> Журнал > Блоги > Персональные записи > Мастер-классы: зарабатываем и дарим радость

Мастер-классы: зарабатываем и дарим радость

02.04.2015 20:23     Просмотров: 791     Комментариев: 4     

Прямые продажи – не единственный способ заработать на рукоделии. Существует еще несколько способов монетизировать свое хобби. Один из них - проводить мастер-классы.

Меня, как организатора Клуба самарских рукодельниц, часто спрашивают: хочу и пробую проводить мастер-классы, но у меня ничего не получается, не могу себя распиарить, как быть? Начинаю спрашивать подробности и понимаю, что этот человек все делает не так. С чего я это взяла? Из собственного опыта и опыта других успешных мастериц. Этот опыт со временем выстроился в довольно четкую схему, которой я хотела бы с вами поделиться. Вдруг пригодится.

Итак, поехали.

1. А нужно ли вам это?

Решите, хотите ли вы вообще проводить мастер-классы, то есть по сути работать учителем. Педагогическая деятельность – сложный труд. Она требует огромного терпения: то, что кажется элементарным вам, иногда приходится другим показывать и объяснять раз по десять. И вы должны будете это делать, ведь люди уже заплатили вам деньги за знания. Вы должны уметь говорить и общаться. Рассадить за стол людей, сунуть им под нос образец и сказать – а теперь делайте, не прокатит. Вы должны будете долго и терпеливо работать с каждым, порой срывая голос до хрипоты. Вы должны обладать стрессоустойчивостью и быстротой мышления: не исключено, что на вашем мк найдется человек, который захочет бросить все на полпути или вообще заявит, что он, оказывается, это уже умеет. И тому и другому, во избежание конфликта, вы должны будете сразу же объяснить, по какой причине они все же должны продолжить работу. Ну что, вы еще готовы зарабатывать деньги таким способом? Тогда переходим к следующему совету.

2. Какие мастер-классы проводить.

Итак, вы решили зарабатывать обучением. Большинству мастеров при этом кажется, что все равно, чему учить, главное – учить, ведь люди этого не знают. И это большая ошибка. Во-первых, народ у нас все же образованный. Человек может сам ничего не делать руками, но при этом быть знакомым со многими техниками: учили на уроках труда в школе, занимался в кружке, в лагере отдыха, на теплоходе, на базе отдыха, на корпоративном мастер-классе. Так что клич “пойдемте сделаем чего-нибудь” тут не сработает. Да и в рукоделии тоже существует своя мода. Например, года четыре назад был очень популярен скрапбукинг. Мастер-классы, даже самые простые: этот цветочек прилепляем сюда, а эту ленточку – сюда, ставим штампик и готово – шли на ура. Сейчас же на такие мк народ собрать нелегко.

Так на какие мастер-классы стоит набирать народ:

  • По необычным, мало распространенным, эксклюзивным техникам. Вы владеете техникой горячей эмали? Делаете украшения с приемами из ювелирного дела? Вяжете ирландское кружево? Делаете из ткани цветы, ничем не отличающиеся от настоящих? Можете смело набирать группу. А в большинстве случаев, народ сам вас найдет и попросится к вам на занятие.
  • По народным промыслам. Роспись по бересте, плетение из лозы, гончарное дело, гжельская роспись и т.п. Людям всегда хочется сделать что-то, что они видели только в музее.
  • По модным техникам рукоделия. Но здесь нужно очень внимательно следить за новостями из мира творчества и держать нос по ветру. Заметили, к примеру, что начался бум крези-квилта, которым вы владеете в совершенстве – не теряйтесь, давайте объявление о наборе на занятия.
  • Если же все ваши техники традиционны и не сейчас не на пике популярности, придумайте, как здесь делать то, что будет востребовано здесь и сейчас. Это могут быть:

а) мастер-классы по случаю: новогодняя скраповая открытка, свит-дизайн к 8 марта, декупаж подноса к пасхе и т.п. Людям интересно необычно украсить свой интерьер к празднику и получить новые знания за те же деньги, которые бы они просто так оставили в стандартном магазине интерьера.

б) мастер-классы, затрагивающие наши жизненные потребности. Например, народные куклы. Люди очень охотно приходят на занятия по Куколке на счастье, Пасхе, Берегине дома, Званке-желанике, Богачу и Крупеничке, Куколке на беременность и Куколке на удачный выход замуж. Потому что им это нужно, потому что это вера в то, что это поможет решить свои проблемы. Здесь главное правильно объяснить, что это и зачем им это надо.

  • Спросом пользуются и мастер-классы по вязанию и кройке-шитью. И это понятно: люди хотят научиться тому, что пригодится в жизни.
  • В последнее время становятся популярными мастер-классы, на которых можно сделать что-то из ничего: кашпо из ведерка из-под майонеза, картину из проволоки, дизайнерскую бумагу из сухоцветов. Во-первых, это очень хорошо развивает воображение и дает возможность почувствовать себя настоящим творцом. Во-вторых, дает подсказку, как можно сэкономить на материалах для рукоделия, которые очень не дешевы. В-третьих, это хорошее подспорье мамам детсадовцев и школьников, которым постоянно нужны всякие разные работы для конкурсов.

На какой бы мастер-класс вы не собирали народ, имейте в виду, что в результате человек всегда хочет унести с собой готовое изделие, желательно, уже красиво оформленное. Поэтому не стоит приглашать людей на занятия, где вы будете делать что-то неизвестно для чего. Например, цветок из отреза органзы с помощью свечки. Прикольно, да. Куда только применить? А вот если собрать эти цветы в брошь, заколку, сделать их элементами скраповой открытки и т.п. – это вызовет интерес.

3. К мастер-классу нужно готовиться.

Насколько банальным и даже смешным вам покажется этот совет, настолько часто он оказывается игнорируемым мастерицами. Вот он: к любому мастер-классу нужно готовиться. Очень часто, принимая заявки на мастер-классы, я слышу: ну ты напиши, а там я придумаю, что будем делать. Придумывая это все в процессе, мастер путается, заикается, не может четко и уверенно показать, как нужно действовать. Вы сами хотели бы у такого учиться? Еще хуже, когда мастер напрямую заявляет собравшимся: я правда сам такого еще никогда не делал, но мне так хочется попробовать. Так делать ни в коем случае нельзя: рукодельный мир очень узкий и “слава” о вашем непрофессионализме распространится очень быстро. И больше к вам никто не придет.

Если вы собрались проводить мастер-класс,

а) У вас обязательно должно быть готовое изделие, точно такое же, как вы будете делать на мастер-классе. Не из худших и не из лучших материалов. В моей практике был такой случай, когда наш Клуб пригласили проводить корпоративные мастер-классы. У организаторов было одно условие – сначала показать им образцы. Образцы мастера мне принесли, но сделаны они были из дешевых материалов и кое-как. “Ты объясни, что на мк мы будем делать это из другого и выглядеть это будет гораздо лучше”, - заявили они. Нетрудно догадаться, что наше сотрудничество с той компанией не сложилось. “Мы не уверены, что это будет лучше”, - в свою очередь заявила другая сторона.

И наоборот: если вы сделаете образец из лучших материалов, а собравшимся предложите худшие, они почувствуют себя обманутыми. Ведь никому не хочется, чтобы на них сэкономили.

б) У вас обязательно должна быть фотография того изделия, которое вы будет делать на мастер-классе. И не надо фотографировать его ночью при свете маленькой лампы на краю захламленного старого стола на фоне ковра. Какую бы красоту вы ни сотворили, при этом окружении она будет выглядеть просто ужасно. Словам народ не верит, он верит своим глазам. И делать такой ужас не пойдет никто.

в) Ваша работа должна быть аккуратной. Сделанная тяп-ляп даже в самой уникальной технике – не пойдет. И не надо надеяться: они все равно ничего не умеют, значит, ничего не поймут. Да, не умеют, потому к вам и идут, но вот халтуру каждый человек чует за версту. И делать кривенький-косенький образец не придет. И наоборот: аккуратная работа даже в самой простой технике привлечет внимание. Потому что “я тоже хочу так миленько”.

г) Четко рассчитайте длительность мастер-класса. На объяснения типа “от двух часов” народ реагирует плохо. Потому что редко когда на мастер-классы приходят откровенные бездельники от нечего делать. В большинстве случаев это или постоянно занятые на работе люди, молодые мамочки или мастера, работающие в других направлениях. Все они выкроили немного времени из своего плотного графика и хотят точно знать, когда освободятся.

Как рассчитать время мк? Посмотрите, сколько времени вы затратили на изготовление изделия, и умножьте его на два. Потому что люди будут его делать как минимум в два раза медленнее.

г) Все перечисленное выше вы сами должны сложить в четкое и логичное описание мастер-класса:

  • Кто проводит мастер-класс: имя, фамилия, фотография, контакты и все свои звания. Чем их больше, тем выше доверие к вам, как к мастеру.
  • Где будет проходить мастер-класс.
  • Что будете делать: название и фотография.
  • В какой технике.

- Какие приемы и хитрости вы изучите.

  • Какие знания получат пришедшие к вам.
  • На кого рассчитан этот мастер-класс (новички, продвинутые, дети с указанием возраста, профессионалы в какой- либо сфере и т.п.)
  • Что нужно принести с собой на мастер-класс. Или, наоборот, написать, что все материалы предоставляются.
  • Стоимость мастер-класса.
  • Фраза: предварительная запись – обязательно и еще раз ваши контакты. Не рассчитывайте, что люди подумают-подумают до последнего момента и придут к вам. Не придут. Те, кому надо, позвонят и запишутся. И даже из них точно на мастер-класс придет от силы половина. Такова практика, к сожалению. И здесь сразу же возникает вопрос о предоплате: брать или не брать. Я предоплату никогда не беру. Потому что сбор денег всегда пугает людей. Во-первых, ни не знают вас, так почему они должны перечислять вам на какую-то непонятную карту свои кровные? И потом в нашей жизни случается всякое и вдруг именно в этот день человек не сможет к вам прийти. Вы же не вернете ему деньги, а ему их терять совсем не хочется.

С другой стороны, предоплата – хоть небольшая, но все же гарантия стабильности, особенно, если вы едете проводить мастер-класс в другой город. Так что здесь уж смотрите по обстоятельствам.

4. Мастер-класс или мастер-шоу.

Еще один спорный вопрос: что проводить – мастер-класс или мастер-шоу.

Мастер-класс, это когда люди под вашим руководством сами своими руками мастерят вещь и уносят ее с собой.

Мастер-шоу потому и называется шоу, что вы только показываете, как делается та или иная вещь, а люди просто смотрят, ничего не делая сами.

Лично у меня ответ на этот вопрос однозначный: я за мастер-классы. Потому что люди не хотят просто смотреть, если, конечно, вы не звезда мирового масштаба, на которую даже бездельничающую любопытно поглядеть. На мастер-класс люди приходят прежде всего за знаниями, а их без практики получить невозможно: все нужно потрогать, покрутить, спаять, приклеить, разложить и т.п. самим. Второе: после каждого занятия люди хотят унести с собой что-то готовое. Наверное, это идет из подсознания. В нашем меркантильном мире любое творчество воспринимается как хобби, а, значит, безделье. А здесь – реальное доказательство себе самой и окружающим, что ты не бездельничал.

Но мастер-шоу тоже имеют место быть. Чаще всего их проводят приезжие мастера, и это понятно: таким образом они удешевляют свои работу, потому что крое всего прочего в ее стоимость закладывается цена билета, стоимость проживания в гостинице и даже питание. А если туда еще добавить стоимость часа работы и материалов, то цифра получится далеко не маленькая, не каждый имеет возможность прийти на такой мк. Минусуем материалы – уже становится веселее.

Еще интересно, что мастер-шоу очень распространены среди опытных валяльщиц. Здесь, наверное, сказывается специфика труда: основные приемы им знакомы и понятны, потому уже не обязательно трогать шерсть своими руками, достаточно внимательно посмотреть, чтобы понять, как это будет в результате.

4.Предоставлять материалы или нет.

На этот вопрос тоже нельзя дать однозначный ответ. Лично я всегда предоставляю материалы. Потому что сколько ни пиши “натуральная ткань – ситец или бязь – в мелкий цветочек” все равно принесут вискозу в крупных маках. Потому что: тоже ткань, тоже в цветочек, другой нет, эта понравилась – нужно подчеркнуть. И даже с сухоцветами этот номер не прокатывает: обычно вместо плоских ромашек-незабудок приносят объемные розы, а их в основу для кольца не положишь. Поэтому я предпочитаю не мучить людей, а заранее побеспокоиться о том, из чего они будут творить, чтобы потом на мастер-классе не выкручиваться самой.

Хотя есть мастер-классы, на которые просто необходимо захватить что-то свое. Например, пяльца на мк по вышивке; крючок и спицы на вязание; иголки на валяние и даже на квиллинг можно захватить свой инструмент, если человек вообще представляет, о чем речь.

6. Как рассчитать стоимость мастер-класса.

Есть несколько готовых формул, по которым рассчитывается цена вашей работы. Я не буду приводить их здесь, потому что а) это не мои расчеты, б) ни одна из них у меня не работает. По этим расчетам цена моего мастер-класса пугает даже меня саму: то ли я так ценю свои работу, то ли формулы врут.

По опыту работы я знаю, что крайняя цена, за которую люди достаточно охотно придут к вам на мастер-класс – 500 рублей с человека. А еще лучше – 400. Все, что выше – или сильно подумают, или сразу же откажутся. И это понятно: Самара – не Москва, покупательская способность у большинства людей здесь низкая, да и купеческий менталитет – нечего тратить деньги на всякую ерунду – у нас очень силен.

Лично я рассчитываю стоимость своего мастер-класса просто: за какую цену я бы пошла на такой, меньше какой цены я не буду его проводить и вывожу что-то среднее по ситуации. Чаще всего самые высокие показатель, чтобы не переживать потом за попусту потраченное время. Если же эти цифры оказываются выше планки 500 рублей, ищу способ удешевить мк.

Еще один вопрос: как брать оплату – с человека или почасовую. Это зависит от вида мастер-класса. Если ваш мастер-класс построен так, что все будут работать в одном темпе и вы уложитесь в одно время, то оплату стоит брать с человека. Если у вас мк почти индивидуальный и по техникам типа батика или валяния, где скорость у всех разная, лучше брать почасовую оплату, иначе получится, что за семь часов работы вы получите всего ничего.

Еще один момент: как брать оплату, если у вас курс занятий? Во-первых, я бы не советовала нацеливаться именно на курс. На самом деле хорошо запланировать занятия так, чтобы одно вытекало из другого по нарастающей: на каждом новом занятии узнаем что-то больше об этой технике. Но не стоит рассчитывать, что люди придут именно на все мастер-классы. Потому что это жизнь, очень быстро меняются наши бытовые ситуации и материальное положение. Поэтому, по опыту могу сказать, что набрать людей на единичный мастер-класс и заинтересовать их так, чтобы они пришли к вам еще, гораздо легче, если продавать свои знания только курсом. Опять же поставьте себя на место ученика. Он вас не знает – это раз. Он не знает, или имеет совсем слабое представление о том, чему идет учиться – это два. Он не знает, понравится ли ему техника и преподаватель и надо ли ему это вообще – это три. Разве отдаст он в этом случае неизвестно кому несколько тысяч рублей за неведомый, растянутый во времени, результат? Конечно же нет. И на самом деле будет прав.

5. Если пришли – работайте.

Чай-кофе-печеньки – важная и обязательная составляющая каждого мастер-класса. Даже если он длится всего два часа, вашим ученикам будет приятно, что их радушно встречают. Да и потом может случиться так, что кто-то пришел с работы или еще откуда-то и очень голоден, это небольшое угощение будет ему как нельзя кстати. Но чаепитием не стоит увлекаться: в хорошей компании оно может плавно перетечь в застолье и ваш мастер-класс будет бесконечным, а сил на работу все меньше.

Да и вам самой не стоит постоянно отвлекаться: на перекуры, разговоры по мобильнику и т.п. Постоянная беготня по личным делам выглядит как пренебрежение участниками мастер-класса. А им это точно не понравится.

7. О результате.

Расскажу вам недавний случай из своей практики. На весенней “Формуле рукоделия” я проводила мастер-класс по макраме, мы плели сову. Довольно трудоемкий мастер-класс, не каждому взрослому под силу. Села ко мне за стол девочка шести лет – ну очень-очень она хотела сплести сама такую сову. Я понимала, что она не справится, но все же согласилась. Плели мы, мягко говоря, вместе: я вязала узлы, а девочка в нужный момент тянула мою руку с ниткой. И столько азарта при этом было в ее глазах! Пока рождалась наша сова, она уже придумала ее историю: как сова сейчас вырастит и полетит, девочка покажет ее маме, а та удивится, что это она все сама. Где-то минут через тридцать сова легла в ладошку своей хозяйки. Девочка крепко сжала ее и не менее крепко обняла меня: спасибо, мы же еще с тобой встретимся, правда?

Я не знаю, будет ли еще когда-нибудь в своей жизни эта девочка плести макраме да и вообще рукодельничать, но то, что любая ручная работа будет теперь вызывать у нее только положительные эмоции, я знаю точно. А это, наверное, и есть главный результат наших занятий.

Ирина Аракчеева, организатор Клуба самарских рукодельниц.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Мне было очень интересно и полезно почитать Вашу статью. Спасибо!

Ирина Аракчеева

И ва м спасибо! Надеюсь, она вам в чем-то будет полезна.

Большое спасибо, Ирина, за познавательный материал, и очень интересные замечания)))

Ирина Аракчеева

Буду рада, если они вам пригодятся)

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз