ней будут сделаны однозначные выводы.
P.S. Но история нас ничему не учит, а должна как минимум научить одному. Любая индустрия, в том числе и косметическая, должна быть в первую очередь нравственной по отношению к тому, что производит и, самое главное, по отношению к тем, для кого производит, а не преследовать лёгкое обогащение любыми средствами. Иначе мы получим тот же феномен, что произошёл, когда миром правила другая модная тенденция — чудодейственная радиация, которая, как считалось, способна продлить молодость, подарить красоту и здоровье. На фоне колоссальных продаж всевозможных устройств для радиоактивного обогащения воды, таблеток с ураном и эпиляции рентгеновским излучением в 1930-е годы французская косметика Tho-Radia активно рекламировала свою продукцию, в состав которой входил хлористый торий и бромистый радий. Производители обещали моментальный эффект — идеально ровная кожа, отсутствие угрей, прыщиков, покраснений, морщин, свежий вид. По иронии судьбы эффект действительно был, как собственно и расплата за него в последствии.