Обновление пароля

 >  >  >  > Лицевое шитье, или Живопись иглой

Лицевое шитье, или Живопись иглой

Виды творчества:   Вышивка > Вышивка гладью
Шитье > Кройка и шитье

Разрешите представить вам цикл статей по лицевому шитью. "Живопись иглой" — так по-другому называется лицевое шитье. 

лицевое шитье

Фрагмент плащаницы

Лицевое шитье — "живопись иглой", представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений. Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. Произведения лицевого шитья использовались только и исключительно в богослужебных целях. Это плащаницы, хоругви, облачения священнослужителей, подвесные пелены под иконы, воздухи, походные иконостасы и прочее.

золотое шитье

Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века — одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого.

Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Овладение лицевым шитьем входило в обязательное воспитание девушки-аристократки. Все великие княгини, а в последствии царицы, были искусными мастерицами в этом деле. Такое положение дел сложилось потому, что материалы для лицевого шитья были исключительно дорогими, а сам процесс работы очень долог и тяжел, требовал много свободного времени.

лицо

Казанская икона Божией Матери.

В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась "светлицей". В светлицах были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы светлиц были и остаются эталоном лицевого шитья. как в древнее, так  и в настоящее время. 

церковное шитье

Шить и вышивать должна была уметь каждая женщина Древней Руси. Прилежание к рукодельям почиталось за особую добродетель. "Добрые жены рукодельны" — пишет "Домосторой" (знаменитое произведение 16 века, содержащее различные правила "житейской мудрости"). Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина "по вся нощи без сна пребывала, в молбах и рукоделии, в подвиге и в ея личном деле".

церковное

Наиболее известные мастерские по лицевому шитью Старицких, Строгановых, царицы Анастасии Романовны, Годунова, великой княгини Соломонии Сабуровой и Софьи Палеолог.

Кроме того, существуют еще така называемые школы лицевого шитья, связанные с местностью, в которой они развивались. Различают византийскую, московскую и новгородские школы. Новгородская школа характеризуется пастельным колоритом и минимумом золота, московская — сочностью и многоцветностью; в ней тоже мало используется золото. Для византийской характерно обилие золота и серебра с цветными прикрепами и шитьем в лом.

шитье в раскол

Плащаница XVII века. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".
Размер: 135 х 189

Обычно "личнОе", то есть лицо и обнаженные части тела, вышивались шелком телесного или серого тона "атласным швом", при котором стежки плотно прилегают друг к другу, или швом "в раскол", когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. В мелких изображениях (особенно в 15 веке) лики шиты обычно вертикальными или горизонтальными стежками. В более крупных и монументальных работах мастерицы стремятся путем шитья по направлению мускулов, так называемого шитья "по форме", передать объем лица и тела. Этот получил развитие главным образом с середины 16 века, когда объем начинают подчеркивать также и употребление шелков разных оттенков.

атласное шитье

Барма (широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия. Древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения)

Выше представлены фотографии старинной вышивки. Но и сейчас этот вид искусства возрождается и развивается. А вот некоторые работы современных мастеров. Всё вышито вручную!

икона

Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.

плащаница

Плащаница Успения Пресвятой Богородицы.

старинная вышивка

Казанская икона Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери.

Фрагмент Плащаницы.

Продолжение следует. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email