Сегодня была на одном мероприятии в торгово-развлекательном центре и дали мне в помощь промоутера - девушку лет 20. Пока суть да дело, решила я пообщаться с девушкой. Выяснилось, что учится она на паравоведа в юридической академии. И зашел у нас разговор о том, почему так много желающих на юридические и экономические факультеты. Они все что, с детства мечтали быть юристами и экономистами? На что девушка мне отвечает "выбирают наиболее денежные профессии". И вот тут я задумалась. Большинство людей, половину своей жизни проводит на работе. А выбирают не то, что нравится, не то к чему душа лежит, а то, за что платят больше денег. Становится человек счастливее, занимаясь не любимым делом? Вопрос, скорее, риторический. Это что же получается, они меняют своё счастье на деньги? Или деньги, заработанные на нелюбимой работе, приносят счастье? Это не утверждение, это вопрос.
Я на нелюбимой работе проработала полтора года после института. Проектный институт, в котором работала, оставил такое неизгладимое впечатление, что с тех пор, и по сей день, я занимаюсь только тем, что мне нравится. Это были совершенно разные виды деятельности, но все они мне нравились. Не могу сказать, что это всегда была денежная работа. Точнее сказать, большинство людей такую работу денежной не считает. Ну, судите сами - координатор косметической компании Эйвон, эксперт по продаже коммерческой недвижимости, менеджер в сфере накопительного страхования. Это не всё, чем я занималась, но остальное "в том же духе". Такая работа не привлекает большинство, потому, что на ней платят очень маленькую ставку, или не платят её вообще. Но зато платят процент! И тут уже зависит от тебя, сколько ты заработаешь. Я всегда зарабатывала больше многих тех, кто сидит в офисах на унылой работе. Потому, что знала, если не буду работать - не заплатят. С одной стороны, это не давало расслабляться, с другой, вносило нотку какого-то азарта в мою жизнь.
Почему я пишу это здесь, на "Ярмарке мастеров", а не, например, в своём Живом Журнале? Потому, что, знаю многие из тех, кто представляет здесь свои работы, днём сидят в офисах, а по вечерам, урывая время ото сна, вяжут, валяют, разрисовывают, шьют… Занимаются любимым делом. Эти люди чувствуют себя гораздо счастливее коллег, у которых нет такого любимого хобби. Но всё ли так радужно? Страдает ваша работа от того, что вы, сидя на ней, думаете, куда пришить финтифлюшку или, чем украсить шарфик? А ваши близкие, от того, что вы днём на работе, а вечерами-ночами с вязанием-валянием-рисованием? А вязание-валяние-рисование от того, что у вас не хватает времени и сил, чтобы стать в этом деле настоящим профессионалом? А вы от того, что всё время хочется спать и не хватает времени на дом, семью, себя?
Не все, но многие из тех, кто выставляет здесь свои работы, мечтают заниматься только творчеством, достичь в любимом деле высот. Что же мешает? Страх? Страх уйти с работы со стабильной зарплатой. На что я буду жить? Я сейчас не о тех, у кого маленькие дети которых нужно одеть-обуть-накормить. Я о тех, кто в ответе только за себя, или членов семьи, которые и сами могут о себе позаботиться. Дети – это святое, и родителям часто приходится жертвовать чем-то, чтобы их вырастить. Но это 18 лет вашей жизни (я считаю, что после 18 дети должны сами о себе заботиться, а не сидеть на шее у родителей). 18 лет – это ещё не вся жизнь. Так почему же многие работают до старости на работе, которую тихо (или громко) ненавидят? Страх неизвестности? Но разве хорошо, когда всё известно наперед, каждый день как предыдущий, с небольшими вариациями. Знаю, есть люди, для которых стабильность – хорошо. Но я сейчас говорю не о них, а о людях творческих, с «Ярмарки мастеров». Ведь творчество – это всегда поиск, движение, рост.
Я ушла с работы, которая была любимой до наступления кризиса, а с наступлением кризиса, когда банки перестали давать кредиты на покупку недвижимости, стала тупым сидением за компьютером. Ушла, чтобы делать шляпки. Просто захотелось. Никогда ничем подобным не занималась, так как всегда любила то, чем занимаюсь и не нуждалась в «отдушине» в виде хобби. А тут, видимо возраст…Захотелось чего-то спокойного, творческого, красивого… Кто ж знал, что спокойствие надоест уже через год, и я буду жить «на чемоданах», переезжая из города в город и знакомясь со множеством людей. Но сейчас не об этом...Так получилось, что муж тоже остался без работы. Год жили «на что придется». Когда появлялись деньги, в первую очередь, покупалась кошке еда, потом мне шерсть, а то, что оставалось, шло нам, с мужем на пропитание. Год ушел на то, чтобы научиться делать шляпки. Училась сама, собирая крупицы информации в Интернете и валяла-валяла-валяла. Через год у меня была коллекция, и я вышла на свою первую выставку. После выставки появились первые клиенты, «лёд тронулся». Денег, после покупки еды для кошки и шерсти для валяния, стало оставаться всё больше. Я даже смогла купить кучу старых шляпных болванок за 100 долларов! Счастью не было предела. Но шляпки, сезонный аксессуар, когда закончился сезон, закончились и деньги. К тому же, без большого круга общения, который у меня всегда был, в связи с моей профессиональной деятельностью, я заскучала. Но я знала, когда закрывается одна дверь, обязательно открывается другая. Главное не сидеть, тупо уставившись в закрытую дверь. Открытой дверью было предложение провести групповой мастер-класс. До этого я проводила индивидуальные мастер-классы у себя дома, но предложение о проведении группового мастер-класса застало врасплох. Было страшно. Что я им буду рассказывать? Тут же нет ничего сложного, каждый так сможет. Было большое желание отказаться. К тому же, мастер-класс предложили провести в далёком городе Санкт-Петербурге, который, для нас, украинцев, заграница. Неизвестность пугала. На азарт (а что там, впереди) перевесил. Было страшно. Могла отказаться. Ведь сидеть дома спокойней, но тогда не было бы более 70 групповых мастер-классов за три года, более 500 учеников, и жизнь не была бы такой интересной. Я вряд ли когда-нибудь побывала в далёком городе Самаре, не ориентировалась в московском метро лучше, чем в харьковском, не ездила в Одессу и Санкт-Петербург как к себе домой, и я не познакомилась бы со столькими замечательными и интересными людьми! Для себя я поняла – никогда не нужно ничего бояться. Всё будет так как надо, даже, если будет иначе. Когда я решила уйти с работы, чтобы делать шляпы, я не думала, что буду проводить мастер-классы. Всё получилось как надо. И я этому рада.