Июнь — наверное самое прекрасное и непонятное время в году . Непонятное, потому, что потерялись обряды и традиции, праздники — все, что связано с этим временем. Стерлись из памяти народной, забылись. Забылись сами обряды и их сокровенный смысл, забылось то, для чего они делались. Остались записи этнографов — где всё рассыпается, потому, что описываются отдельные действия, фиксируются атрибуты. В редких записях можно найти попытки осмысления обрядов, да и то в книгах начала прошлого века. А нам досталась: ветка березы, прыжки через костер и плетение венков - детские забавы. Хотя проводили обряды взрослые, да и заботы были у них не детские. Что же произошло, почему был практически забыт очень важный период в обрядах русского народа? Попробуем восстановить события)
Время это, поистине чудесное, называется Зеленые святки. Связывают его с окончательным проводом весны и встречей лета. Идут они , примерно, с 4 до 28 июня, практически весь июнь. В это время вся природа и растительность набирает живительную силу, достигает своего расцвета. Солнышко идет к своей максимальной точке — летнему солнцестоянию. А Земля готовится к плодородию. Весь воздух в это время напоён наибольшей жизненной силой — такой, какой уже не будет весь год. Земля наполнена любовью, умиротворением и готовностью к рождению плодов. В это время совершались приготовления, обряды, направленные на плодородие.
Сёмиково древо. Начинал этот период праздник Сёмиково древо (Сёмик) , который проводился 4 июня — праздник семени, неразрывности жизни, свадьба неба и земли, как говорили наши предки. Символом семени было яйцо. В это время все старые запасы уже истощились, а новые еще не поспели. Вот и призван был этот обряд собрать людей на совместну трапезу, веселье — тем самым позвать Богов и Духов природы для помощи Человеку и Природе. Чтобы Природа вдруг не забыла, ЧТО в это время самое важное, не повернула вспять, не вернулась весна с холодами, не помешала Земле в подготовке к зачатию нового урожая! (А ведь значит могла!) В этот день молодежь ходила по дворам с куклами — Сёмиком и Сёмичихой, олицетворяющими хозяина с хозяйкой, состоявшуюся пару, готовую, как и вся земля, к плодородию. Собирали яйца и другие вкусности к совместной трапезе. А вечером эта кукольная парочка водружались на почетное место и наблюдала за всеобщим весельем, основным смыслом которого было передать Богам свою просьбу, да так, чтоб они услышали! Куклы были посредниками между Человеком и Богами, помощниками Человека .
Зелень берёзы. Необыкновенной силой обладала в это время береза — ее свежая зелень. Она оберегала девушек, очищала помещение, лечила хворых. Женщине в это время надо было как можно больше общаться с березой, чтобы повысить свою женскую силу, плодородие. Спать на березе, купаться в настоях, выстилать дом ветками берёзы для очищения, пить отвар из березовых листьев.
Завивание берёзы. Местом для завивания березок избирались преимущественно те рощи, лески, поляны, которые находились вблизи ржаного поля. Так так , согласно поверью, эти действия помогали передать силу зелени берёзы полю, земле, - от этого рожь будет лучше . Иногда для этого ветки березы сплетали с травой, а потом расплетали, что бы берёза не обиделась). В этом обряде участвовали все девушки и молодые женщины, основная функция которых состояла в продолжении рода. Каждая участница этого обряда, заплетая венок для себя на березе, тем самым как бы призывала в него Русалку, которая помогала в призыве души-зародыша для своего будущего ребенка.Душа ребенка за те несколько дней, что венок оставался на дереве, могла вселиться в него; когда венок обламывали и надевали на голову, ждали перехода души из венка к девушке.
Это время было наилучшим для заготовки целебных трав и веников для бани на весь год.
Русалии. На следующий день за Сёмиком начинались Русалии (Русальская неделя) — волшебное время в жизни Природы. Время это считалось женским, с ним всязаны многие женские обряды. Шли они до самого Купало. Как Земля готовилась к плодородию, так и Женщины — проводили необходимые ритуалы, призванные усилить женское плодородие, помогая тем самым друг другу: Человек Природе, Природа Человеку (посредством обращения к богам).
Духов день. Первый день Русальской недели назывался Духовым днем. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки. Земля на Духов день — именинница, потому, что «в этот день она сотворена». Верили что в Духов день Русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали Русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее. Девушки гадали по венкам, бросали их в воду: потонет — к несчастью, поплывет — к счастью.
Поминовение предков. Для этого обращались за помощью к предкам, к Роду, просили у него помощи, поддержки и защиты. Посещаляли кладбища, оставляли там угощение — крашенные зеленые яички.
«Усмиряли» заложных покойников — не вовремя ушедших. Считалось, что их души не успокоились, и поэтому могут помешать, навредить плодородию.
Кукушки. Совершались обряды женских переходов — Кукушки. Девочки, достигшие 12 лет, прощались с детсвом и становились девушками, совершался обряд Кумления. Девушки на выданье — готовились стать женами, гадали на суженных. Молодки готовились стать матерями, гадали на пол ребеночка. А женщины замужние убирали семейные помехи в отношениях мужа и жены. Делали куклу Купавку и просили её унести все невзгоды и раздоры на их пути. Как земля переходила от весны к лету плодородному, так и девочка переходила к девушке-невесте, готовой для плодородия.
Проводы Русалок. В конце Зеленых Святок совершался обряд проводов Русалок и усмирения Водяного - Чтобы теперь уже, когда земля напоена, дожди не помешали созреванию урожая.
Русалки - берегини, их в народе очень почитали, считали женскими берегинями, помощницами в судьбе. Если Русалку о чем то попросить, то обязательно исполнится, судьба поменяется. Каждая женщинв в это время делала себе куклу Русалку - надеялась на её помощь и посредничество в поисках суженного, в обращении к богине Ладе — покровительнице брака и любви.
Заломы. В это время «делались заломы» на травах и посевах на плодородие, чтобы растения шли не в рост, а шли в плоды.
Ярмарка невест. Все эти обряды сопровождались хороводами, плясками песнями — и давали возможность родственникам жениха «высмотреть» себе невестку, парню встретить суженную.
Купало. Кульминацией Зеленых святок был Купало — день летнего солнцестояния. Солнце в это время было в своей наибольшей силе. Да и духи природы не спали! Зажигался очистительный костер для очищения Человека от всего дурного и защиты от злых сил., которые, считалось, особенно в эту ночь блуждают по земле. Сложившиеся пары могли проверить свою прочность, прыгая через костер, взявшись за руки. Пары, сложившиеся на Купало, считались наиболее прочными и счастливыми.
Кострома. Через неделю после Купало устраивался обряд Кострома — это воплощение весенних сил плодородия. Кострома сестра Купало (рядом), «мать колосьев». Но в конце июня хлеба уже заколосились, и пришла пора прощаться с Костромой ( остатки старого урожая, чтоб не мешали) . Кострома сжигалась, чтобы через год вернуть земле плодородие. Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, где Кострома представляет собой символ плодородия.
Вот сколько всего надо было успеть сделать в это очень важное время!
Можно попробовать