Обновление пароля

 >  >  >  > Как различаются защитные покрытия дерева

Как различаются защитные покрытия дерева

Виды творчества:   Мебель своими руками
Столярное дело

Сегодня хочется затронуть очень интересную и объемную тему – защитное покрытие древа.

Начнем с того, что вспомним, зачем все эти покрытия придуманы людьми. Дерево – это, безусловно, уникальный материал, ведь даже после рубки оно остается живым.  Как и кожа, древесина обладает порами, через них происходит циркуляция влаги и воздуха. Конечно, разглядеть эти поры не вооруженному взгляду невозможно, но все же эффект от их присутствия почувствовать можно, читаем дальше. Как и людей разных национальностей у каждой породы дерева своя микроструктура, количество пор на определенную площадь, а значит способность к циркуляции влаги.

Защитные покрытия, о которых речь пойдет дальше, призваны защитить древесину от влияния атмосферных явлений. Мы с вами, как пользователи деревянных изделий, не можем обеспечить одинаковые и стабильные условия эксплуатации на протяжении всей их жизни (а некоторые особо удачные изделия могут жить и более 100 лет). Смена времен года, батареи, смена места жительства – все это в той или иной степени влияет на дерево: оно болеет, стареет и умирает (рассыхается, расходится по швам, сворачивается в трубочку). Изделие наследует судьбу материала….

Краеугольным камнем для защитных покрытий является тот факт, что при обработке дерева режущим инструментом на поверхности дерева всегда остаются разрезанные волокна. Их вы можете ощутить кончиками пальцев, трогая дерево только что из под ножа (рейсмуса,  циркулярки, лобзика, фрезы  – не важно). Вы почувствуете их в той или иной степени, в зависимости от качества заточки режущего инструмента и задач самого инструмента. Исходя из выше сказанного, я бы разделил защитные покрытия на две большие группы – это масла, воск и лаки, краски.

Первая группа – это условно натуральные материалы. Условно, потому что новым, не использованным машинным маслом вы можете покрыть забор и таким образом защитить его, но это из разряда уникальных случаев. Особенность масла и воска в том, что при их нанесении разрезанные  и вздыбленные микро волокна, плотно приклеиваются к нему обратно. Дополнительно уточню, что масло и воск втираются в поверхность дерева – работа эта трудоемкая, требующая терпения  и внимательности. На выходе мы получаем идеально гладкую поверхность. Масло придает изделию благородный матовый цвет, подчеркивает структуру древесины. Воск, в свою очередь, наоборот дает больше глянца. При желании в масло можно добавить ароматизированное масло или вообще использовать полностью арома масло, тогда изделие будет пропитано его нежным ароматом. Кроме того, в продаже есть тонирующие масла с различными оттенками. Ваше деревянное изделие они не перекрасят, но добавят новые оттенки цвету дерева.

краска, масло, дерево, окрашивание

Вторая группа – это условно не натуральные материалы. Условно, потому что мы не забываем, что еще несколько веков назад наши деды самостоятельно изготавливали красящие вещества из натуральных ингредиентов. Сейчас лаки и краски для покрытия древесины в большом количестве представлены на рынке. Состав разнообразен и свойства тоже. Но у всех у них есть одно свойство, которое их объединяет – это способность после нанесения поднимать волокна дерева. По этой причине работа с лакокрасочными покрытиями выглядит так: наносим первый слой, шкурим, далее наносим второй слой покрытия, шкурим и смотрим на результат. Если уровень шероховатости нас устраивает (и насыщенность цвета устраивает), то останавливаемся на этом, если нет – кладем следующий слой и шкурим. И так до тех пор, пока поверхность деревянного изделия не стает идеально гладкой. Наверняка вы когда-нибудь встречали мебель из дерева с толстым и добротным слоем лака. Таким добротным, что кажется, будто сверху на дереве лежит тонкий слой стекла. Это называется высокое покрытие. Хитрость этого покрытия заключается в том, что лак кладется до тех пор, пока полностью не закроет высоту вздыбленных волокон. При этом исключается промежуточное шлифование, присутствует только заключительная шлифовка. В итоге – экономия времени и затрат, модное и необычное покрытие.

Я бы хотел немного углубиться с историю возникновения этой второй группы. Собственно говоря, в том виде, в котором она сейчас существует, эта группа обязана индустриализации и развитию массового производства. Втирание масла и воска, как я уже говорил выше – это процесс трудоемкий и сложный. И обеспечить высокие производственные темпы с этими материалами весьма сложно, поэтому развитие получило именно это направление в области защитных материалов.  Лак и краску достаточно просто нанести в покрасочной машине, с последующей шлифовкой справляются шлифовальные машины. Вручную аналогичного качества поверхности добиться весьма сложно.

Я выделю три больших группы лаков и красок, и постараюсь описать их достоинства и недостатки.

покраска, воск, древесина

Водорастворимые лаки и краски – разводятся водой, как правило, разрешены для детских учреждений. Если не вдаваться в суть химических и физических процессов, происходящих при нанесении этих покрытий, то простыми словами можно сказать так: частички растворенной воды проникают в поры древесины и затягивают с собой краску или лак. Образуется очень крепкое и гладкое покрытие.

Нитро лаки и краски обладают потрясающей скоростью высыхания. Это их основной плюс, но это и огромный минус. Не успели положить первый слой, как уже можно шкурить. Из-за такой потрясающей скорости высыхания краска не успевает ровным слоем разойтись по поверхности изделия. Конечно, при таких свойствах, ни о каком глубоком проникании в поры дерева речи не идет, и защитные свойства весьма условны. Есть бонус - при замене покрытия нитроматериалы очень легко слетают с дерева. 

Можно еще упомянуть о масляных и пентафталевых красках. Плотно и густо ложатся. Впитываются в дерево, поэтому обеспечивают долговечное покрытие. Но очень долго сохнут. Для того чтобы обеспечить качественную сушку, нужно тщательно продумать место и время где расположить на это время изделие. Минимум пыли, полное отсутствие внешнего воздействия, т.е. как хрустальную вазу взяли и поставили на полку.

Для себя совсем недавно открыл такую потрясающую вещь как проникающий грунт. Он предназначен для бетона, гипсоволоконной плиты. С его помощью готовят эти материалы к покраске. Он пропитывает и связывает поверхностный слой. По отношению к дереву проникающий грунт выполняет те же функции. Он также проникает в поры дерева, заполняет пустоты и полимеризуется. Таким образом, мы получаем монолитную поверхность, которая требует только дополнительной легкой шлифовки и декоративной отделки лаком, краской или другим любым материалом.

В заключение скажу, что мой столярный опыт показывает:

-  защитные покрытия не скрывают дефектов дерева. Не стоит ожидать, что сучки и прочие дефекты низкосортной древесины можно будет закрыть несколькими слоями, например, краски и забыть о них. Наоборот, она еще больше подчеркнет эти дефекты;

- защитные покрытия не скроют структуру дерева, они ее еще больше подчеркнут  ее;

лак, вода, покрытие

- краска и лак не защищают изделие от механических повреждений. Да, поверхность дерева останется цела, но покрытие при этом треснет и разрушится. Изделие все равно идет на реставрацию;

Тема, которую я затронул, очень обширная и невозможно охватить все. Будут рад, если коллеги дополнят статью примерами других важных, по их мнению, защитных покрытий. То, что было бы интересно и профессионалу и потенциальному покупателю столярных изделий.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email