День оленевода

День оленевода | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, друзья!

Давненько мне не доводилось бывать в поселках, а давеча вот повезло попасть на День оленевода в Тухарде. Жителям Дудинки редко дается возможность полюбоваться на один из самых главных и красивых праздников Таймыра. Зато поселки участвуют в нем каждый год. А уж жителям самого богатого по количеству оленеводов Тухарда - сам бог велел.

В этот раз праздник проходил 4 апреля. Он собрал множество гостей. В поселок прибывали норильчане и дудинцы на снегоходах, ТРЭКОЛах, вездеходах, вахтовках, вертолетах и даже на джипах. Благо зимник находится в хорошем состоянии и наземный транспорт без особых усилий преодолевал маршрут. Однако, без приключений все же не обошлось.

день оленевода

Группа, с которой ехала я, в основном состояла из сотрудников Таймырского колледжа, и их гостей из других городов, прибывших на "Профи-2015", а также мам с детьми, отправившихся к родне в поселок. Наша колонна состояла из двух ТРЭКОЛов и вездехода. На полпути один из ТРЭКОЛов сломался и вернулся в Дудинку, всех пассажиров распределили по остальным машинам. Я попала в вездеход, который идет гораздо медленнее, потому он отстал от первой машины. Не доезжая до Тухарда километрах в десяти встал на реке и вездеход. Связаться с ТРЭКОЛом никак не получалось, чтобы он вернулся за нами, потому пришлось ловить "попутки", чтобы успеть к началу праздника. Так часть пассажиров выбралась на попутных снегоходах. Мне пришлось ехать в неприспособленных санях, цепляясь за резиновые жгуты заледеневшими пальцами, подпрыгивая на каждой кочке, уворачиваясь от летящих из-под бурана снежных камней. В добавок из раскрывшегося рюкзака по тундре полетели мои вещи. Спасибо большое ребятам, подвозившим нас, которые потом искали мой скраб в снегу. Люблю я такие поездки, всегда есть что вспомнить!

праздник

Между тем в поселке начался праздник. На берегу реки под весенним солнышком собрались все жители, гости, и, конечно, сами оленеводы, съехавшиеся из разных уголков Тухардской тундры. Их сразу можно было отличить не только по традиционной одежде, но и по обветренным, загоревшим лицам. Вместе со взрослыми было много детей самого разного возраста. Груднички спали в меховых люльках, те, что уже научились ходить, цеплялись за родительские парки. Еще постарше с чупа-чупсом за щекою сновали между снегоходами, торговыми рядами и стилизованными чумами. Мальчишки-школьники тренировались в национальной борьбе, устраивая кучу-малу. Степенные же тундровики выбирали местечко напротив сцены, где выступали дудинские и местные артисты. Кто-то пританцовывал внизу, а некоторым непременно хотелось поближе к выступающим на сцену, в гущу событий.

этно

таймыр

север

До начала соревнований всех присутствующих поздравили с Днем оленевода глава Таймыра Ильдар Джураев, руководитель администрации района Сергей Ткаченко, глава поселения Караул Дмитрий Рудник, руководитель администрации сельского поселения Караул в Тухарде Александр Желтяков. Они же позднее наградят победителей соревнований, начались которые с гонок на оленьих упряжках. В этом году сократили дистанцию заезда, а потому гости увидели лишь финиш каюров. Зрелище никто не хотел пропустить, все гости, утопая то одной, то другой ногой в снегу, поспешили к финишу, чтобы успеть увидеть и заснять приход победителей. Представители СМИ ради удачного кадра рисковали быть затоптанными оленями, вставая на пути несущейся упряжке. В этих соревнованиях мне больше всего жалко животных. Они прибегают распаренные, запыхавшиеся, с высунутыми языками и выпученными глазами, долго не могут отдышаться, утоляют жажду снегом. На финише все сразу обступают оленеводов-победителей, поздравляют, хлопают по плечу. Победа в этих соревнования означает не только высокий уровень мастерства, но и то, что в семье появится новый помощник - снегоход. А это большое подспорье для тундровиков.

татьяна ищук

орнамент

орнаменты

традиционная одежда

одежда этно

Когда страсти от заездов улеглись, можно и перекусить. В трех организованных чумах радушные хозяйки угощали всех желающих. Кто-то согревался горячим чаем с конфетами, а кто-то полноценно обедал. Здесь предлагали шурпу, тушеную картошку с олениной, бульон из куропатки, жаренную корюшку, котлеты из оленины, согудай и многое другое. За одним столом я услышала разговор двух людей и не могла не вмешаться, чтобы узнать подробности. Оказалось, что один из них - Евгений Ямкин готовится участвовать в соревнованиях по перетягиванию палки и в национальной борьбе. Он специально приехал на праздник из Носка. Евгений - сын известного рыбака Егора Михайловича Ямкина и сам стал рыбаком, трудится в артели у Насреддина Алиева в СПХ "Заря". Евгений уже девятнадцать раз становился победителем в перетягивании палки. Причем никаких специальных тренировок он не проводит, такой силой мужчину наградила природа.

северный орнамент

олень

Пока на сцене выступает детский хореографический ансамбль "Таймыр", к конкурсу национальной одежды готовятся участники - надевают собственноручно сшитые и вышитые орнаментами парки, бокари, подвязываются традиционными поясами. Каждый год на конкурс выставляются новые модели, на изготовление которых уходят несколько месяцев. Алена Тоги приехала из Талнаха навестить своих родителей, они до сих пор кочуют по тундре, состоят в кооперативе "Сузун". Алена же выбрала цивилизацию, но корни свои не забывает - шьет национальную одежду, сочиняет сказки.

северный олень

этнос

Возле торговых рядов знакомлюсь с семейством Яроцких - Серафимы и Виктора. За последний год они впервые в поселке. Приехали с тремя младшими детьми, чтобы подготовится к летовке, закупить необходимые материалы и вещи для ребятишек. Правда, сетует Виктор, "кочевых" денег сегодня им не выдали, придется задержаться на несколько дней, чтобы не возвращаться с пустыми руками. Семья Яроцких создалась десять лет назад, когда Виктор привез жену из Ямала. Сейчас они кочуют в ста тридцати километрах от Тухарда и перебираться в поселок или город не собираются. "Я же сразу умру без тундры, - говорит Виктор, - да и должен же кто-то жить в тундре, оленей пасти". На вопрос хотели бы они, чтобы дети тоже остались в тундре, Серафима ответила, что дети сами решат, где им лучше. У Яроцких 300 оленей, они объединились с другими оленеводами и общее стадо составляет тысячу голов. В скором времени ожидают пополнения стада. В этом году проблем с охотой у тундровиков не возникло, а вот рыбалка не очень удачна. Свой досуг семья проводит за просмотром DVD. Дети любят современные мультики, взрослые смотрят фильмы. Хотя свободного времени в тундре совсем мало.

народы севера

Семья Яроцких.

Вскоре начинаются соревнования по прыжкам через нарты и народ подтягивается к этой площадке. Бравые парни без остановки прыгают через деревянные сооружения. Все считают:"Пятьдесят восемь, пятьдесят девять..." Ну надо же! Я до начала состязаний подходила и примерялась к нартам - они довольно высокие и широкие, я бы точно ни одной не преодолела, зацепилась бы ногами за первые и запуталась, упав, во вторых. А они их десятками преодолевают!

Рядом готовят площадки для национальной борьбы и перетягивания палки, но нам уже пора уезжать. На этот раз без приключений быстро долетели на вертолете. Жаль, что праздник закончился уже без нас. В следующий раз обязательно поеду еще при возможности. И вам советую. Не пожалеете.

экзотика

Вид тундры с вертолета

А вот еще фотографии с праздника

А это уже я...

Комментарии (5)

Очень интересно, спасибо!

Татьяна, а откуда в кочевьях электричество? Они с генератором передвигаются?

Да, у них есть бензогенераторы. А раньше пользовались свечами из рыбьего жира, и конечно, никаких телевизоров тогда не было. Сейчас недалеко от поселков и в интернет можно зайти, но скорость очень плохая.

Таня, все Ваши записи в блоге я читаю взахлеб, мне очень интересна тема Севера: уклад жизни, быт, обычаи, для меня это ново, я у Вас никогда не была. Вживую таймырцев я видела только на Олмпиаде в Сочи, у них был свой павильон, меня долго муж оттуда уводил, все хотелось пощупать, увидеть и постоять подольше: очень красивые национальные костюмы, изделия народных промыслов. Для меня это такой далекий мир, мы тут на Кубани, как тепличные растения, тепло, солнышко, все колосится, растет, только в землю брось, а в таких суровых условиях жить могут только очень сильные духовно и физически люди, привязанные к своей земле. Спасибо за Ваши подробные записи, не говоря уже о чудесных фото.

Спасибо, Светлана, очень приятно. Мы, северяне, мечтаем о солнышке и юге, Вы, южане, наоборот... интересно. На самом деле в каждом регионе есть своя изюминка, специфика, есть чем гордиться. Все мы разные и тем интересны.
На фото, где пьют шампанское - молодожены. В поселках День оленевода - это время смотрин и свадеб, потому что кочевники съезжаются со всех окресностей закупиться в магазинах, повидать родню. Часто только здесь они и видятся - раз в год.