Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Вискоза: за и против

Вискоза: за и против

Виды творчества:   Бижутерия своими руками > Вязание
Вискоза: за и против | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вы знаете, что объединяет целлофановую упаковку для цветов, платье из вискозы и кирзовый сапог? Материал. Все они сделаны из вискозы!

Вискоза по праву считается первым волокном, полученным человеком синтетическим путем. Название ткани и материала звучит примерно одинаково на всех языках Земли и происходит от латинского слова "viscum" – клей. Действительно, сырье для получения вискозной нити - раствор ксантогената целлюлозы в едком натре напоминает клей ярко-оранжевого либо, при наличии примесей, бурого или зеленого цвета.

Вискозу можно назвать самой натуральной из искусственных волокон, потому что она представляет собой восстановленную целлюлозу, то есть состав вискозы очень близок к составу натуральных растительных волокон. Свойства чистой вискозы больше всего напоминают свойства хлопка. Ткань приятна на ощупь, гигроскопична и воздухопроницаема.

Чистая вискоза полупрозрачная и блестящая и этим похожа на шелк. Для избавления от блеска (если он нежелателен) вискозу обрабатывают дополнительно или вводят в раствор матирующие добавки. Вискоза не накапливает статического электричества. Вискозное волокно легче, чем хлопковое, окрасить в любые яркие цвета – ведь краситель можно ввести непосредственно в раствор, из которого будет восстановлена нить.

Однако недостатки натуральной ткани не обошли стороной и вискозу: она легко сминается и разрушается под воздействием атмосферных факторов в результате совместного действия воды, кислорода, оксидов воздуха и ультрафиолетового излучения. Подобным воздействиям подвергается и натуральный хлопок, однако в его составе кроме целлюлозы есть природные антиоксиданты и защита от солнечного света, поэтому хлопок устойчивее чистой вискозы к воздействиям внешней среды.

Производители пряжи и тканей из вискозы учитывают эту особенность чистой вискозы и вводят в нее дополнительные компоненты: химические антиоксиданты и фильтры ультрафиолетового излучения, что позволяет продлить срок жизни волокну и, соответственно, вещи, из него изготовленной. При добавлении в раствор вискозы сульфата меди и гидрооксида аммония получают медноаммиачное волокно.

Впервые процесс регенерации целлюлозы был описан англичанином Дж. Мерсером в 1844 году. Однако промышленное получение вискозного волокна изобрели почти полвека спустя, в той же Англии, в 1892 году Кросс, Бевин и Бидл. Раствор ксантогената целлюлозы в едком натре выдавливали тонкой струйкой в емкость с кислотой – так получалась вискозная нить.

Англия недолго удерживала монополию на производство вискозы. В 1909 году во Франции из вискозного раствора получили упаковочную пленку – целлофан. Свойства новых материалов были высоко оценены людьми, тем более что сырьем для производства их служили отходы производства хлопчатых тканей и бумаги и древесные опилки. То есть, прекрасная, похожая на шелк ткань и прозрачная упаковочная пленка получались буквально из мусора!

Забавно, что точную химическую формулу целлюлозы определили лишь в 1934 году, когда производство вискозы уже шло полным ходом. В СССР перед Второй Мировой войной освоили производство и вискозных нитей и целлофана, а 1940 году придумали свое производное вискозы – искусственную кожу – кирзу. Впрочем, те, кому довелось носить кирзовые сапоги, вряд ли поминали изобретателя добрым словом.

Но прекрасная вискозная нить заслуживает только хвалебных отзывов.

Обычно в пряже и тканях вискозу смешивают с другими волокнами: хлопком, льном, шерстью и шелком – чтобы получить более дешевый материал практически без утраты им "натуральных" качеств; с полиэстером – для прочности и износостойкости, с лайкрой или эластаном – для получения эластичного "тянущегося" полотна.

В составе вещи на этикетке вискоза обозначается созвучными словами, написанными латинскими буквами или символом Vi.

Из вискозных нитей с их стеклянистым блеском получаются отличные "парадные" ткани: атлас, бархат, жаккард. Снабженная матирующими добавками вискоза может притвориться шерстью, хлопком или льном, а трикотаж из вискозы – прекрасный материал для летнего платья или домашней одежды. 

 Мне показалось что тема интересна для всех, ведь сама нить заставляет задуматься, ее мягкость и блеск манят и настраивают на творчество. А вам нравится это волокно? Может кто-то поделится своими мыслями об этом?

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email