"Ворна хатл" Вороний день в нашем городе.

Коренные народы Севера живут по своему календарю и привычный для нас зимний праздник – Новый год – отмечают в начале апреля. Вот и у нас весна наступила,а значит пришло время праздника «Вороний день» («Ворнахатл").

«Вороний день»- любимый праздник коренных народов Югры. Он широко отмечается в национальных поселках и во всех городах округа и считается официальным праздником окружного значения. С 2012 года  День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день» стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля.

Ворона для народов севера всегда являлась священной птицей. Именно она символизирует своим прилетом приход весны.Ворона у хантов и манси также считается покровительницей женщин и младенцев.

Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый  праздник!

А. Тарасова «Ворона»

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю от мечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег.

праздники

На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

про жизнь

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами:
«Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок,
символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:
«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально
сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

А вот Ворона в нашем городе...

Всем теплой весны!

Комментарии
Комментариев пока нет