В июле этого года наконец-то выделили с сестрой время на посещение Собора Спаса-на-Крови –одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Собор является музеем и памятником русской архитектуры.
(Сестра как-то умудрилась короновать меня куполом собора...)
Для многих удивительно расположение храма – он буквально висит над каналом, разорвав набережную.
Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны?
(заглавное, нижнее фото и зимнее- фото из ИНЕТа)
Дело в том, что собор был возведен по указанию Александра III и решению Синода именно на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.
Он народ освободил, а НАРОДОВОЛЬЦЫ его жизни лишили- такой вот парадокс....
Еще со школьной скамьи мы знали об этом покушении: российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова).
Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток. Раздался взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу.
Интересно, что в прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но тут же восьмое... не пережил. Вот так все фатально...
Место на бровке тротуара, где взорвалась бомба, при строительстве было ЗАКЛЮЧЕНО внутрь церкви.
Сам Собор, с учетом пожелания императора Александра III был построени –«… в стиле времен московских царей XVI - XVII веков».
Именно поэтому Спас-на-Крови, особенно издалека, напоминает очертанием Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, который был возведен как раз в XVI столетии.
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. (фото из ИНЕТа)
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи.
Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание.
Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров.
(фото из ИНЕТа)
Проект Собора- архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).
Удивительно, что Собор избежал разрушения.... причем несколько раз...
. В 1938 году было принято решение о его разборке, КАК НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ценности!!
Даже были просверлены отверстия для закладки взрывных устройств, но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено.
Во время блокады в соборе размещался морг. Один из снарядов застрял где-то в перекрытиях купола и был обезврежен только в 60-х годах!!
После войны здесь был склад, хранились декорации Малого оперного театра.
С 1968 года собор находился под охраной Государственной инспекции по охране памятников.
Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор».
После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей и удивительная красота стала доступна всем!
Он красив и снаружи, бесподобен внутри...
А изначально собор не предполагался для всеобщего посещения..
От пола, до самого купола- мозаичные панно из смальты, потому, очень хорошо сохранились. Около 7000 кв.м!!!!
В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Есть работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.
Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.
В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
Алтарь. Врата из серебра, резьба по мрамору (имитация под дерево!)
В круглом медальоне, если я правильно запомнила- единственное изображение Христа в отроческом (12-ти лет) возрасте...
Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".
Колонны выполнены из яшмы, а розовый- это родонит. Красотища!
Полы-набраны из итальянского мрамора- более 10 видов!
В Соборе много людей, много групп, но можно взять за дополнительную плату аудио-гида и спокойно слушать и созерцать....
Самое значительное в храме после алтаря место- место, где произошло покушение на императора Александра.
Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза (который не сохранился....).
У меня не очень получились фото этого места, потому вставлю фото из ИНЕта:
Мастера рассмотрят, сколько тут видов камня!
Совсем рядом с Собором- Михайловский сад и Михайловский замок.
От Михайловского сада Собор Спас на Крови отделяет уникальная ограда- очень красивая!
Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
Вокруг Собора очень красиво, приятно погулять по набережным Канала Грибоедова, р. Фонтанки, мостам и мостикам.
Вот и свадьба гуляет!
На р. Фонтанке, совсем рядом то место, где установлен знаменитый, самый маленький в Питере памятник- Чижик-Пыжик!
Предыстория его такова....В одном из домов на реке Фонтанке в 1835 году его Высочеством принцем Петром Георгиевичем Ольденбургским, племянником императора Николая I, было открыто Императорское Училище правоведения.
Его студентов и прозвали Чижиками-пыжиками, потому, что мундиры учащихся имели зеленый цвет, а петлицы и обшлага - желтый, как оперенье у этих птичек. А Пыжиками их называли из-за пыжиковых шапок.
В свободное время учащиеся-правоведы надевали обычную одежду и тайно посещали расположенный недалеко трактир в подвале дома купца Нефедова (дом №14)- студенты, они и есть -студенты!
. Вот и появился стишок про учеников-правоведов:
Чижик-пыжик где ты был
На Фонтанке водку пил....." ну и т.д.
В детстве я воспринимала этот стишок как детский..Только у меня было какое-то раздвоение мозга....: зачем он водку -то пил, этот маленький чижик...????? А может ВОДУ??? Так почему рюмками...и голова закружилась...????
В 1994 году питерцы решили юморнуть и поставить памятник этой птичке на р. ФОНТАНКЕ.
Ну и появилось поверье- если попасть монеткой на постаментик, желание сбудется. Мы, естественно тоже попытали счастья...
А еще мы увидели вот такие необычные "плакучие" рябины...
Мы хорошо прогулялись, насладились красотой, нас не застал дождик, мы проголодались, решили перекусить...и вот тут...
Все закончилось, совершенно неожиданно,...рекламой мастероов ЯМ!
На мне, как выяснилось при разборе фотографий, четыре работы с Ярмарки!
Бесподобное колье мастера Ольги Рай
Вот такая неожиданная фотосессия получилась!
Спасибо мастерам- ваши вещи мне доставляют эстетическое удовольствие!
Я вижу , что на них обращают внимание и, при случае, отсылаю людей на этот сайт . Некоторые вообще о нем не знали, другие говорят, что слышали уже, но не заходили...
А зря, уверяю я, наглядно это доказывая.