Магазин Светланы Сысоевой —
— Светлана, расскажите, как Вы стали создавать украшения, с чего все началось?
Можно сказать, что меня всю жизнь окружали бусины. Можно сказать, что я хотела, наконец, работать по специальности (этническая психология, этнография). Но началось все с того, как я опубликовала в своем блоге вопрос "куда бы поехать в отпуск".
Ответ был неожиданный: кусочек карты с обведенным островом и пиратским черепом и костями. Остров назывался Тимор, а предложение до него добраться поступило от незнакомого странствующего фотографа.
Я поехала на три недели, а "застряла" на три года. Австралия, Восточный Тимор, Индонезия, Малайзия, Непал. Писала статьи про культурные традиции малых народов, вела блог о странах, где побывала, собирала коллекцию саронгов (традиционная мужская и женская одежда ряда народов Юго-Восточной Азии и Океании) с Малых Зондских островов, покупала местные этнические украшения, открыла магазин-музей Галерея Тасмания, в котором все это продавалось. И, конечно, собирала бусины.
— Вы помните, как создали самое первое украшение? Что это было?Моя первая авторская работа коллекция "Охотники за головами" была создана под впечатлением индонезийских островов, жители которых до сих пор практикуют старые религиозные ритуалы (анимизм).
История утверждает, что среди охотников за головами бывают только мужчины. Чтобы заслужить статус мужчины, надо голову врага добыть в бою. И не немощного какого, случайно заблудшего на чужую территорию. А такого же, как и ты, смелого охотника.
Добыл голову врага — стал обладателем его жизненной силы, отваги и бесстрашия. Воины племени нага украшают себя бусами с металлическими изображениями человеческих голов. Сколько врагов убил, столько бус имеешь право носить, а также претендовать на иные знаки отличия и регалии.
Головы металлические — это, конечно, перебор. Но дух отваги никому не помешает. Ведь мы не только королевством командовать стремимся. В душе все мы амазонки и воины, бесстрашные, свободолюбивые и независимые.
Сделала ее за неделю во время побывки в Москве. Подруга сразу купила два комплекта — причем довольно дорогих. И еще один ключевой момент — мама мимоходом заметила "вот последнее, что ты прислала, красивое". Решила дальше делать бусы только сама.
— Расскажите, как у Вас проходит творческий процесс, с чего начинается работа?
Этап первый — охота за бусинами. Привожу их из Непала и Индонезии, покупаю в Музее бусин в Калифорнии, керамические делаю сама. Сразу для себя решила, что украшения буду создавать только из редких необычных бусин — иначе неинтересно. Исключительно приятный процесс :) — позабыв про все, в поисках клада бродить по антикварным магазинам. Процесс также поучительный — ничто не научит тебя лучше отличать антиквариат от подделки, чем метод проб и ошибок. Находки иногда обсуждаю с другим коллекционерами на специализированном форуме.
Сохнут глиняные бусины | Это стена напротив моего рабочего стола | |
![]() | ![]() |
На стене среди коллекционных вещей — сумки из Индонезии, портрет тибетской женщины кисти вьетнамского монаха и женский саронг с острова Тимор. Композицию недавно дополнили подвесные крючки для готовых бус и браслетов.
Этап второй — сёрфинг сборки. Почему сёрфинг — нужно поймать волну. Если просто сесть и начать работать, потому что "надо" или "деньги закончились", ничего хорошего не выходит. Волна приходит всегда неожиданно — какое-то событие произошло, кто-то обо мне начал думать — все это трансформируется в бусы. Самые красивые бусы, конечно, получаются, когда кто-то в тебя влюбился, и ты это чувствуешь.
Сейчас работаю поздно вечером и ночью, когда никто не мешает, за обычным столом в своей комнате. Очень редко использую подставку для сборки бусин или что-то похожее. Раскладываю бусины перед собой, потихоньку они сами начинают притягиваться друг к другу. Мне остается лишь добавить замок и кримпы (металлические тонкостенные зажимные бусинки). Я использую обычные инструменты — плоскогубцы, круглогубцы. Поскольку бусины красивы сами по себе, сложная сборка не требуется.
— А как рождаются названия Ваших работ?
Вот она, самая сложная часть процесса :). Название либо приходит само (недавний отзыв: "Светлана, не перестаю удивляться Вашему умению в названии так точно передавать характеристику изделия... "Сила лета" — это действительно по-летнему яркий комплект, который привлекает к себе всеобщее внимание!!! ПРИТЯГИВАЕТ!!! "Сила лета"... — не иначе."), либо ограничиваюсь простым "браслет из антикварных бусин". Часто название лишнее, потому что у покупателя украшение может вызывать совсем другие ассоциации.
На фото украшения, названия к которым пришли в голову сами собой:
"Приданое королев" | "Кочевники духа" | "Жженый сахар" | ||
![]() | ![]() | ![]() |
— Вы коллекционируете необычные бусины, антикварные и современные. Сколько "эскпонатов" уже насчитывает музей? Какую свою находку Вы считаете самой ценной для себя?
Я не считала количество бусин, да и не собираю их по принципу "так... надо еще десять и будет пятьсот штук". Самая ценная находка — случайная покупка двух античных бусин в антикварной лавке в Катманду. Одна из них с остатками позолоты. Возможно, Персия или Афганистан. Происхождение таких старых бусин сложно определить. Также была удачной покупка низки бусин византийского периода в Москве.
Большинство же воспоминаний связаны с бусинами, купленными в Индонезии. Это реплики с бусин периода королевства Маджапахит, но сделаны они лет двадцать назад. Я их постепенно покупала в антикварной лавке на Бали, училась отличать антиквариат от реплик, с владельцем мы подружились. Эта коллекция бусин — отличное учебное пособие для новичков.
— Как можно посетить музей, увидеть бусины?
Бусины я редко кому показываю. Если только коллегам-коллекционерам. Саронги висят у меня на стенах в квартире, иногда я приглашаю желающих (группой человек по 4-5) и рассказываю про них. Рассказ рассчитан минут на сорок.
— Светлана, Вы посетили столько разных стран! Как происходит общение с коренными жителями? Если с Австралией понятно, то Малайзия, Индонезия и пр. — это не только экзотические языки, но и огромное количество диалектов. Случались ли какие-нибудь забавные (или наоборот волнительные) истории, связанные с трудностями перевода и языковым барьером?
Благодаря языку международного общения — английскому — особых проблем изъясниться не было. Даже в самой маленькой деревушке есть школа, а в школе есть учитель английского языка, который поможет с переводом. Курьезов особых не было, скорее, особенности. Например, в деревне Боти на острове Тимор говорят на даваньском и, чтобы проявить уважение к королевской семье, нужен был переводчик с даваньского. Он выслушивал, переводил на индонезийский, австралийка, владевшая индонезийским, переводила на английский. И также наоборот.
Смешно было в деревне Тетебату на острове Ломбок. Я гуляла по деревенской улице, из кустов выпрыгнула девочка и спросила по-английски: "What is your hobby?" (Какое у Вас хобби?). Я настолько не ожидала вопроса про хобби, что даже не нашлась, что ответить.
Остров Ломбок, Индонезия. Яркие тона традиционной праздничной женской одежды перекликается с моими цветовыми предпочтениями в создании украшений | Восточный Тимор - традиционная одежда местных жителей вдохновила на создание коллекции "Охотники за головами" | |
![]() | ![]() |
Сложность иногда возникала, когда нужно было задавать много уточняющих вопросов и следить за тем, чтобы переводчик переводил, а не высказывал свою версию происходящего. А также не болтался в кадре во время фотосъемки. И не строил планы на будущее совместное путешествие "в мир большой любви с белой женщиной" :). Приходилось проводить серьезную разъяснительную беседу.
Конечно, если ты знаешь язык, к тебе начинают относиться не как к простому туристу. Я выучила несколько фраз на индонезийском, этого было достаточно, чтобы ответить на простые вопросы, поддержать разговор с таксистом или продавцом в магазине.
Бали - один из самых любимых островов. Перед поездкой в Москву сделала коллекцию украшений с одноименным названием из бусин лэмпворк местных мастеров | Впечатления от съемок событий, подобных петушиным боям, вдохновляют на создание сильных, ярких, даже брутальных украшений | |
![]() | ![]() |
Тем не менее, язык — не самое главное. Тебя оценивают по многим параметрам: во что ты одет, как себя держишь, как строишь беседу, как себя ведешь во время совместной трапезы или посещения религиозных святынь, знаешь ли базовые "что можно, чего нельзя", кто твои друзья. Сначала первое впечатление, а дальше присматриваться к тебе будут долго, пока не решат для себя — ты турист или друг.
— Чем ещё помимо творчества и рукоделия Вы с удовольствием занимаетесь, на что не жалко потратить время?
Тем, чем и раньше. Пишу статьи для журнала "Восточная коллекция" (журнал Российской государственной библиотеки"), снимаю материал к статьям, собираю коллекцию этнических украшений. Недавно рассказывала про африканские меновые (торговые) бусины в телепередаче. Сейчас еще и ребенка воспитываю — времени уходит много, но не жалко :). Сейчас подрастет немного и вернусь к более активным путешествиям.
Мы в Непале с моей дочкой Настей и моей подругой, мастером | Беру интервью для статьи о добыче золота на о. Ломбок, Индонезия | |
![]() | ![]() |
— Светлана, какие у Вас планы на будущее, какие мечты? Что Вы посоветуете тем, кто находится в поиске и жаждет самореализации?
Недавно грозилась — когда выйду на пенсию, буду заниматься черно-белой фотографией. Скорее всего, так и будет.
Относительно пожеланий и советов — есть текст как раз в тему. Написан в Непале два года назад (настоящая запись в личном дневнике).
Про почему
Почему люди не делают то, что у них получается лучше всего — зато с радостью хватаются за то, к чему у них нет никаких способностей?
Я вчера себя удивила. Легла спать во флиске. Просыпаюсь среди ночи, флиска на две трети снята. С левой руки и с тела — через голову. Флиска узкая, на маленькой молнии. Удивило не то, что я ее сняла, а то, что я при этом не проснулась.
На всякий случай проверила, нет ли кого под кроватью. Сняла флиску, надела майку поплотнее, опять спать легла.
Удивительное рядом. Среди воспоминаний, наиболее ярких, не крупные вехи, а детали. Когда я была маленькой, мы с другом Олегом и его мамой поехали в Шоколадницу на Пушкинской площади. В старую Шоколадницу, советских времен. Я пробую горячий шоколад, капля падает на желтую куртку. Вкуса не помню, темного цвета капля на желтом фоне до сих пор стоит перед глазами. Позже сколько горячего шоколада не пила, все не то.
В поездке в Китай на меня нападал носильщик с огромной соломенной корзиной за плечами. Я его фотографировала, он денег жестом попросил, а я не заметила. Разозлился страшно, пытался камеру из рук выхватить.
Большинство ярких воспоминаний не опишешь, они на уровне ощущений, в моторной памяти. Поэтому они глубже залегают, остаются надолго, поверх налипает сменяющая друг друга шелуха, в которой памятники архитектуры, экспонаты в городских музеях и блюда национальной кухни в ресторанах на центральной площади.
Может, мы живем только ради опыта чувственного, поскольку опыт иной лишь меняет время и пространство, по сути оставаясь знакомым с прошлых жизней.
Получается, именно поэтому мы выбираем то, к чему склонны лишь желанием узнать и понять недостижимое. Пусть нет способностей, квалификации, опыта, полезных связей и даже решительности сделать первый шаг самостоятельно. Пусть по окончанию или в результате нахлынет привычная суета или возьмет верх разочарование. Если опыт прожит, а не просмотрен как черно-белая лента хроники в кинотеатре, он составит базу воспоминаний и потянет за собой опыт новый, необходимый, даже если мы считаем его невозможным и несвоевременным.
Многие ищут смысл жизни, отвечая на вопрос «кто я?». Юрист, программист, мать, отец, сын, племянник, путешественник, спасатель заблудших душ… Я — то, что умею делать лучше всего. Но является ли это умение истинным? Корневым, основополагающим. Тем, для чего ты родился в определенном месте, в определенное время, в определенном облике, располагая определенными ресурсами и окруженный определенными людьми. Тем, делая что, у тебя будет и радость, и счастье, и хобби, и работа, и занятость, и финансы.