Фарфор начинается с пепельницы. "Страна Розенталь".
На географической карте это место расположено на границе Германии и Чехии – в верхней Франконии, в небольшом городке Зельб и его окрестностях. Фарфор здесь делают уже несколько веков, поскольку именно в этой области и в соседней Чехии залегает глина, пригодная для изготовления фарфоровой массы. А ее в природе не так много. Поэтому Зельб стал столицей компании, именно здесь сосредоточены все главные достопримечательности – штаб-квартира компании, главная мануфактура и замок Розенталь.
Собственно, в этом небольшом замке, построенном в XVII веке в стиле северного барокко, и началась история марки фарфора Rosenthal. В конце XIX века основатель компании Филипп Розенталь арендовал здесь несколько комнат, в которых работал над эскизами росписи фарфора для других мануфактур.
Но по-настоящему марка эксклюзивного фарфора Rosenthal началась с пепельницы. Это культовое первое самостоятельное произведение носит название "место отдыха горящей сигары" – оно выведено готическим шрифтом на белом фоне, здесь же нарисована и сама сигара. Дата создания – 1897 год. Пепельница благодаря своему неординарному для тех лет облику получила широкую популярность, брэнд Rosenthal приобрел известность, и к марке пришел успех.
Художники марки отдали дань всем историческим стилям, которые были актуальны в разное время существования Rosenthal. Все эти работы, ставшие сегодня классикой, можно увидеть не только на выставке, подготовленной к юбилею марки,– они малыми тиражами производятся и в наши дни. И надо сказать, остаются топовыми для марки. Период эклектики отразился в сервизах Luis XIV и Louis XV, Sanssouci, Empire, модерн – в сервизе Donatello, придуманном в 1905 году и пользовавшемся популярностью, вполне сравнимой с вышеупомянутой пепельницей.
1910-1920-е годы были отмечены созданием таких удачных вещей, как изящных форм сервиз без росписи Maria white (1910) в стиле бидермеер – гордость самого Филиппа Розенталя, который даже дал этому произведению имя любимой жены. А в этом году к юбилею марки этот сет украсил цветочный орнамент, и сервиз получил новое название Maria`s garden. Классикой фарфора марки стал также сервиз Aida (1926), который отличает строгий и благородный декор, решенный в темно-синем цвете с золотом.
Во времена Третьего рейха успешная история становления марки, к тому времени получившей мировую известность, экономическое влияние и владевшей целой сетью мануфактур, прерывается. В 1934 году основатель марки вынужден был из-за своего еврейского происхождения эмигрировать из Германии. Во многих случаях история марки в тот момент и заканчивалась. Но с Rosenthal вышло иначе.
В 1950-е годы сын Филиппа Розенталя, также Филипп Розенталь, вернулся на родину, и вскоре брэнд достиг еще большего расцвета. Младший Розенталь, умерший в 2001 году, оказался не только чтившим семейные традиции удачливым бизнесменом, сумевшим вернуть и приумножить богатство и известность брэнда Rosenthal. О нем вспоминают как о человеке эксцентричном, с легкостью адаптировавшем все новые веяния большого искусства. Он, в частности, выкупил вышеупомянутый замок, которому дал семейное имя, и реконструировал его. Замок стал своеобразным отражением характера хозяина: например, отреставрированные залы XVII века соседствуют здесь с авангардистскими пространственными решениями – фарфоровые тарелки-светильники встречают посетителей в вестибюле, в сводчатом подвале устроен бассейн. В замке гостили художники, дизайнеры и архитекторы с мировыми именами. Дружба хозяина с мировой арт-элитой не прошла бесследно для брэнда.
Фасады офисных зданий компании оформили такие известные архитекторы, как Морандини, Пейн и Хундертвассер. Здание главной мануфактуры компании в местечке Ротбюле, неподалеку от Зельба, спроектировано одним из ведущих архитекторов школы "Баухаус" Вальтером Горпиусом, специально прибывшим для этого из Америки. Само по себе оно является образцом позднего конструктивизма. Горпиус окружил фабрику парком, населенным косулями, а первое, что видит человек, заходящий на фабричную территорию,– это пруд с фламинго.
Еще одним результатом дружбы с именитыми гостями стало создание а 1961 году творческой мастерской Rosenthal studio line. В ней по приглашению работали Энди Уорхолл, Луиджи Колани, Марио Беллини, Рон Арад, Джаспер Моррисон.
При этом довоенные вещи, ставшие теперь классикой марки, остались в производстве. В арсенале Rosenthal они соседствуют с дизайнерскими инновациями. Такое сочетание стало традицией брэнда, которая была заложена отцом и сыном Розенталями, и неуклонно блюдется в наши дни, когда марка уже перестала быть семейной и управляется советом директоров.
Rosenthal как будто проводит некое соревнование среди лучших дизайнеров мира. Топовые сервизы настоящего – изящный кофейный сет Magic Flute с рельефом в духе ар-нуво (дизайн Бьерн Виинблад) и решенная в лучших традициях функционального скандинавского дизайна линия столовой посуды Suomi (автор – Тимо Сарпанева). В этом списке и белый кофейный набор Cupola Марио Беллини – "изюминка" в необычной форме ручек чашек. Чашки, расписанные по эскизам других именитых дизайнеров, составили коллекцию под названием City Cups с изображением разных городов. Итальянская проектная культура представлена в Rosenthal и Альдо Росси, придумавшим кофейно-чайный набор Il Faro. Джаспер Моррисон также поработал для марки – его серия столовой посуды Moon, решенная в истинно минималистическом ключе,– еще один хит брэнда. К грядущей годовщине приурочено появление коллекции Робина Платта Free Spirit, в формах которой ощущаются ориентальные мотивы.
Очень выигрышным для марки оказался крупномасштабный проект Rosenthal meets Versace. В 1993 году немецкий дизайнер Пол Вандерлих спроектировал для марки сервиз Mythos. Его рафинированные формы стали основой прославленного сервиза Medusa, декорированного по эскизам Версаче. Основной мотив, как легко догадаться, голова Медузы Горгоны. Medusa – это не только столовая посуда, но и бокалы, а также множество других чисто декоративных аксессуаров. Сервиз, который продолжают репродуцировать, имеет большой успех и среди любителей фарфора Rosenthal, и среди поклонников творений великого кутюрье. Проект продолжает работать и сегодня – теперь его ведет сестра Версаче, Донателла.
Говоря о фарфоре Rosenthal, нельзя не упомянуть линию Thomas, которая занимает совершенно особое место и даже производится на другой мануфактуре. Сотрудники компании упорно называют ее "молодой", хотя этот брэнд появился в 1904-м, а в состав Rosenthal вошел в 1908-м. Видимо, слово "молодая" характеризует общую направленность разработок Thomas – очень функциональные современные предметы, среди которых и те, в которых готовят, и те, в которых подают на стол. Последнее время дизайнеры линии увлечены созданием специальной посуды, подходящей для блюд разных национальных кухонь. "Юбилейная" новинка от Thomas – набор для горячих напитков Coup (дизайн Константин Grcic), который уже получил целых три дизайнерских премии.
А одним из самых актуальных трендов последнего времени лидеры компании считают линию Home design, которая кроме фарфора и стекла включает множество различных дополнительных аксессуаров, в том числе текстиль. При желании свой дом можно украсить и дизайнерской мебелью от Rosenthal. Так что "территория", занимаемая маркой в доме, заметно расширяется.
Фарфор марки имеет широкий круг почитателей, поскольку посудой от Rosenthal можно сервировать стол практически в любом стиле – классическом, традиционно-буржуазном и современном с его различными ответвлениями.
Я лично очень люблю фарфор и собираю свою коллекцию. Иногда мне попадаются прекрасные изделия, мимо которых невозможно пройти. Но которые не совсем мне подходят в коллекцию, и поэтому я выставляю их здесь.
Фарфоровою пепельницу Сокол (Германия, Третий Рейх), Вы можете посмотреть здесь: