Странные норвежцы и их правила игры

Дорогие мои Ку-ку-ньки!

Сегодня - продолжение "странных новрежцев", в котором рассказывается про "правила игры", по которым живут в этой стране - глазами иностранца.

Для вновь примкнувших - это части книги, которая, по заказу издательства, писалась в ироничном стиле, что мне доставило огромное удовольствие.

Итак, сегодня часть первая "правил игры".

норвегия

У иностранца, приезжающего в Норвегию, великое множество стереотипов, с которыми ему придется попрощаться сразу же по прибытию в страну.

Если вы уверены, что Норвегия - страна с суровым климатом, населенная сумрачными и неразговорчивыми людьми, то вас ждут неожиданности.

Зимой норвежцы ходят в легких куртках или теплых свитерах, а летом щеголяют в шортах и майках.

культура повседневности

Что же касается характера, то норвежцы отличаются легким нравом, легко идут на контакт с соотечественниками и не прочь пообщаться с иностранцами. Они просто обожают рассказывать приезжему человеку о красотах родной страны, справедливом устройстве норвежского государства, силе, стойкости и уме норвежского народа. Не стоит им возражать - переубедить норвежца вам вряд ли удастся. Они считают себе умнее всех - и вам лучше с этим смириться.

Если же вас вдруг пригласили в гости, то, во-первых, воспринимайте это как великую честь, ибо обычно норвежцы приглашают друг друга не домой, а в ресторан, а, во-вторых, «проанализируете» приглашение.

орден ку-ку

И если вас пригласили на чашечку чая, не рассчитывайте на обед. На стол подадут именно чай - с печеньем и маленькими бутербродами. Нет, норвежцы вовсе не жадные - просто они очень любят себя - и искренне не понимают, зачем утруждаться приемом гостей и приготовлением для них разносолов, если все это можно заказать в ресторане, да еще и сэкономить на этом кучу денег, потому что по норвежскому этикету, в ресторане каждый платит сам за себя.

Но если вас пригласили на обед, то щедрость хозяев не будет знать границ - и вам предложат поистине королевскую трапезу.

странные норвежцы

"Гранд Кафе" - один из самых известных ресторанов Осло в "Гранд-отеле", где даже есть столик Х. Ибсена

Норвежцы абсолютно лишены пафоса в общении и «стиле» жизни, они говорят «Вы» только членам королевской семьи. Они милы и приветливы и очень любят посидеть вечером в баре за кружкой пива.

А еще они состоят в великом множестве разных общественных и политических организаций, музыкальных и литературных обществах, благотворительных фондах и спортивных клубах.

Норвежки - очень волевые и уверенные в себе женщины, которые ни в чем не хотят уступать мужчинам. Они получили избирательные права в 1913 году, всего через 15 лет после введения всеобщего избирательного права для мужчин. В 1978 году был даже принят особый закон, в котором говорилось, что женщины обладают в Норвегии равными правами с мужчинами.

Но норвежки и тут не успокоились - и пошли еще дальше. Теперь в Норвегии есть специальное Бюро уполномоченного по вопросам равноправия между полами.

норвежцы

Норвежские дамы видят равноправие не только в равных возможностях получения высшего образования или хорошего места работы, но и в участии во всех видах мужских работ - в том числе, и в поднятии тяжестей. Поэтому не удивляйтесь, увидев в аэропорту или на вокзале, как хрупкая норвежка волочет сама свой громадный чемодан с нарядами, а рядом преспокойно шествует с маленькой дорожной сумкой ее викингообразный муж. Нет, это не муж невоспитан, и он прекрасно относится к своей жене. Просто жена утверждается в своих правах и честно выполняет мужскую работу. Вот такие они, норвежские женщины.

ку-ку

Но, представители прекрасного пола из других стран, не спешите завидовать норвежским мужчинам! Ведь в Норвегии декретный отпуск или бюллетень по уходу за ребенку очень часто берет муж, а не жена. И, надо сказать, мужчины прекрасно справляются с женской работой. И дело не в их особой любви к стирке, готовке или утиранию носов собственных чад. У них просто нет иного выхода - в случае бунта на семейном корабле жена не замедлит обратиться в Бюро уполномоченного по вопросам равноправия между полами!

В последнее время в стране все больше и больше стали говорить о дискриминации - нет, не женщин, а мужчин. И сами норвежцы тихонько жалуются иностранным гостям, что мужчинам становится все труднее и труднее получить хорошее место работы. Потому что в случае, если на место претендуют мужчина и женщина, начальство предпочтете принять на работу женщину - только бы не быть обвиненным в мужском шовинизме!

А еще норвежцы просто помешаны на здоровом образе жизни, что, правда, не мешает им напиваться, курить и хулиганить, когда подвернется такая возможность.

Но все же большая часть нации очень серьезно относится к своему здоровью и старается всеми силами поддерживать хорошую физическую форму. Спорт и пеший туризм были всегда популярны среди норвежцев.

Уже в предвоенные годы представители славного норвежского народа завоевали не одну медаль на Олимпийских играх. Самой известной спортивной звездой того времени была фигуристка Соня Хенни, десятикратная чемпионка мира и победительница трех Олимпиад. Но даже истинный патриотизм не помешал Соне уехать в США - ведь там она смогла сделать карьеру актрисы, стать звездой Голливуда и заработать кучу денег, а заодно и прославить Отчизну.

Поскольку далеко не всем дано стать звездами спорта, ибо это требует больших физических нагрузок и регулярных тренировок, то норвежцы, заботящиеся о своем здоровье, нашли прекрасный выход из положения - и стали заниматься так называемым «пешим туризмом». По всей стране проложены туристические тропы, по которым зимой и летом расхаживают толпы аборигенов и иностранных «пришельцев». Чтобы не дай Бог никто не потерялся, все тропы снабжены указателями и даже историческими справками. А наиболее популярные места прогулок еще и освещены - чтобы никто не заблудился в долгие зимние вечера.

Здоровье нации стало предметом постоянного внимания государства. И если вдруг норвежцы теряют свою активность, то об этом пишут даже в газетах. Так случилось летом 2001 года, когда все столичные средства массовой информации с волнением и тревогой сообщили о то, что 20 % жителей Осло не могут отправиться на природу - по причине стесненных финансов. Правда, этим тревожным сообщением дело и ограничилось, потому что никто из более богатых сограждан поделиться отложенными на отпуск деньгами с бедными не согласился.

Декларируемая любовь жителей Норвегии к своей стране не мешает им мечтать о теплых странах - и проводить отпуск где-нибудь на Багамах или Канарах. Летом, как правило, в июле, страна пустеет - многие уезжают за границу, а в страну, наоборот, приезжают толпы туристов из Европы и Америки.

Многие гости Европы любят снимать на лето домики в горах Норвегии, что не удивительно, ибо красота норвежской природы, ее дремучие леса и высокие горы, глубоко врезающиеся в сушу фьорды, переливающиеся в лучах солнца летящие вниз с головокружительной высоты водопады способны поразить воображение любого человека.

Об этих домиках, или, как их называют сами норвежцы, «хижинах», hytte - хютте - стоит рассказать особо.

Практически каждая уважающая себя норвежская семья имеет домик в горах или на побережье страны. Особым «писком» долгие годы считалось отсутствие поблизости соседей, а в доме - удобств. Холодная вода должна быть непременно, а вот прочие городские удобства - совершенно необязательно. Правда в последнее время все больше и больше норвежцы устанавливают на крышах своих «хижин» солнечные батареи - наверное, им порядком надоело «единение» с природой – да и выход из положения наконец-то нашелся благодаря прогрессу.

Так вот эти хютты, даже несмотря на красоты природы, норвежцы посещают редко - чаще всего приезжают сюда на Пасху или на недельку летом или зимой на каникулы. Зато с удовольствием  любят лежать на их иностранных пляжах.

Я бы сказала, что в обычной жизни норвежцы живут под девизом «Зачем нам этикет?». Они решил творчески подойти к заучиванию утомительных правил этикета - и почти полностью освободили себя от них. Зачем утруждать себя ненужными мыслями о том, кому говорить «Вы» (De), а кому «ты» (du)? Гораздо удобнее просто избавиться от ненужного местоимения «Вы». Поэтому норвежцы предпочитают друг другу «тыкать».

Тем более что города в Норвегии больше похожи на деревушки и, как это всегда бывает в деревнях, все жители прекрасно знают друг друга.

Норвежцы довольно много обнимаются и пожимают друг другу руки. Целоваться не принято - это считается «антигигиеничным». Зато вот трижды потереться своей щекой об щеку друга - самое милое для норвежца дело. Наверное, этот способ приветствия кажется норвежцам исключительно «стерильным».

А вот так  целуются норвежские лисы

Обо всем они говорят то, что думают. Какое дело норвежцу до того, что он может оскорбить вас своими замечаниями. Самое главное - сказать правду в глаза.

Запретных тем для норвежцев практически нет. Они честно расскажут о том, как обстоят их семейные дела, обсудят вопросы секса и политики, но ужасно оскорбятся, если вы вдруг вздумаете спросить их о зарплате или уровне доходов. Лишь «денежная» тема считается в Норвегии неприличной, да и то, если обсуждаются вопросы собственных финансов. Посплетничать же о ближнем своем и его penger (деньгах) - просто святое дело.

Несколько лет назад для контроля над коррупцией в интернет каждый год (после окончания срока сдачи налоговых деклараций) выкладыюватся в свободный доступ сведения о полученных  доходах ВСЕХ без исключения граждан. Так что теперь любой сосед может посмотреть, «скока-скока» вы получили в прошлом году и соответствует ли уровню вашего дохода ваш уровень жизни.

При этом иностранец не должен никогда расслабляться в Норвегии и думать, что может позволить себе делать то же, что и коренное население страны. Да, норвежец смело может критиковать свое правительство и его политику. Но если это вдруг вздумает сделать иностранец, ему следует быть готовым к взрыву негодования: какое право имеет это невоспитанный чужак критиковать их Родину! Хотя сами они в вашем присутствии ничтоже сумняшеся будут не только обсуждать, но весьма смело высказываться о вашей родной стране. Но если вы будете защищаться – вас станут только больше уважать! А вот если станете поддакивать – может, вам и покивают в ответ, но вот больше добрых чувств к вам точно испытывать не будут.

P.S. Это лишь первая часть "правил поведения" - у меня получтся еще как минимум две или три части, если вам будет интересно. В том числе напишу и про семью, и про ювенальную юстицию.

Начало можно посмотреть тут:  http://www.livemaster.ru/topic/1154675-eti-strannye-norvezhtsy-i-dva-ih-yazyka?vr=1&inside=0

http://www.livemaster.ru/topic/1159211-strannye-norvezhtsy-mentalitet-i-shkydly-hvostatye?vr=1&inside=0

Комментарии (84)

И еще:

"Питер Гунделак выделяет в автостереотипе датчан представление о “датской душевности”. Сами датчане видят в этой душевности, приветливости, добродушии (hygget) типично датскую черту, которой нет у других народов. Шведы, однако не видят в этом душевном общении ничего, кроме “манеры расслабиться и выпить пива в компании друзей”. Оборотная сторона датского автостереотипа – самодовольство. Многие датчане уверены в том, что их страна – лучшая в мире и что сам мир был бы лучше, если бы брал пример с датчан (по замечанию Ёрана Эрикссона, гораздо меньше шведов думают так о Швеции).
Своеобразные наблюдения над природой шведского менталитета принадлежат современному датскому режиссеру Симону Стахо. Он снял целый ряд фильмов о Швеции, со шведским актером Микаэлем Персбрандтом в главных ролях, и эти фильмы стали широко известны в Швеции: “Dag och natt” (2004), “Bang bang orangutang” (2005). Герой фильмов – современный швед, который большую часть времени проводит за рулем своей машины, “в столкновении с действительностью”.11 В интервью “Дагенс нюхетер” режиссер сказал, что чем больше он находился в Швеции, тем больше его интересовало шведское общество и особенности менталитета. Симон Стахо считает, что у шведов гораздо выше уровень амбиций, притязаний, перфекционизма, чем у многих других народов. Поэтому борьба между желанием сделать успешную карьеру и любовью, семейными ценностями – более кровавая именно в Швеции. “Страна переполнена маленькими атомными бомбами, сидящими за рулем своих больших автомобилей, направляющимися в свои великолепные виллы”."

Светлана 27.03.2015

Мои аплодисменты! Ура! Превосходная информация, которую вы нам..накопали!!! Вед... ой Медвежонок за рулём Вольво.. особо повеселил.. ( я уже забыла как пишется ентот , хочется на ваш манер написать)

По-нашенски ваще пишется ВОЛЬВЕШНИК:).

Светлана 27.03.2015

А я про вед..мед..медвед..ведьме.. медвежонка...{#}

Светлан, Ведьмежонок-то понял:) - но ВОЛЬВЕШНИК крррруче:).

И дальше:

Питер Гунделак, профессор социологии Копенгагенского университета, издал в 2002 году книгу “Det er dansk”, где отдельная глава посвящена тому, как датчане и шведы описывают друг друга. Автор делает вывод, что почти все датские тексты о шведах – негативные, в ходу у датчан понятие “Forbudssverige” (Швеция – страна запретов), – тогда как шведские тексты описывают датчан в более положительном духе. Дания воспринимается как южная (по отношению к Швеции) страна, где люди живут свободнее, легче, радостнее.
Ранее тот же автор, исследуя шведскость в своей монографии “Tillfжldet Sverige” (1983, 2-е изд. – 1990), констатировал, что датчане воспринимают шведскость как что-то вроде психического заболевания, симптомы которого – лицемерие в вопросах алкогольной политики, двойная мораль и т.п. Мифы в этих описаниях развенчивает Ёран Эрикссон в статье “Братская любовь”.10 Впрочем, мифом является и датская свобода от условностей. По мнению Эрикссона, в датском обществе на самом деле еще больше правил и более жесткая регламентация, чем в шведском.
Посольство Швеции в Копенгагене заказало проведение исследования, на результаты которого ссылается Эрикссон. Оно показало, что в действительности датчане думают о шведах гораздо лучше. Однако чем лучше датчане думают о шведах, тем более прохладно относятся к ним сами шведы.

Светлана 27.03.2015

А я ещё хотела вопрос здорового образа жизни обсудить... В Швеции, как и в Норвегии это на первом месте.. С моего взгляда.., шведы помешаны слегка на этом.. Первое впечатление- бегают все- молодые, пожилые, дети, собаки..все бегут..{#}. Один раз в осадок выпала.. У нас свой магазинчик на колёсах есть и мы на старом месте работали почти каждый день. Заприметила молодую беременную женщину, регулярно совершающую прогулки . Потом как то неделю её не видела и решила..ну родила.. Вдруг вижу... бежит, с коляской.. несётся как конь военный..{#}... младенец в коляске, она с грудью полной молока на пробежке! Выходные все на природу, на дачи едут. Ближайшие национальные парки-заповедники превращаются в променад для городских жителей. Если у тебя нет яхты, катера или хотя бы лодки- это нонсенс, как это так! Зимой все на лыжи и коньки встают. После работы несутся с тренажёрные залы. Эко- продукты всегда на первом месте , дороже в несколько раз, но ЗОЖ побеждает кошелёк и эко- продукты пользуются спросом всегда. Но тут тогда вопрос при таком раскладе( из личного наблюдения).. зачем и почему.. они покупают эко-яблоки, когда в их саду растёт 2-3 яблони с красивейшими яблочками- пойди, сорви и наешься, это ли не эко- продукт? У нас было 7 яблонь, излишки всегда были.., собирала в пакеты и выставляла у ворот с запиской- бесплатно, угощайтесь.. Разбирали моментом, и те у кого свои яблоки висят и гниют на ветках.. Всё это хорошо, но когда не доходит до фанатизма, а в меру, без показухи. Я бы не сказала, что шведы прям очень здоровая нация, но зато фигуристые все и подтянутые .

Светлан, я тоже считаю, что они слегка ку-ку на спорте и здоровом образе жизни.

При этом в Норвегии большой процент заболеваемости раком, и в частности это из-з того, что добавляют консерванты, хотя и пишуь, что продукты экологически чистые.

Я тожже не понимаю, фиг ли:) идти в магазин, когда всё растет в саду - но норвежцы-токк раз из сада очень люят свои овощи-фрукты.

У них вообще культ своих хозяйств - и это правильно!

Светлана 27.03.2015

Ага... значит тут есть различия.. А в Швеции, такое чувство, что землёй и животноводством занимаются только семейные кланы со своим устоем жизни , да и то молодых тянет в город, в цивилизацию, так сказать.. не хотят в земле копаться. Загородные дома, хутора, фермы ..всё больше превращаются в дачи. Но те, кто работают на земле , имеют свои фермы- настоящие трудяги. Как то на пароме разговаривала с девушкой русской, рассказывала, как её муж- швед может часами читать ей" лекции " о природе Швеции, программах защиты экологии, о своей любви в лесам, полям, озёрам... и сам при этом не может берёзу от сосны отличить, ни говоря уж о грибах..{#} Она в лес просится, а он в ужасе.. ты что.. там звери, заблудимся, сходи в парк на соседнюю улицу.. пообщайся с природой..{#}

Светлан, между норвежцами и шведами - большая разница. шведы - совершенно "городские", если можно так сказать. А норвежцы - крестьяне в хорошем смысле слова.

У норвежцев же даже аристократия был отменена в конце 19 века, а в Швеции до сих пор все эти институты сохранены.

Показать еще