Интерес к моде прошлого среди женщин современности неистребим. Но все равно остается много моментов, о которых большинство из нас имеет смутное представление. Например, мало кто из современных модниц скажет, что такое бандо, чем отличались друг от друга гро-грон, гроденапль или гроденафрик? Или что же такое сорти-де-баль?
А между тем, для знатных красоток 19 века это слово — «сорти-де-баль» означало очень многое. Так называли своеобразную накидку, пелерину. Ее носили только поверх бального (или вечернего, что тогда было одно и то же) платья, чтобы сохранить его от пыли, грязи. Да и просто защитить себя от прохлады. Ведь по канонам тогдашней моды бальные платья были максимально открыты: грудь, плечи, руки.
Вот как-то так:
Сорти-де-баль надевали перед самым выходом из дома, садились в карету. И снимали сразу, как только заходили в дом, где проходил бал. Эти накидки шились только из дорогих материалов: бархата на шелковой основе, атласа, тафты, шелка. Отделывали кружевом, мехом, сутажом. Согласно канонам тогдашней моды сорти-де-баль должна была гармонировать с платьем. Но, разумеется, не очень богатые дамы старались шить накидку, чтобы ее можно было носить с несколькими платьями.
Пелерина эта неоднократно упоминается в литературе того времени. Например, в книге, Маркевича «Перелом» есть фраза:
«В бельэтаже счастливые избранницы петербургского High life прикрывали роскошными sorties de bals свои обнаженные плечи, и осторожно, не ворочаясь, держали свои пышно убранные цветами и брильянтами головы» (1880 год).
В журнале «Москвитянин» за январь 1854 года писалось о них так:
«Богатый сорти-де-баль составляетъ необходимую принадлежность современнаго бальнаго наряда. Это пардесю делаютъ теперь съ неслыханной роскошью. Вотъ несколько образцовъ.»
1. Сорти-де-баль Alboni, родъ тальмы съ рукавами и капюшономъ, изъ пунцоваго кашемиру, шитаго золотомъ и украшеннаго турецкими кистями изъ пунцоваго шелку и золота.
2. Пардесю въ виде тальмы изъ белаго бархату, съ серебряными разводами, на голубомъ плюшевомъ подбое, обшитый голубой бахра мой съ серебрянымъ аграмантомъ и украшенный кордельеромъ и кистями изъ голубаго шелку и серебра.
3. Venitienne, сорти-де-баль белое кашемировое съ капюшономъ, образующимъ шарфъ спереди; рукава длинные и широкiе, разрезаны внизу; весь сорти-де-баль затканъ вокругъ широкой и яркой каймой, равно какъ рукава и капюшонъ.
4. Пелерина duchesse, небольшая, съ остроконечными и длинными полами; она делается изъ белаго атласу, выстеганнаго великолепными арабесками; вокругъ великолепная бахрама изъ белыхъ же марабу.
В феврале 1854 года в этом же журнале уже рекламировались другие варианты накидок:
«Огромныя горностаевыя пелерины въ большой моде; они считаются лучшимъ сорти-де-баль, самымъ приличнымъ аксес суаромъ костюма, назначеннаго для концерта или спектакля.
— Кроме того делаютъ много сорти-де-баль атласныхъ съ легкой опушкой изъ лебяжьяго пуху, что особенно идеть молодымъ девицамъ.
— Некоторыя делаютъ себе оригинальныя сорти-де-баль въ виде турецкихъ гаиковъ, изъ белаго кашемиру съ широкимъ шитьемъ шелками и золотомъ.»
Ну, и конечно, несколько иллюстраций, чтобы лучше представить.
Сорти-де-баль императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II (1899-1901)