Мы живем в 21 веке и для обозначения длины юбок используем простые слова — мини, миди, макси. Замечательно. А куда, простите, запихнуть потрясающее и неповторимое — «кринолин»? По длине, пожалуй, подойдет для «макси», а вот с шириной могут возникнуть проблемы. Но кринолину к этому не привыкать. Ширина этой юбки стала темой для анекдотов еще во времена ее возникновения. Хотя, смотря на портреты дам в пышных платьях смеяться совершенно не хочется, скорее, хочется залезть в картину, забрать платье у владелицы и поносить самой.
Ах! Платье с кринолином — мечта любой современной девушки — осуществимая, увы, обычно только на свадьбу. Как и в современном мире, идеалом женской красоты 19 века была маленькая голова, маленькие ручки, небольшая грудь, тонкая талия и пышные бедра. С головой и руками, пожалуй, сделать было ничего не возможно, уж какие достались от природы, с теми и ходили. А вот с грудью, талией и бедрами экспериментировали, как могли. Итог экспериментов вылился в то, что девушек с детства затягивали в корсеты, не давая нормально развиться их грудной клетке. А вот бедра визуально увеличивали нижними юбками, количество которых иногда превышало 6 штук! Я стесняюсь спросить, как чувствовали себя красавицы в 30-градусную жару во всем этом одеянии. Возможно, именно это неудобство натолкнуло дизайнеров того столетия на идею создания «каркаса для юбок», чем и стал кринолин. Он появился около 1850-ого года, и представлял собой зачастую железные обручи, соединенные летами. Надо отдать должное модельерам – им удалось придумать несколько разновидностей кринолинов, так что их современницы могли не ограничивать себя, фантазируя с нарядами.
Но, как это обычно бывает, мода не стоит на месте, идея платья с кринолином развивалась, и дошла до того, что к 1860-ому году ширина кринолина могла достигать двух метров! Можете себе это представить!? Неудивительно, что существует масса карикатур, нарисованных современниками, на эти наряды. Один молодой человек, путешествующий по Америке в 1858-м году в своих записках жаловался, что, купив билет на поезд, он так и не смог комфортно устроиться в дальнюю дорогу, т.к. дама, сидевшая напротив него, имела платье столь пышное, что полы его доставали до противоположного сиденья. Чтобы надеть такое платье требовалось иногда несколько служанок, ведь на панталоны и нижнюю юбку одевали сначала сам кринолин, т.е. каркас, а уж потом остальные юбки и само платье. Как, прикажете, должна была дотягиваться служанка до головы хозяйки, если их разъединяли полтора метра железа? Мужчины сетовали на то, что им сложно дотягиваться до руки леди, которую они хотели повести на прогулку. А уж как такие модницы залазили в карету вообще не ясно.
Теперь становится ясным, почему по этикету джентльмен почти всегда должен был стоять в присутствии дамы. Конечно, если в зале, скажем, с пятнадцатью диванчиками находилось двадцать дам в платьях с кринолинами, то им самим-то места не всегда хватало. Куда уж там мужчинам.
И все же, не смотря на все конфузы и анекдоты, имевшие место, не взирая на карикатуры, направленные против дам в кринолинах, в каждой современной женщине таится мечта о таком платье. Ах, с каким удовольствием мы носили бы платья с кринолином!